ORGANIZATIONAL DIRECTION OF TEACHERS´ METHODOLOGICAL SUPPORT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract The article presents the experience of methodological support of teachers, including the study of requests methodological support and practical assistance to teachers.

Keywords:
organizational and methodological activities, methodological support, interactive methods.
Text

Организационно-методическая деятельность в рамках методического сопровождения педагогов включает изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; организация работы методических объединений педагогических работников; участие в разработке содержания регионального компонента образовательной программы детского сада; участие в разработке программы развития учреждения; обеспечение комплектования фондов учебно-методической литературы учреждения; подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников учреждения; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся учреждения.

Среди форм организационно-методического сопровождения, как показывают результаты веб-анкетирования журнала «Современный детский сад» в 2014 году [2], наиболее эффективными признаются методическая помощь при подготовке к самоаттестации (36,4%) и в повышении квалификации (63,6%), организация конкурсов профессионального мастерства (54,5%). 

Таблица 1

Результаты мониторинга организационно-методического направления методического сопровождения педагогов детского сада
Ответ %
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам 38,46
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам в период подготовки к аттестации в межаттестационный период 46,15
Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования 61,54
Организация работы методических объединений педагогических работников 46,15
Участие в разработке содержания регионального компонента образовательной программы детского сада 23,08
Участие в разработке программы развития учреждения 38,46
Обеспечение комплектования фондов учебно-методической литературы учреждения 30,77
Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников учреждения 53,85
Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций 61,54

 

Кроме того, в рамках организационно-методического направления работы наиболее популярными являются следующие интерактивные методы методического сопровождения.

Метод деловых игр

Деловые игры позволяют педагогам эмоционально включиться в решение ситуационных педагогических задач и самоорганизоваться на примере игровой деятельности, близкой им по опыту работы с детьми. Затем на основе метода имитационного или игрового моделирования попытаться вместе решить задачи, которые не осознавались ранее как проблемные. При этом любая деловая игра включает несколько компонентов: игровое стимулирование и проблему, имитацию реальной ситуации, реальное различие интересов, мнений, точек зрения участников при условии соблюдения игровых правил.

Среди классификации таких игр выделяют следующие (по Н.Ф. Дику [3]):

  • Имитационные деловые игры – вид деловых игр, которые связаны с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами. Например, педагогам предлагается сделать игровое упражнение «Островки» [6]: всем участникам нужно разместиться на газете (сначала на всей, потом – на половине газеты, под конец – на трети). Воспитатели разбиваются на группки по 4–6 человек и на скорость выполняют задания. Затем участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
  • Ситуационные деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т.е. напряженное действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры всегда связаны с конфликтом. 
  • Сюжетные деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определенном сюжете. Например, воспитателям-сменщикам предлагается поиграть в «сиамских близнецов» [4]. Затем проводится обсуждение: трудно ли было создавать картину вместе? В чем именно заключалась трудность? Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).
  • Ролевые деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются характеристики ролей и позиции участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы. 
  • Функциональные и позиционные деловые игры – вид деловых игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по технологиям, программам посредством борьбы мнений. 
  • Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, разработок.

Игровые тренинги

Игровые тренинги направлены на активизацию потенциалов эмоционального и личностного роста в условиях пересечения игровой и профессиональной деятельности педагогов, индивидуальной и групповой работы с воспитателями. Они помогают эффективно проводить профилактику профессионального выгорания воспитателей и специалистов в условиях включения в разные формы методической работы отдельных психогимнастических этюдов, игровых упражнений и серии обучающих, тренинговых ситуаций. Например.

Игровой тренинг «Квадрат» [1]

Инструкция ведущего следующая: «Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат». Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Можно строиться и в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Главный вопрос: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

Педагогический КВН [5]

Педагогический КВН позволяет:

  • включить в активную деятельность всех воспитателей, специалистов, работающих в детском саду, и направить их на взаимное сотрудничество;
  • сблизить педагогов всех возрастов и с различным педагогическим стажем;
  • актуализировать и активизировать у педагогов знания, имеющиеся и полученные на семинарах, консультациях и при самостоятельном изучении.

