The article provides an overview of the research results presented in the book "The dean´s office of Russia: sociological portrait, technology and organization of activities." The features of the composition and content of the activities of the Deccan housing Russian universities are shown.
Dean, faculty, higher education, technology and organization.
Актуальность работы. Изменения, происходящие в настоящее время в системе высшего образования, выдвигают повышенные требования к системе управления в высшей школе. Во-первых, модернизация российского образования усложняет характер задач, стоящих перед образовательными организациями, требует изменения управленческих функций и роли руководителей на всех уровнях управления высшим учебным заведением. Во-вторых, в условиях возрастания требований к качеству подготовки специалистов организация работы факультетов в вузах значительно усложняется. В-третьих, повышение эффективности внутривузовского менеджмента является серьезным основанием повышения конкурентоспособности образовательной организации в целом и одним из ключевых факторов ускорения адаптации вуза к современным социально-экономическим условиям.
Эти обстоятельства определили необходимость проведения специальных исследований системы управления факультетами российских вузов.
Такие исследования проведены коллективом кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора, директора Института экономики и менеджмента Семена Давыдовича Резника в рамках выполнения проекта «Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом – ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса» по заданию Минобрнауки России.
При проведении исследований в центре внимания авторов была проблема разработки теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факультетом высшего учебного заведения.
Полагаю, что разработка модели, принципов и механизмов системы управления факультетом высшего учебного заведения – интересный, требующий теоретической проработки и практически значимый вопрос, обладающий существенной научной новизной.
Результаты исследований представлены в монографии «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [1]. Впервые она была опубликована в 2008 г. [2]
Монография содержит пять глав. В первой главе «Теоретические основы системы управления факультетом высшего учебного заведения» подробно описывается роль факультета в системе управления высшим учебным заведением, рассматриваются характер и содержание деятельности декана, органов управления факультетом. В работе определены основные направления реформирования управленческой деятельности деканов факультетов российских вузов, которыми являются: повышение уровня профессиональной квалификации управленческого персонала, создание единой системы контроля качества управления, привлечение органов студенческого самоуправления к участию в управлении вузом, широкое применение информационных технологий и техники управления в управленческой деятельности.
Кроме того, в данной главе предложена модель качеств декана факультета в новых социально-экономических условиях. В содержании модели организационно-управленческих качеств деканов наиболее приоритетным является блок профессиональной компетентности. В модели профессиональной компетентности декана факультета управленческая, экономическая и правовая компетентность занимают лидирующие позиции. По результатам моделирования профессиональных компетенций руководящих кадров вуза авторами уже были подготовлены и изданы научные статьи [3, 4].
Аналитическая картина исследования была сформирована на основе данных, полученных в результате социологических исследований, проводимых в 2005 и 2008 г. Исследование территориально охватило около 500 деканов из 100 вузов, которые находятся в 58 городах России, расположенных на территории семи федеральных округов. Для исследования балы специально разработана анкета декана факультета, использование которой позволило изучить ситуацию по следующим направлениям:
а) коллектив деканата;
б) управление персоналом;
в) факультет и его работа;
г) преподавательская деятельность декана;
д) организация личного труда декана;
е) система формирования и развития управленческого персонала в вузе;
ж) статистические сведения о деканах.
Во второй главе «Особенности состава и управленческой деятельности деканского корпуса высших учебных заведений» авторами сформирован социологический портрет декана факультета, которые характеризуется следующим:
- достаточно высокий процент «остепенённости» деканов –98,5%;
- руководят факультетами вузов по-прежнему преимущественно мужчины, однако очень интенсивно эту профессиональную деятельность осваивают и женщины;
- деканы имеют существенный стаж педагогической (25,5 года) и управленческой деятельности в вузе;
- ситуация в отношении возрастного состава руководителей факультетов крайне неблагоприятна; так, средний возраст деканов составил 52,8 года;
- только 22,1% имеют высшее экономическое или управленческое образование, причем на протяжении исследуемого периода данная ситуация изменилась в худшую сторону.
Это свидетельствует о том, что в работе деканов по-прежнему преобладает ориентация на интуицию, опыт и знания, полученные в период работы на других управленческих должностях. В условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке образовательных услуг данный факт не является показательным, поэтому целесообразно получение деканами дополнительного управленческого или экономического образования.
