В статье представлен опыт организации методического сопровождения педагогов, включающий изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам.
организационно-методическая деятельность, методическое сопровождение, интерактивные методы.
Организационно-методическая деятельность в рамках методического сопровождения педагогов включает изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; организация работы методических объединений педагогических работников; участие в разработке содержания регионального компонента образовательной программы детского сада; участие в разработке программы развития учреждения; обеспечение комплектования фондов учебно-методической литературы учреждения; подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников учреждения; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся учреждения.
Среди форм организационно-методического сопровождения, как показывают результаты веб-анкетирования журнала «Современный детский сад» в 2014 году [2], наиболее эффективными признаются методическая помощь при подготовке к самоаттестации (36,4%) и в повышении квалификации (63,6%), организация конкурсов профессионального мастерства (54,5%).
Таблица 1
Ответ | % |
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам | 38,46 |
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам в период подготовки к аттестации в межаттестационный период | 46,15 |
Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования | 61,54 |
Организация работы методических объединений педагогических работников | 46,15 |
Участие в разработке содержания регионального компонента образовательной программы детского сада | 23,08 |
Участие в разработке программы развития учреждения | 38,46 |
Обеспечение комплектования фондов учебно-методической литературы учреждения | 30,77 |
Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников учреждения | 53,85 |
Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций | 61,54 |
Кроме того, в рамках организационно-методического направления работы наиболее популярными являются следующие интерактивные методы методического сопровождения.
Метод деловых игр
Деловые игры позволяют педагогам эмоционально включиться в решение ситуационных педагогических задач и самоорганизоваться на примере игровой деятельности, близкой им по опыту работы с детьми. Затем на основе метода имитационного или игрового моделирования попытаться вместе решить задачи, которые не осознавались ранее как проблемные. При этом любая деловая игра включает несколько компонентов: игровое стимулирование и проблему, имитацию реальной ситуации, реальное различие интересов, мнений, точек зрения участников при условии соблюдения игровых правил.
Среди классификации таких игр выделяют следующие (по Н.Ф. Дику [3]):
- Имитационные деловые игры – вид деловых игр, которые связаны с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами. Например, педагогам предлагается сделать игровое упражнение «Островки» [6]: всем участникам нужно разместиться на газете (сначала на всей, потом – на половине газеты, под конец – на трети). Воспитатели разбиваются на группки по 4–6 человек и на скорость выполняют задания. Затем участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
- Ситуационные деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т.е. напряженное действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры всегда связаны с конфликтом.
- Сюжетные деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определенном сюжете. Например, воспитателям-сменщикам предлагается поиграть в «сиамских близнецов» [4]. Затем проводится обсуждение: трудно ли было создавать картину вместе? В чем именно заключалась трудность? Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).
- Ролевые деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются характеристики ролей и позиции участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы.
- Функциональные и позиционные деловые игры – вид деловых игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по технологиям, программам посредством борьбы мнений.
- Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, разработок.
Игровые тренинги
Игровые тренинги направлены на активизацию потенциалов эмоционального и личностного роста в условиях пересечения игровой и профессиональной деятельности педагогов, индивидуальной и групповой работы с воспитателями. Они помогают эффективно проводить профилактику профессионального выгорания воспитателей и специалистов в условиях включения в разные формы методической работы отдельных психогимнастических этюдов, игровых упражнений и серии обучающих, тренинговых ситуаций. Например.
Игровой тренинг «Квадрат» [1]
Инструкция ведущего следующая: «Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат». Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Можно строиться и в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Главный вопрос: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
Педагогический КВН [5]
Педагогический КВН позволяет:
- включить в активную деятельность всех воспитателей, специалистов, работающих в детском саду, и направить их на взаимное сотрудничество;
- сблизить педагогов всех возрастов и с различным педагогическим стажем;
- актуализировать и активизировать у педагогов знания, имеющиеся и полученные на семинарах, консультациях и при самостоятельном изучении.
Этапы подготовки КВН в детском саду описаны ниже.
1-й этап – первичная организационная работа. В первую очередь необходимо решить, сколько команд будет участвовать в мероприятии (удобно создавать группы из 5–6 человек). Желательно сделать это таким образом, чтобы в каждой из них были и педагоги-стажеры, и молодые специалисты, и узкие специалисты (музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагог-психолог и учитель-логопед). Возможно формирование команд по принципу учета возрастных групп, с которыми работают воспитатели.
Далее разрабатывается сценарий. Он должен содержать разнообразные задания с регламентом их выполнения.
2-й этап – подготовка к соревнованиям.
Для начала до сведения каждой команды доводится, какого рода задания будут в КВН (без конкретики). Команды придумывают свое название, девиз, эмблему (или другую атрибутику). Педагоги знакомятся также с темой домашнего задания, выбирают дни, когда им удобнее готовиться. Обычно за время подготовки собираются 3–4 раза. В первый раз – для выбора капитана, распределения обязанностей, подбора материала и атрибутики. На последующих сборах отрабатываются наработанный материал, домашнее задание, проверяется выполнение поручений.
В помощь участникам в методическом кабинете готовится выставка методической и публицистической литературы.
3 этап – проведение КВН.
На подготовку зала и команд выделяется 5–7 мин. Вначале участники знакомятся с составом жюри, затем определяется место команд в зале. Задания даются непосредственно перед проведением каждого этапа конкурса с объявления участникам оценочной шкалы. При этом если четко продумана организация КВН, соблюдается регламент выступлений, а ведущий лаконичен, то основная часть мероприятия длится 50 мин.