Этапы подготовки КВН в детском саду описаны ниже. 

1-й этап – первичная организационная работа. В первую очередь необходимо решить, сколько команд будет участвовать в мероприятии (удобно создавать группы из 5–6 человек). Желательно сделать это таким образом, чтобы в каждой из них были и педагоги-стажеры, и молодые специалисты, и узкие специалисты (музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагог-психолог и учитель-логопед). Возможно формирование команд по принципу учета возрастных групп, с которыми работают воспитатели. 

Далее разрабатывается сценарий. Он должен содержать разнообразные задания с регламентом их выполнения.

2-й этап – подготовка к соревнованиям. 

Для начала до сведения каждой команды доводится, какого рода задания будут в КВН (без конкретики). Команды придумывают свое название, девиз, эмблему (или другую атрибутику). Педагоги знакомятся также с темой домашнего задания, выбирают дни, когда им удобнее готовиться. Обычно за время подготовки собираются 3–4 раза. В первый раз – для выбора капитана, распределения обязанностей, подбора материала и атрибутики. На последующих сборах отрабатываются наработанный материал, домашнее задание, проверяется выполнение поручений. 

В помощь участникам в методическом кабинете готовится выставка методической и публицистической литературы.

3 этап – проведение КВН.

На подготовку зала и команд выделяется 5–7 мин. Вначале участники знакомятся с составом жюри, затем определяется место команд в зале. Задания даются непосредственно перед проведением каждого этапа конкурса с объявления участникам оценочной шкалы. При этом если четко продумана организация КВН, соблюдается регламент выступлений, а ведущий лаконичен, то основная часть мероприятия длится 50 мин.

В конце мероприятия объявляется конечный результат и происходит награждение: в первую очередь команды-победителя, затем поощрительные призы получают остальные команды. Обычно призами являются методическая литература, канцелярские товары, сладости.

Конкурс профессионального мастерства

Конкурс профессионального мастерства включает несколько методов и форм методического сопровождения воспитателей и специалистов ДОО, направлен на их сплочение и демонстрацию положительного педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня готовности к управлению качеством образовательного процесса, активизацию установок на творчество и импровизацию. Он может быть организован по-разному. Например, так, как это описано старшим воспитателем ГБОУ детского сада № 1505 компенсирующего вида г. Москвы Л.А. Абузяровой под руководством Н.В. Микляевой.

Цели и задачи проведения конкурса педагогического мастерства: изучение уровня сформированости профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника; формирование профессиональных умений, связанных с проявлением педагогического такта в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОО; развитие обусловленных особенностями осуществления педагогической деятельности внимания и наблюдательности, творческого мышления и воображения.

Сценарий конкурса:

1 тур конкурса: Психологическая настройка на участие в конкурсе и творческую работу. 

Воспитателям предлагается принять участие в выполнении упражнений на формирование умений быстро включаться в деятельность и управлять своим творческим самочувствием. Для этого педагогам предлагаются упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение 1. «Войди в наш круг» 

Все воспитатели стоят в кругу, один из них – вне. С помощью максимального использования всех возможностей невербальных средств общения надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Упражнение 2. «Коллективный рисунок» 

Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, а свои чувства и мысли выразить в коллективном рисунке, написать или разыграть короткий рассказ, связанный с его содержанием. Упражнение активизирует произвольное внимание, творческое воображение.

Упражнение 3. «Почемучка» 

Для проведения упражнения используется картина остросюжетного содержания, которая демонстрируется воспитателям. Им предлагается внимательно рассмотреть ее, дать название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно всеми членами педагогического коллектива, участвующими в конкурсе, по кругу. Благодаря данному упражнению активизируется способность педагогов к постановке проблем, анализирующее восприятие и творческое воображение.

