DEVELOPMENT OF THE THEORY, METHODOLOGY AND PRACTICE OF COMPUTER EXPERIMENT IN SOCIO-ECONOMIC RESEARCH AND MANAGEMENT TASKS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the necessity of accumulation and statistical analysis of the results of computer simulation in the management is justified and a specific methodology and a program for its implementation is presented.

Keywords:
a computer experiment in governance, economic statistics.
Text

В настоящее время, особенно в моменты кризиса, все предприятия, прежде чем запустить новый метод ведения бизнеса либо модель продвижения на рынке, часто проводят управленческие эксперименты и маркетинговые исследования с целью распределить бюджет наиболее оптимально.

Эксперимент – сформированный и существующий метод проверки гипотезы, основанный на теоретических представлениях о связи между характеристиками изучаемого объекта.

Ограничения в применении эксперимента: 

  1. Его можно провести только над теми объектами, в которых можно выделить структуру переменных.
  2. Допустимо введение экспериментального фактора.
  3. Возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. 

С развитием компьютерной техники появился новый уникальный метод исследования – компьютерный эксперимент. 

Компьютерный эксперимент в управлении – это эксперимент над математической моделью управления объекта исследования на компьютере, который состоит в том, что по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. 

Компьютерные эксперименты сейчас очень часто применяются на предприятиях, так как с помощью них можно протестировать, насколько эффективный выбранный путь развития предприятия, рекламной компании, насколько рационально используется выделенный бюджет, а также спрогнозировать экономическую ситуацию на ближайшее будущее, определить некоторые управленческие решения.

Стратегия создания специальной методики и программы для накопления и статистического анализа результатов компьютерного эксперимента в управлении представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Создание методики

Типы эксперимента: факторные, регрессионные, экстремальные, отсеивающие, дискриминирующие.

Теория планирования эксперимента взяла свое начало с факторного планирования, которое было впервые рассмотрено Фишером в 1930-х гг. Основная суть заключается в построении экономических планов, по результатам проводимых измерений, в тех точках, в которых можно проводить процедуры статистических выводов о неизвестных параметрах регрессии [1, с. 37].

Технология  экономических экспериментов. Эксперименты, где объектом служит реальная экономика или ее модельные образы, называются экономическими.

Подходы относительно новой ветви экономической науки – экспериментальной экономики – основаны на опытной проверке предположений. Объектом служит реальная экономика или ее модельные образы.

В модельно имитационных экспериментах экономическая реальность подменяется ее модельными образами, а с 1950–1960-х гг. – математическими моделями. Данный подход эффективен, так как вычислительная техника может оперировать моделями в любом месте, любых обстоятельствах и с любой скоростью.

Некоторые экономические явления не поддаются моделированию, особенно те, где важно поведение и психологическое составляющее человека, в частности менеджерские способности, образование и деятельность предприятий, акционерных обществ, финансовых групп. 

Для того чтобы решить эти проблемы, ученые проводят достаточно сложные эксперименты, с помощью которых появляются человеко-машинные модели, которые могут создать ту или иную обстановку вокруг экспертов и сгенерировать человеческие реакции на обстановку. Такая экспертная деятельность влияет на рост компетентности людей, которые могут проанализировать проблему изнутри, в специальном ракурсе или системном виде [2, с. 112].

Можно сделать вывод, что компьютерные эксперименты в социально-экономических исследованиях производят причинно-следственные связи, играют значительную роль катализатора деятельности экспертов, помогают оценить эффективность новых моделей, рентабельность планируемых затрат. С помощью собранных статистических данных можно прогнозировать деятельность рекламных кампаний, а также общей путь развития предприятия. Проблемы, которые возникают в основных бизнес-процессах, связанные с человеческим фактором, решаются с помощью появления компьютерных экспериментов, так как можно проводить исследования там, где удобно, когда удобно, независимо от времени и скорости работы. В результате появляется обобщенная технология модельно-игровых экспериментов. 

References

1. Ivanov Yu.N. Ekonomicheskaya statistika [Tekst]: uchebnik / Yu.N. Ivanov. - M.: NITs Infra-M, 2013. - 668 s.

2. Klimantova G.I. Metodologiya i metody sotsiologicheskogo issledovaniya [Tekst]: uchebnik / G.I. Klimantova, E.M. Chernyak, A.A. Shchegortsov. - M.: Izdatel´sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2014. - 256 s.

Login or Create
* Forgot password?