Интересны выявленные авторами книги отличия в карьере деканов-мужчин и деканов-женщин, которые заключаются в следующем:
- женщины становятся деканами, проработав в вузе около 10 лет, мужчины – 3-5 лет;
- средний возраст деканов-женщин ниже, чем возраст деканов-мужчин;
- ученые степени и звания у женщин, руководящих факультетами, ниже, чем у мужчин; женщины-деканы чаще являются кандидатами наук и доцентами, а мужчины – докторами наук и профессорами;
- перспективными должностями при развитии карьеры для женщин-деканов являются: проректорская или профессорская на кафедре, для мужчин-деканов – должность заведующего кафедрой.
В молодом возрасте деканы стремятся к повышению в должности, а в более «старшем» – к понижению.
В этой же второй главе представлены результаты мониторинга системы управления персоналом на факультетах, а именно:
- большинство деканов не испытывают затруднений при совместной работе с коллегами и с руководящим составом кафедр;
- в среднем у деканов три заместителя; в первую очередь это заместители по учебной, научной и культурно-воспитательной работе;
- при руководстве кафедрами деканы используют преимущественно демократический стиль управления;
- при подборе сотрудников учитывается ряд критериев, среди которых наиболее важными для деканов являются активность, опыт работы в вузе и аккуратность;
- коллективные формы управления (собрания, совещания, советы) используются на факультетах преимущественно по мере необходимости либо 1 раз в месяц; на большинстве факультетов отсутствует четкая система планирования данной формы управленческой деятельности руководящего состава.
Ранее результаты исследования состава и содержания деятельности декана факультета были опубликованы в научных статьях [5, 6].
В третьей главе «Организация и самоконтроль личной деятельности декана» рассматриваются пути экономии рабочего времени декана, особенности самоконтроля результатов деканской деятельности.
Учитывая сложность процесса управления факультетом, огромное количество функций, которые должен выполнять декан, авторами разработана и рекомендуется к применению специальная рабочая книга, которая поможет объединить в одном документе руководство всеми направлениями деятельности факультета, а также руководство и контроль деятельности кафедр, входящих в состав факультета. Рабочая книга предназначена для того, чтобы повысить эффективность управления факультетами и кафедрами высших учебных заведений. Примерное содержание рабочей книги декана представлено в приложении к монографии.
В последнее время в обиходе и в научных публикациях все чаще появляется такие понятия как «репутационный менеджмент» и «репутационная ответственность». Поэтому авторами достаточно своевременно делается утверждение о том, что важным условием реализации управленческого потенциала декана факультета является его репутация. Для поддержания положительной репутации и авторитета декана факультета ему необходимо вести активную общественную и вневузовскую деятельность.
Направлениями такой деятельности могут быть:
- членство в Учебно-методическом объединении вузов России по специальностям факультета;
- участие в международных и всероссийских конференциях с личными докладами и присутствием с целью обмена опытом;
- участие во всероссийских выставках по различным проблемам, в том числе по управлению в системе образования;
- участие в работе диссертационных советов;
- членство в редколлегиях международных и российских журналов;
- многое, многое другое.
В четвертой главе «Концепция управления факультетом высшего учебного заведения как социально-экономической системой» особое место отводится моделированию системы управления факультетом вуза, принципам и механизмам функционирования системы управления вузовским факультетом.
Разработанная авторами концепция системы управления факультетом представлена в виде модели системы управления факультетом, которая отражает взаимосвязи «элементов» внешней среды, оказывающих воздействие на процесс функционирования системы управления факультетом, и конечных результатов деятельности (продуктов) данной системы, желаемых и достижимых при условии эффективной реализации функций управления, осуществляющих непрерывное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем.
Методическое обеспечение деятельности декана факультета представлено авторами монографии в учебнике «Управление факультетом» [7]. Учебник «Управление факультетом» – призван дать системное представление о современных технологиях деятельности декана факультета, желающего и просто обязанного быть конкурентоспособным в условиях современного рынка образовательных услуг.
