ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются общетеоретические, методологические вопросы сущности педагогического мастерства, формы взаимодействия в процессе общения, конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя, педагогический потенциал имиджа учителя, проблема справедливости в реализации функции оценивания, профессиональная ответственность как отражение профессиональной компетентности, ставшие объектом анализа в учебнике И.П. Андриади «Основы педагогического мастерства».

Ключевые слова:
педагогическое мастерство, общегуманистический подход, профессиональные нормы педагога, профессиональная ответственность.
Текст

Курс «Основы педагогического мастерства» является интегративным и находится на пересечении таких учебных дисциплин, как педагогика, психология, педагогические теории, системы и технологии и др.

Данная учебная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части. Освоение дисциплины «Основы педагогического мастерства» является необходимой составляющей для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, а также прохождения педагогической практики, подготовки курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. В то же время курс актуален и для многих вузов непедагогической направленности. Эта дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП магистратуры и бакалавриата.

Актуальность представленных в учебнике разделов для подготовки специалистов в области образования не вызывает сомнений. Рассмотренные в учебнике аспекты профессиональной деятельности педагога не потеряли своей актуальности и в этой связи своевременны. Действительно, в современном педагогическом образовании недостаточно реализуется методологический потенциал, содержащийся в использовании объединенных ресурсов, показавших свою действенность в подготовке педагогических кадров, научных подходов. В произвольной педагогической ситуации возникают определенные противоречия, которые препятствуют в той или иной степени осуществлению учебно-воспитательной деятельности и могут осознаваться учителем как проблемы. Учитель должен проанализировать ситуацию, выявить проблемы, оценить их актуальность и сформулировать профессиональные задачи по их разрешению. Для того чтобы принимаемые учителем решения были эффективными, он должен владеть необходимой теоретической базой и технологией, позволяющей на основе научных знаний правильно идентифицировать проблему и выбрать наиболее оптимальные стратегию и тактику ее разрешения.

Содержание учебника состоит из введения, восьми глав и приложения. Представленные разделы учебника допускают структурировать материал на модульной основе. Блоки тем распределены следующим образом. Педагогическое мастерство и его структура (1. Понятие «педагогическое мастерство». Объективные и субъективные стороны педагогического мастерства и его структура; 2. Развитие креативных способностей – основа становления профессионального мастерства; 3. Общее, специфическое и индивидуальное в педагогическом мастерстве). Эффективное общение – основа педагогического мастерства (1. Деятельность общения – органическая составляющая педагогической деятельности; 2. Убеждение и внушение в педагогическом процессе). Стиль – как форма отношений педагога с учениками (1. Объективные и субъективные факторы стиля управления; 2. Стилевые особенности взаимодействия). Конфликты – как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя (1. Причины возникновения конфликтов; 2. Формы проявления конфликтов и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт). Педагогическое мастерство и авторитет учителя (1. Сущность и содержание авторитета учителя; 2. Структура авторитета; 3. Критерии и уровни авторитета; 4. Психолого-педагогические принципы построения авторитета учителя). Педагогический потенциал имиджа учителя (1. Функции и структура имиджа учителя; 2. Визуальный компонент имиджа; 3. Внешний вид в визуальном компоненте имиджа; 4. Современные проблемы формирования имиджа учителя). Взаимосвязь функции оценивания и проблемы справедливости в педагогической деятельности. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога.

Содержание учебного издания в полной мере отражает его название. В учебнике логично увязаны теория и практика вопроса. Дается трактовка терминов, при этом нет перегруженности этой составляющей содержания учебника. Структура издания отражает современные тенденции и акценты в системе образования, дает представление о целостности профессиональной деятельности педагога, его личности, способствует формированию гуманистической направленности.

Учебное издание написано в ярком, образном стиле. Автор обсуждает многие проблемы образования, вызывающие многочисленные споры и дискуссии. В диалоге с читателем большое внимание уделяется обсуждению неоднозначности в постановке и решении задач профессиональной подготовки к образовательной деятельности.

После каждого блока (раздела) даны литература и вопросы для самоподготовки и проверки знаний, в приложении – упражнения и тестовые задания для самоконтроля. Жанр книги и область рассматриваемых вопросов четко определяются и не противоречат заявленной (учебник).

Учебное издание И.П. Андриади «Основы педагогического мастерства» является оригинальной методической разработкой, соответствующей современным требованиям подготовки специалистов области образования.

Учебное издание может быть рекомендовано к использованию в образовательном процессе в соответствии с адресностью, заявленной автором.

Список литературы

1. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4. - С. 46-48.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства [Текст] / И.П. Андриади. - М.: ИНФРА-М, 2015.

3. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4. - С. 46-48.

4. Андриади И.П. Основные направления кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя [Текст] / И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М., 2014.

5. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя / И.П. Андриади [Текст] / И.П. Андриади // Школа и производство. - 2008. - Т. 8. - С. 2.

6. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога [Текст]: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по специальности (ОПД.Ф.02-педагогика) / А.И. Савостьянов, И.П. Андриади, М.П. Семаков. - М., 2009.

7. Теория обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / И.П. Андриади и др.; под ред. И.П. Андриади. - М., 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?