DEANS OF RUSSIA: THE SOCIOLOGICAL PORTRAIT, TECHNOLOGY AND ORGANIZATION OF ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the research results presented in the book "The dean´s office of Russia: sociological portrait, technology and organization of activities." The features of the composition and content of the activities of the Deccan housing Russian universities are shown.

Keywords:
Dean, faculty, higher education, technology and organization.
Text

Актуальность работы. Изменения, происходящие в настоящее время в системе высшего образования, выдвигают повышенные требования к системе управления в высшей школе. Во-первых, модернизация российского образования усложняет характер задач, стоящих перед образовательными организациями, требует изменения управленческих функций и роли руководителей на всех уровнях управления высшим учебным заведением. Во-вторых, в условиях возрастания требований к качеству подготовки специалистов организация работы факультетов в вузах значительно усложняется. В-третьих, повышение эффективности внутривузовского менеджмента является серьезным основанием повышения конкурентоспособности образовательной организации в целом и одним из ключевых факторов ускорения адаптации вуза к современным социально-экономическим условиям.

Эти обстоятельства определили необходимость проведения специальных исследований системы управления факультетами российских вузов.

Такие исследования проведены коллективом кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора, директора Института экономики и менеджмента Семена Давыдовича Резника в рамках выполнения проекта «Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом – ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса» по заданию Минобрнауки России.

При проведении исследований в центре внимания авторов была проблема разработки теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факультетом высшего учебного заведения. 

Полагаю, что разработка модели, принципов и механизмов системы управления факультетом высшего учебного заведения – интересный, требующий теоретической проработки и практически значимый вопрос, обладающий существенной научной новизной.

Результаты исследований представлены в монографии «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [1]. Впервые она была опубликована в 2008 г. [2]

Монография содержит пять глав. В первой главе «Теоретические основы системы управления факультетом высшего учебного заведения» подробно описывается роль факультета в системе управления высшим учебным заведением, рассматриваются характер и содержание деятельности декана, органов управления факультетом. В работе определены основные направления реформирования управленческой деятельности деканов факультетов российских вузов, которыми являются: повышение уровня профессиональной квалификации управленческого персонала, создание единой системы контроля качества управления, привлечение органов студенческого самоуправления к участию в управлении вузом, широкое применение информационных технологий и техники управления в управленческой деятельности. 

Кроме того, в данной главе предложена модель качеств декана факультета в новых социально-экономических условиях. В содержании модели организационно-управленческих качеств деканов наиболее приоритетным является блок профессиональной компетентности. В модели профессиональной компетентности декана факультета управленческая, экономическая и правовая компетентность занимают лидирующие позиции. По результатам моделирования профессиональных компетенций руководящих кадров вуза авторами уже были подготовлены и изданы научные статьи [3, 4].

Аналитическая картина исследования была сформирована на основе данных, полученных в результате социологических исследований, проводимых в 2005 и 2008 г. Исследование территориально охватило около 500 деканов из 100 вузов, которые находятся в 58 городах России, расположенных на территории семи федеральных округов. Для исследования балы специально разработана анкета декана факультета, использование которой позволило изучить ситуацию по следующим направлениям: 

а) коллектив деканата;
б) управление персоналом;
в) факультет и его работа;
г) преподавательская деятельность декана;
д) организация личного труда декана;
е) система формирования и развития управленческого персонала в вузе;
ж) статистические сведения о деканах.

Во второй главе «Особенности состава и управленческой деятельности деканского корпуса высших учебных заведений» авторами сформирован социологический портрет декана факультета, которые характеризуется следующим:

  • достаточно высокий процент «остепенённости» деканов –98,5%; 
  • руководят факультетами вузов по-прежнему преимущественно мужчины, однако очень интенсивно эту профессиональную деятельность осваивают и женщины;
  • деканы имеют существенный стаж педагогической (25,5 года) и управленческой деятельности в вузе;
  • ситуация в отношении возрастного состава руководителей факультетов крайне неблагоприятна; так, средний возраст деканов составил 52,8 года;
  • только 22,1% имеют высшее экономическое или управленческое образование, причем на протяжении исследуемого периода данная ситуация изменилась в худшую сторону. 

