РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована необходимость накопления и статистического анализа результатов компьютерного эксперимента в управлении и представлены конкретная методика и программа для его выполнения.

Ключевые слова:
компьютерный эксперимент в управлении, экономическая статистика.
Текст

В настоящее время, особенно в моменты кризиса, все предприятия, прежде чем запустить новый метод ведения бизнеса либо модель продвижения на рынке, часто проводят управленческие эксперименты и маркетинговые исследования с целью распределить бюджет наиболее оптимально.

Эксперимент – сформированный и существующий метод проверки гипотезы, основанный на теоретических представлениях о связи между характеристиками изучаемого объекта.

Ограничения в применении эксперимента: 

  1. Его можно провести только над теми объектами, в которых можно выделить структуру переменных.
  2. Допустимо введение экспериментального фактора.
  3. Возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. 

С развитием компьютерной техники появился новый уникальный метод исследования – компьютерный эксперимент. 

Компьютерный эксперимент в управлении – это эксперимент над математической моделью управления объекта исследования на компьютере, который состоит в том, что по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. 

Компьютерные эксперименты сейчас очень часто применяются на предприятиях, так как с помощью них можно протестировать, насколько эффективный выбранный путь развития предприятия, рекламной компании, насколько рационально используется выделенный бюджет, а также спрогнозировать экономическую ситуацию на ближайшее будущее, определить некоторые управленческие решения.

Стратегия создания специальной методики и программы для накопления и статистического анализа результатов компьютерного эксперимента в управлении представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Создание методики

Типы эксперимента: факторные, регрессионные, экстремальные, отсеивающие, дискриминирующие.

Теория планирования эксперимента взяла свое начало с факторного планирования, которое было впервые рассмотрено Фишером в 1930-х гг. Основная суть заключается в построении экономических планов, по результатам проводимых измерений, в тех точках, в которых можно проводить процедуры статистических выводов о неизвестных параметрах регрессии [1, с. 37].

Технология  экономических экспериментов. Эксперименты, где объектом служит реальная экономика или ее модельные образы, называются экономическими.

Подходы относительно новой ветви экономической науки – экспериментальной экономики – основаны на опытной проверке предположений. Объектом служит реальная экономика или ее модельные образы.

В модельно имитационных экспериментах экономическая реальность подменяется ее модельными образами, а с 1950–1960-х гг. – математическими моделями. Данный подход эффективен, так как вычислительная техника может оперировать моделями в любом месте, любых обстоятельствах и с любой скоростью.

Некоторые экономические явления не поддаются моделированию, особенно те, где важно поведение и психологическое составляющее человека, в частности менеджерские способности, образование и деятельность предприятий, акционерных обществ, финансовых групп. 

Для того чтобы решить эти проблемы, ученые проводят достаточно сложные эксперименты, с помощью которых появляются человеко-машинные модели, которые могут создать ту или иную обстановку вокруг экспертов и сгенерировать человеческие реакции на обстановку. Такая экспертная деятельность влияет на рост компетентности людей, которые могут проанализировать проблему изнутри, в специальном ракурсе или системном виде [2, с. 112].

Можно сделать вывод, что компьютерные эксперименты в социально-экономических исследованиях производят причинно-следственные связи, играют значительную роль катализатора деятельности экспертов, помогают оценить эффективность новых моделей, рентабельность планируемых затрат. С помощью собранных статистических данных можно прогнозировать деятельность рекламных кампаний, а также общей путь развития предприятия. Проблемы, которые возникают в основных бизнес-процессах, связанные с человеческим фактором, решаются с помощью появления компьютерных экспериментов, так как можно проводить исследования там, где удобно, когда удобно, независимо от времени и скорости работы. В результате появляется обобщенная технология модельно-игровых экспериментов. 

Список литературы

1. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика [Текст]: учебник / Ю.Н. Иванов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 668 с.

2. Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования [Текст]: учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 256 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?