В конце мероприятия объявляется конечный результат и происходит награждение: в первую очередь команды-победителя, затем поощрительные призы получают остальные команды. Обычно призами являются методическая литература, канцелярские товары, сладости.
Конкурс профессионального мастерства
Конкурс профессионального мастерства включает несколько методов и форм методического сопровождения воспитателей и специалистов ДОО, направлен на их сплочение и демонстрацию положительного педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня готовности к управлению качеством образовательного процесса, активизацию установок на творчество и импровизацию. Он может быть организован по-разному. Например, так, как это описано старшим воспитателем ГБОУ детского сада № 1505 компенсирующего вида г. Москвы Л.А. Абузяровой под руководством Н.В. Микляевой.
Цели и задачи проведения конкурса педагогического мастерства: изучение уровня сформированости профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника; формирование профессиональных умений, связанных с проявлением педагогического такта в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОО; развитие обусловленных особенностями осуществления педагогической деятельности внимания и наблюдательности, творческого мышления и воображения.
Сценарий конкурса:
1 тур конкурса: Психологическая настройка на участие в конкурсе и творческую работу.
Воспитателям предлагается принять участие в выполнении упражнений на формирование умений быстро включаться в деятельность и управлять своим творческим самочувствием. Для этого педагогам предлагаются упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упражнение 1. «Войди в наш круг»
Все воспитатели стоят в кругу, один из них – вне. С помощью максимального использования всех возможностей невербальных средств общения надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упражнение 2. «Коллективный рисунок»
Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, а свои чувства и мысли выразить в коллективном рисунке, написать или разыграть короткий рассказ, связанный с его содержанием. Упражнение активизирует произвольное внимание, творческое воображение.
Упражнение 3. «Почемучка»
Для проведения упражнения используется картина остросюжетного содержания, которая демонстрируется воспитателям. Им предлагается внимательно рассмотреть ее, дать название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно всеми членами педагогического коллектива, участвующими в конкурсе, по кругу. Благодаря данному упражнению активизируется способность педагогов к постановке проблем, анализирующее восприятие и творческое воображение.
Упражнение 4. «Сделай подарок»
Все сидят в кругу. По очереди педагогам предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально, используя мимику и жесты. Те, кому дарят подарок, должны отгадать, что же этого может быть.
2 тур конкурса: Владение приемами педагогической техники. Управление своим эмоциональным состоянием.
Упражнение 1. «Имитационная игра»
Требуется войти в группу в образе ребенка, заведующей, методиста. Проследить, как меняется эмоциональный настрой, передается характер персонажей.
Упражнение 2. «Здравствуйте!»
Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Упражнение 3. «Глаза в глаза»
«Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий».
Упражнение 4. «Микропреподавание»
Нужно рассказать слушателям – аудитории – о том, каким образом можно управлять собой в ситуации, когда необходимо обсудить с детьми их поведения (этическая беседа). В ходе рассказа слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Затем выступавшему воспитателю необходимо описать свое физическое и психологическое состояние во время микропреподавания. Сравниваются самоотчет выступавшего и отчеты слушателей.
3 тур конкурса: Задания на проверку педагогического мастерства и такта воспитателя.
Упражнение 1. «Анализ проблемной ситуации»
Ведущий, обращаясь к педагогам, говорит: «Вам дается несколько секунд на то, чтобы разбиться на три команды. Получилось? Какая помощь нужна?
Теперь вместе с членами ваших команд проанализируйте следующую проблемную ситуацию:
«Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:
– Что ты собираешься рисовать и чем?
– Как будешь располагать рисунок на листе бумаги?
– Что нарисуешь сначала, а что потом?
Напоминает, что после рисования надо все положить на свое место».
Ответьте на вопросы: Чем обосновано такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей? Есть ли в нем необходимость? Почему вы так думаете?
Упражнение 2. «Детская поделка»
Команде предлагается за определенное время создать с помощью цветной бумаги, листов картона, шерстяных ниток, ножниц и клея поделку – детскую игрушку – так, чтобы было ясно, дети какой возрастной группы могли ее сделать. Команда-соперница должна отгадать возраст детей и обосновать свой ответ.
Упражнение 3. «Ролевая игра»
Каждая команда педагогов заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности. При этом анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.
Упражнение 4. «Проведение беседы с ребенком»
Данное задание выполняется капитанами команд. Им предлагается проанализировать следующую ситуацию: «Ребенок вашей группы ударил другого, с которым играл. Вы воспитатель. Ваши действия...».
Подведение итогов конкурса (экспертная оценка жюри) и награждение победителей.
Таковы особенности организационно-методического сопровождения педагогического коллектива современного детского сада. Фактически, они отражают своеобразие ФГОС дошкольного образования и Стандарта профессиональной деятельности педагога через призму интерактивных форм педагогического взаимодействия.
1. Боритько А. Тренинг «Сплочение коллектива» [Электронный ресурс] / А. Боритько, Ю. Такмакова. - URL: http://www.psyoffice.ru/4-0-5622.htm
2. Иванова М.А. Педагогический коллектив дошкольного отделения и детского сада: проблемы и перспективы развития в единстве с профсоюзом [Текст] / М.А. Иванова // Современный детский сад. - 2014. - № 4.
3. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Рогова И.Ю. Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Я + Ты = Мы» [Электронный ресурс] / И.Ю. Рогова. - URL: http://goo.gl/1E4T3t
5. Стибунова И.Л. Педагогический КВН - эффективная форма групповой работы [Текст] / И.Л. Стибунова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2007. - № 3. - С. 8, 9
6. Юрасова В.М. Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» [Электронный ресурс] / В.М. Юрасова. - URL: http://goo.gl/oj8iiP