Начинающему декану книга должна помочь как можно быстрее «войти в роль», стать сильным, уверенным в себе руководителем, а его коллективу – сплоченным, способным обеспечить синергетический эффект совместной деятельности.
В пятой главе «Развитие управленческого потенциала деканского корпуса вузов России» анализируется и оценивается потенциал деканского корпуса, описываются особенности формирования и обучения резерва деканского корпуса, рассматриваются пути повышения квалификации деканов факультетов, а также изменение роли деканов в условиях реализации в вузах целей Болонского процесса.
В связи с изменением содержания и усложнением деятельности руководителя факультета в новых социально-экономических условиях руководством страны был пересмотрен юридический статус декана факультета. Если раньше функции декана факультета выполнялись по совместительству, то в настоящее время это самостоятельная должность.
Для повышения эффективности управленческой деятельности на факультете авторами монографии разработаны практические рекомендации.
Все отмеченное выше подчеркивает законченность, новизну и логичность, проведенного исследования. Авторами определен и решен круг актуальных задач, который характеризует работу как серьезное и продуманное исследование.
Обращает на себя внимание глубина проработки вопроса, обширная теоретическая и методологическая база исследования (библиографический список составляет 128 источников), обоснованность выводов и предложений, которые имеют четко выраженную практическую значимость.
Ряд положений, выводов и рекомендаций монографии имеют широкие возможности практического применения на факультетах вузов страны, в том числе: модели организационно-управленческой деятельности и профессиональной компетентности; модель системы и методические положения по оценке социально-экономической эффективности управления факультетом, рекомендации в отношении совершенствования состава, содержания и организации личной деятельности деканов.
Основные положения, разработанные при проведении исследования, внедрены в практику деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, на базе которого была организована и успешно работает Школа управленческого персонала, а также используются в учебном процессе при изучении дисциплин «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Персональный менеджмент». Материалы исследований прошли апробацию в ходе реализации проекта «Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)» (2006 г., № ГР 01200603693), использованы в ходе обучения деканского корпуса в ряде вузов России: Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, Российском университете дружбы народов и других вузах страны.
Изданная книга будет полезна руководящему составу вузов и факультетов, сотрудникам, зачисленным в резерв на руководящие должности, специалистам, исследующим эти проблемы.
Следует также отметить, что авторы не ограничились исследованием деканского корпуса. В их научном багаже мониторинг состава и содержания деятельности заведующих кафедрами вузов России, особенностей профессионального становления ректорского и проректорского корпуса. Результаты исследований, опубликованные в научных статьях [8–11] и монографиях [12–15] носят не только научных характер, но и имеют высокую практическую значимость, так как выявили новые резервы повышения эффективности и качества деятельности управленческих кадров высшей школы.
1. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 204 s.
2. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - Penza: PGUAS, 2008.
3. Reznik S.D. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, O.I. Shesternina. V knige: Upravlenie innovatsiyami-2006. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. R.M. Nizhegorodtseva. - M.: Dobroe slovo, 2006. - S. 280-284.
4. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - №6. - S. 57-61.
5. Reznik S.D. Dekany Rossii: kto oni? pedagogi? uchenye? menedzhery? [Tekst] S.D. Reznik. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2007. - № 3. - S. 53-58.
6. Reznik S.D. Dekan vuza v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst] S.D. Reznik, O.I. Shesternina. Predprinimatel´stvo. 2007. № 3. S. 151-154.
7. Upravlenie fakul´tetom [Tekst]: uchebnik; pod red. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
8. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 6. - S. 106.
9. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 3. - S. 74-80.
10. Reznik S.D. Modelirovanie kompetentsiy zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M, 2015. - V. 3. I. 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864
11. Reznik S.D. Upravlenie funktsional´nymi protsessami na vuzovskoy kafedre: rezul´taty sotsiologicheskogo monitoringa zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. M.: INFRA-M. - 2015. - V. 3. I. 4. - C. 407-418. DOIhttps://doi.org/10.12737/13108.
12. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra. ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 232 s.
13. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra. ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2014. - 288 s.
14. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina - M.: INFRA-M, 2014.
15. Upravlenie vysshim obrazovaniem i naukoy: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2015. - 400 s.