Это свидетельствует о том, что в работе деканов по-прежнему преобладает ориентация на интуицию, опыт и знания, полученные в период работы на других управленческих должностях. В условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке образовательных услуг данный факт не является показательным, поэтому целесообразно получение деканами дополнительного управленческого или экономического образования.

Интересны выявленные авторами книги отличия в карьере деканов-мужчин и деканов-женщин, которые заключаются в следующем:

  • женщины становятся деканами, проработав в вузе около 10 лет, мужчины – 3-5 лет; 
  • средний возраст деканов-женщин ниже, чем возраст деканов-мужчин;
  • ученые степени и звания у женщин, руководящих факультетами, ниже, чем у мужчин; женщины-деканы чаще являются кандидатами наук и доцентами, а мужчины – докторами наук и профессорами;
  • перспективными должностями при развитии карьеры для женщин-деканов являются: проректорская или профессорская на кафедре, для мужчин-деканов – должность заведующего кафедрой.

В молодом возрасте деканы стремятся к повышению в должности, а в более «старшем» – к понижению. 

В этой же второй главе представлены результаты мониторинга системы управления персоналом на факультетах, а именно: 

  • большинство деканов не испытывают затруднений при совместной работе с коллегами и с руководящим составом кафедр;
  • в среднем у деканов три заместителя; в первую очередь это заместители по учебной, научной и культурно-воспитательной работе;
  • при руководстве кафедрами деканы используют преимущественно демократический стиль управления;
  • при подборе сотрудников учитывается ряд критериев, среди которых наиболее важными для деканов являются активность, опыт работы в вузе и аккуратность;
  • коллективные формы управления (собрания, совещания, советы) используются на факультетах преимущественно по мере необходимости либо 1 раз в месяц; на большинстве факультетов отсутствует четкая система планирования данной формы управленческой деятельности руководящего состава.

Ранее результаты исследования состава и содержания деятельности декана факультета были опубликованы в научных статьях [5, 6].

В третьей главе «Организация и самоконтроль личной деятельности декана» рассматриваются пути экономии рабочего времени декана, особенности самоконтроля результатов деканской деятельности.

Учитывая сложность процесса управления факультетом, огромное количество функций, которые должен выполнять декан, авторами разработана и рекомендуется к применению специальная рабочая книга, которая поможет объединить в одном документе руководство всеми направлениями деятельности факультета, а также руководство и контроль деятельности кафедр, входящих в состав факультета. Рабочая книга предназначена для того, чтобы повысить эффективность управления факультетами и кафедрами высших учебных заведений. Примерное содержание рабочей книги декана представлено в приложении к монографии.

В последнее время в обиходе и в научных публикациях все чаще появляется такие понятия как «репутационный менеджмент» и «репутационная ответственность». Поэтому авторами достаточно своевременно делается утверждение о том, что важным условием реализации управленческого потенциала декана факультета является его репутация. Для поддержания положительной репутации и авторитета декана факультета ему необходимо вести активную общественную и вневузовскую деятельность.

Направлениями такой деятельности могут быть:

  • членство в Учебно-методическом объединении вузов России по специальностям факультета;
  • участие в международных и всероссийских конференциях с личными докладами и присутствием с целью обмена опытом;
  • участие во всероссийских выставках по различным проблемам, в том числе по управлению в системе образования;
  • участие в работе диссертационных советов;
  • членство в редколлегиях международных и российских журналов;
  • многое, многое другое.

В четвертой главе «Концепция управления факультетом высшего учебного заведения как социально-экономической системой» особое место отводится моделированию системы управления факультетом вуза, принципам и механизмам функционирования системы управления вузовским факультетом. 

Разработанная авторами концепция системы управления факультетом представлена в виде модели системы управления факультетом, которая отражает взаимосвязи «элементов» внешней среды, оказывающих воздействие на процесс функционирования системы управления факультетом, и конечных результатов деятельности (продуктов) данной системы, желаемых и достижимых при условии эффективной реализации функций управления, осуществляющих непрерывное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем.

Методическое обеспечение деятельности декана факультета представлено авторами монографии в учебнике «Управление факультетом» [7]. Учебник «Управление факультетом» – призван дать системное представление о современных технологиях деятельности декана факультета, желающего и просто обязанного быть конкурентоспособным в условиях современного рынка образовательных услуг.

