THEORETICAL QUESTIONS THE ESSENCE OF PEDAGOGICAL SKILLS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with general theoretical, methodological issues of the essence of pedagogical skills, forms of interaction in the process of communication, conflict as a psychological and pedagogical problem in the activity of the teacher, the pedagogical potential of the teacher´s image, the problem of justice in the implementation of the evaluation function, professional responsibility as a reflection of professional competence, which became the object of analysis of the textbook of I.P. Andriadi "Basics of pedagogical skills."

Keywords:
pedagogical skills, common humanistic sub-course, the teacher professional standards, professional responsibility.
Text

Курс «Основы педагогического мастерства» является интегративным и находится на пересечении таких учебных дисциплин, как педагогика, психология, педагогические теории, системы и технологии и др.

Данная учебная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части. Освоение дисциплины «Основы педагогического мастерства» является необходимой составляющей для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, а также прохождения педагогической практики, подготовки курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. В то же время курс актуален и для многих вузов непедагогической направленности. Эта дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП магистратуры и бакалавриата.

Актуальность представленных в учебнике разделов для подготовки специалистов в области образования не вызывает сомнений. Рассмотренные в учебнике аспекты профессиональной деятельности педагога не потеряли своей актуальности и в этой связи своевременны. Действительно, в современном педагогическом образовании недостаточно реализуется методологический потенциал, содержащийся в использовании объединенных ресурсов, показавших свою действенность в подготовке педагогических кадров, научных подходов. В произвольной педагогической ситуации возникают определенные противоречия, которые препятствуют в той или иной степени осуществлению учебно-воспитательной деятельности и могут осознаваться учителем как проблемы. Учитель должен проанализировать ситуацию, выявить проблемы, оценить их актуальность и сформулировать профессиональные задачи по их разрешению. Для того чтобы принимаемые учителем решения были эффективными, он должен владеть необходимой теоретической базой и технологией, позволяющей на основе научных знаний правильно идентифицировать проблему и выбрать наиболее оптимальные стратегию и тактику ее разрешения.

Содержание учебника состоит из введения, восьми глав и приложения. Представленные разделы учебника допускают структурировать материал на модульной основе. Блоки тем распределены следующим образом. Педагогическое мастерство и его структура (1. Понятие «педагогическое мастерство». Объективные и субъективные стороны педагогического мастерства и его структура; 2. Развитие креативных способностей – основа становления профессионального мастерства; 3. Общее, специфическое и индивидуальное в педагогическом мастерстве). Эффективное общение – основа педагогического мастерства (1. Деятельность общения – органическая составляющая педагогической деятельности; 2. Убеждение и внушение в педагогическом процессе). Стиль – как форма отношений педагога с учениками (1. Объективные и субъективные факторы стиля управления; 2. Стилевые особенности взаимодействия). Конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя (1. Причины возникновения конфликтов; 2. Формы проявления конфликтов и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт). Педагогическое мастерство и авторитет учителя (1. Сущность и содержание авторитета учителя; 2. Структура авторитета; 3. Критерии и уровни авторитета; 4. Психолого-педагогические принципы построения авторитета учителя). Педагогический потенциал имиджа учителя (1. Функции и структура имиджа учителя; 2. Визуальный компонент имиджа; 3. Внешний вид в визуальном компоненте имиджа; 4. Современные проблемы формирования имиджа учителя). Взаимосвязь функции оценивания и проблемы справедливости в педагогической деятельности. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога.

Содержание учебного издания в полной мере отражает его название. В учебнике логично увязаны теория и практика вопроса. Дается трактовка терминов, при этом нет перегруженности этой составляющей содержания учебника. Структура издания отражает современные тенденции и акценты в системе образования, дает представление о целостности профессиональной деятельности педагога, его личности, способствует формированию гуманистической направленности.

Учебное издание написано в ярком, образном стиле. Автор обсуждает многие проблемы образования, вызывающие многочисленные споры и дискуссии. В диалоге с читателем большое внимание уделяется обсуждению неоднозначности в постановке и решении задач профессиональной подготовки к образовательной деятельности.

После каждого блока (раздела) даны литература и вопросы для самоподготовки и проверки знаний, в приложении – упражнения и тестовые задания для самоконтроля. Жанр книги и область рассматриваемых вопросов четко определяются и не противоречат заявленной (учебник).

Учебное издание И.П. Андриади «Основы педагогического мастерства» является оригинальной методической разработкой, соответствующей современным требованиям подготовки специалистов области образования.

Учебное издание может быть рекомендовано к использованию в образовательном процессе в соответствии с адресностью, заявленной автором.

References

1. Andriadi I.P. Professional´nye normy i professional´naya otvetstvennost´ pedagoga [Tekst] / I.P. Andriadi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 4. - S. 46-48.

2. Andriadi I.P. Osnovy pedagogicheskogo masterstva [Tekst] / I.P. Andriadi. - M.: INFRA-M, 2015.

3. Andriadi I.P. Professional´nye normy i professional´naya otvetstvennost´ pedagoga [Tekst] / I.P. Andriadi. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 4. - S. 46-48.

4. Andriadi I.P. Osnovnye napravleniya keys-tekhnologiy v professional´noy podgotovke uchitelya [Tekst] / I.P. Andriadi, S.Yu. Temina. - M., 2014.

5. Andriadi I.P. Istoki stanovleniya avtoriteta uchitelya / I.P. Andriadi [Tekst] / I.P. Andriadi. Shkola i proizvodstvo. - 2008. - T. 8. - S. 2.

6. Savost´yanov A.I. Professional´naya kompetentnost´ pedagoga [Tekst]: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial´nosti (OPD.F.02-pedagogika) / A.I. Savost´yanov, I.P. Andriadi, M.P. Semakov. - M., 2009.

7. Teoriya obucheniya [Tekst]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial´nostyam «Pedagogika i psikhologiya» i «Pedagogika» / I.P. Andriadi i dr.; pod red. I.P. Andriadi. - M., 2010.

Login or Create
* Forgot password?