Упражнение 4. «Сделай подарок»

Все сидят в кругу. По очереди педагогам предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально, используя мимику и жесты. Те, кому дарят подарок, должны отгадать, что же этого может быть.

2 тур конкурса: Владение приемами педагогической техники. Управление своим эмоциональным состоянием.

Упражнение 1. «Имитационная игра» 

Требуется войти в группу в образе ребенка, заведующей, методиста. Проследить, как меняется эмоциональный настрой, передается характер персонажей.

Упражнение 2. «Здравствуйте!»

Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Упражнение 3. «Глаза в глаза»

«Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий».

Упражнение 4. «Микропреподавание»

Нужно рассказать слушателям – аудитории – о том, каким образом можно управлять собой в ситуации, когда необходимо обсудить с детьми их поведения (этическая беседа). В ходе рассказа слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Затем выступавшему воспитателю необходимо описать свое физическое и психологическое состояние во время микропреподавания. Сравниваются самоотчет выступавшего и отчеты слушателей.

3 тур конкурса: Задания на проверку педагогического мастерства и такта воспитателя.

Упражнение 1. «Анализ проблемной ситуации»

Ведущий, обращаясь к педагогам, говорит: «Вам дается несколько секунд на то, чтобы разбиться на три команды. Получилось? Какая помощь нужна? 

Теперь вместе с членами ваших команд проанализируйте следующую проблемную ситуацию:

«Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:

– Что ты собираешься рисовать и чем? 

– Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? 

– Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования надо все положить на свое место».

Ответьте на вопросы: Чем обосновано такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей? Есть ли в нем необходимость? Почему вы так думаете?

Упражнение 2. «Детская поделка»

Команде предлагается за определенное время создать с помощью цветной бумаги, листов картона, шерстяных ниток, ножниц и клея поделку – детскую игрушку – так, чтобы было ясно, дети какой возрастной группы могли ее сделать. Команда-соперница должна отгадать возраст детей и обосновать свой ответ.

Упражнение 3. «Ролевая игра» 

Каждая команда педагогов заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности. При этом анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.

Упражнение 4. «Проведение беседы с ребенком»

Данное задание выполняется капитанами команд. Им предлагается проанализировать следующую ситуацию: «Ребенок вашей группы ударил другого, с которым играл. Вы воспитатель. Ваши действия...».

Подведение итогов конкурса (экспертная оценка жюри) и награждение победителей.

Таковы особенности организационно-методического сопровождения педагогического коллектива современного детского сада. Фактически, они отражают своеобразие ФГОС дошкольного образования и Стандарта профессиональной деятельности педагога через призму интерактивных форм педагогического взаимодействия.

References

1. Borit´ko A. Trening «Splochenie kollektiva» [Elektronnyy resurs] / A. Borit´ko, Yu. Takmakova. - URL: http://www.psyoffice.ru/4-0-5622.htm

2. Ivanova M.A. Pedagogicheskiy kollektiv doshkol´nogo otdeleniya i detskogo sada: problemy i perspektivy razvitiya v edinstve s profsoyuzom [Tekst] / M.A. Ivanova. Sovremennyy detskiy sad. - 2014. - № 4.

3. Miklyaeva N.V. Rabota pedagoga-psikhologa v DOU [Tekst]: metodicheskoe posobie / N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva. - M.: Ayris-press, 2005.

4. Rogova I.Yu. Trening na splochenie pedagogicheskogo kollektiva «Ya + Ty = My» [Elektronnyy resurs] / I.Yu. Rogova. - URL: http://goo.gl/1E4T3t

5. Stibunova I.L. Pedagogicheskiy KVN - effektivnaya forma gruppovoy raboty [Tekst] / I.L. Stibunova. Spravochnik starshego vospitatelya DOU. - 2007. - № 3. - S. 8, 9

6. Yurasova V.M. Trening «Splochenie pedagogicheskogo kollektiva» [Elektronnyy resurs] / V.M. Yurasova. - URL: http://goo.gl/oj8iiP

Login or Create
* Forgot password?