Начинающему декану книга должна помочь как можно быстрее «войти в роль», стать сильным, уверенным в себе руководителем, а его коллективу – сплоченным, способным обеспечить синергетический эффект совместной деятельности.

В пятой главе «Развитие управленческого потенциала деканского корпуса вузов России» анализируется и оценивается потенциал деканского корпуса, описываются особенности формирования и обучения резерва деканского корпуса, рассматриваются пути повышения квалификации деканов факультетов, а также изменение роли деканов в условиях реализации в вузах целей Болонского процесса.

В связи с изменением содержания и усложнением деятельности руководителя факультета в новых социально-экономических условиях руководством страны был пересмотрен юридический статус декана факультета. Если раньше функции декана факультета выполнялись по совместительству, то в настоящее время это самостоятельная должность.

Для повышения эффективности управленческой деятельности на факультете авторами монографии разработаны практические рекомендации.

Все отмеченное выше подчеркивает законченность, новизну и логичность, проведенного исследования. Авторами определен и решен круг актуальных задач, который характеризует работу как серьезное и продуманное исследование. 

Обращает на себя внимание глубина проработки вопроса, обширная теоретическая и методологическая база исследования (библиографический список составляет 128 источников), обоснованность выводов и предложений, которые имеют четко выраженную практическую значимость. 

Ряд положений, выводов и рекомендаций монографии имеют широкие возможности практического применения на факультетах вузов страны, в том числе: модели организационно-управленческой деятельности и профессиональной компетентности; модель системы и методические положения по оценке социально-экономической эффективности управления факультетом, рекомендации в отношении совершенствования состава, содержания и организации личной деятельности деканов.

Основные положения, разработанные при проведении исследования, внедрены в практику деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, на базе которого была организована и успешно работает Школа управленческого персонала, а также используются в учебном процессе при изучении дисциплин «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Персональный менеджмент». Материалы исследований прошли апробацию в ходе реализации проекта «Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)» (2006 г., № ГР 01200603693), использованы в ходе обучения деканского корпуса в ряде вузов России: Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, Российском университете дружбы народов и других вузах страны.

Изданная книга будет полезна руководящему составу вузов и факультетов, сотрудникам, зачисленным в резерв на руководящие должности, специалистам, исследующим эти проблемы.

Следует также отметить, что авторы не ограничились исследованием деканского корпуса. В их научном багаже мониторинг состава и содержания деятельности заведующих кафедрами вузов России, особенностей профессионального становления ректорского и проректорского корпуса. Результаты исследований, опубликованные в научных статьях [8–11] и монографиях [12–15] носят не только научных характер, но и имеют высокую практическую значимость, так как выявили новые резервы повышения эффективности и качества деятельности управленческих кадров высшей школы.

References

1. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 204 s.

2. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - Penza: PGUAS, 2008.

3. Reznik S.D. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, O.I. Shesternina. V knige: Upravlenie innovatsiyami-2006. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. R.M. Nizhegorodtseva. - M.: Dobroe slovo, 2006. - S. 280-284.

4. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - №6. - S. 57-61.

5. Reznik S.D. Dekany Rossii: kto oni? pedagogi? uchenye? menedzhery? [Tekst] S.D. Reznik. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2007. - № 3. - S. 53-58.

6. Reznik S.D. Dekan vuza v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst] S.D. Reznik, O.I. Shesternina. Predprinimatel´stvo. 2007. № 3. S. 151-154.

7. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.

8. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 6. - S. 106.

9. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 3. - S. 74-80.

10. Reznik S.D. Modelirovanie kompetentsiy zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M, 2015. - V. 3. I. 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864

11. Reznik S.D. Upravlenie funktsional´nymi protsessami na vuzovskoy kafedre: rezul´taty sotsiologicheskogo monitoringa zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. M.: INFRA-M. - 2015. - V. 3. I. 4. - C. 407-418. DOIhttps://doi.org/10.12737/13108.

12. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra. ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 232 s.

13. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra. ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2014. - 288 s.

14. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina - M.: INFRA-M, 2014.

15. Upravlenie vysshim obrazovaniem i naukoy: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2015. - 400 s.

Login or Create
* Forgot password?