В статье дается обзор результатов исследований, представленных в монографии «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности». Показаны особенности состава и содержания деятельности деканского корпуса российских вузов.
декан, факультет, высшее учебное заведение, технологии, организация.
Актуальность работы. Изменения, происходящие в настоящее время в системе высшего образования, выдвигают повышенные требования к системе управления в высшей школе. Во-первых, модернизация российского образования усложняет характер задач, стоящих перед образовательными организациями, требует изменения управленческих функций и роли руководителей на всех уровнях управления высшим учебным заведением. Во-вторых, в условиях возрастания требований к качеству подготовки специалистов организация работы факультетов в вузах значительно усложняется. В-третьих, повышение эффективности внутривузовского менеджмента является серьезным основанием повышения конкурентоспособности образовательной организации в целом и одним из ключевых факторов ускорения адаптации вуза к современным социально-экономическим условиям.
Эти обстоятельства определили необходимость проведения специальных исследований системы управления факультетами российских вузов.
Такие исследования проведены коллективом кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора, директора Института экономики и менеджмента Семена Давыдовича Резника в рамках выполнения проекта «Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом – ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса» по заданию Минобрнауки России.
При проведении исследований в центре внимания авторов была проблема разработки теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций по совершенствованию системы управления факультетом высшего учебного заведения.
Полагаю, что разработка модели, принципов и механизмов системы управления факультетом высшего учебного заведения – интересный, требующий теоретической проработки и практически значимый вопрос, обладающий существенной научной новизной.
Результаты исследований представлены в монографии «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [1]. Впервые она была опубликована в 2008 г. [2]
Монография содержит пять глав. В первой главе «Теоретические основы системы управления факультетом высшего учебного заведения» подробно описывается роль факультета в системе управления высшим учебным заведением, рассматриваются характер и содержание деятельности декана, органов управления факультетом. В работе определены основные направления реформирования управленческой деятельности деканов факультетов российских вузов, которыми являются: повышение уровня профессиональной квалификации управленческого персонала, создание единой системы контроля качества управления, привлечение органов студенческого самоуправления к участию в управлении вузом, широкое применение информационных технологий и техники управления в управленческой деятельности.
Кроме того, в данной главе предложена модель качеств декана факультета в новых социально-экономических условиях. В содержании модели организационно-управленческих качеств деканов наиболее приоритетным является блок профессиональной компетентности. В модели профессиональной компетентности декана факультета управленческая, экономическая и правовая компетентность занимают лидирующие позиции. По результатам моделирования профессиональных компетенций руководящих кадров вуза авторами уже были подготовлены и изданы научные статьи [3, 4].
Аналитическая картина исследования была сформирована на основе данных, полученных в результате социологических исследований, проводимых в 2005 и 2008 г. Исследование территориально охватило около 500 деканов из 100 вузов, которые находятся в 58 городах России, расположенных на территории семи федеральных округов. Для исследования балы специально разработана анкета декана факультета, использование которой позволило изучить ситуацию по следующим направлениям:
а) коллектив деканата;
б) управление персоналом;
в) факультет и его работа;
г) преподавательская деятельность декана;
д) организация личного труда декана;
е) система формирования и развития управленческого персонала в вузе;
ж) статистические сведения о деканах.
Во второй главе «Особенности состава и управленческой деятельности деканского корпуса высших учебных заведений» авторами сформирован социологический портрет декана факультета, которые характеризуется следующим:
- достаточно высокий процент «остепенённости» деканов –98,5%;
- руководят факультетами вузов по-прежнему преимущественно мужчины, однако очень интенсивно эту профессиональную деятельность осваивают и женщины;
- деканы имеют существенный стаж педагогической (25,5 года) и управленческой деятельности в вузе;
- ситуация в отношении возрастного состава руководителей факультетов крайне неблагоприятна; так, средний возраст деканов составил 52,8 года;
- только 22,1% имеют высшее экономическое или управленческое образование, причем на протяжении исследуемого периода данная ситуация изменилась в худшую сторону.
Это свидетельствует о том, что в работе деканов по-прежнему преобладает ориентация на интуицию, опыт и знания, полученные в период работы на других управленческих должностях. В условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке образовательных услуг данный факт не является показательным, поэтому целесообразно получение деканами дополнительного управленческого или экономического образования.
Интересны выявленные авторами книги отличия в карьере деканов-мужчин и деканов-женщин, которые заключаются в следующем:
- женщины становятся деканами, проработав в вузе около 10 лет, мужчины – 3-5 лет;
- средний возраст деканов-женщин ниже, чем возраст деканов-мужчин;
- ученые степени и звания у женщин, руководящих факультетами, ниже, чем у мужчин; женщины-деканы чаще являются кандидатами наук и доцентами, а мужчины – докторами наук и профессорами;
- перспективными должностями при развитии карьеры для женщин-деканов являются: проректорская или профессорская на кафедре, для мужчин-деканов – должность заведующего кафедрой.
В молодом возрасте деканы стремятся к повышению в должности, а в более «старшем» – к понижению.
В этой же второй главе представлены результаты мониторинга системы управления персоналом на факультетах, а именно:
- большинство деканов не испытывают затруднений при совместной работе с коллегами и с руководящим составом кафедр;
- в среднем у деканов три заместителя; в первую очередь это заместители по учебной, научной и культурно-воспитательной работе;
- при руководстве кафедрами деканы используют преимущественно демократический стиль управления;
- при подборе сотрудников учитывается ряд критериев, среди которых наиболее важными для деканов являются активность, опыт работы в вузе и аккуратность;
- коллективные формы управления (собрания, совещания, советы) используются на факультетах преимущественно по мере необходимости либо 1 раз в месяц; на большинстве факультетов отсутствует четкая система планирования данной формы управленческой деятельности руководящего состава.
Ранее результаты исследования состава и содержания деятельности декана факультета были опубликованы в научных статьях [5, 6].
В третьей главе «Организация и самоконтроль личной деятельности декана» рассматриваются пути экономии рабочего времени декана, особенности самоконтроля результатов деканской деятельности.
Учитывая сложность процесса управления факультетом, огромное количество функций, которые должен выполнять декан, авторами разработана и рекомендуется к применению специальная рабочая книга, которая поможет объединить в одном документе руководство всеми направлениями деятельности факультета, а также руководство и контроль деятельности кафедр, входящих в состав факультета. Рабочая книга предназначена для того, чтобы повысить эффективность управления факультетами и кафедрами высших учебных заведений. Примерное содержание рабочей книги декана представлено в приложении к монографии.
В последнее время в обиходе и в научных публикациях все чаще появляется такие понятия как «репутационный менеджмент» и «репутационная ответственность». Поэтому авторами достаточно своевременно делается утверждение о том, что важным условием реализации управленческого потенциала декана факультета является его репутация. Для поддержания положительной репутации и авторитета декана факультета ему необходимо вести активную общественную и вневузовскую деятельность.
Направлениями такой деятельности могут быть:
- членство в Учебно-методическом объединении вузов России по специальностям факультета;
- участие в международных и всероссийских конференциях с личными докладами и присутствием с целью обмена опытом;
- участие во всероссийских выставках по различным проблемам, в том числе по управлению в системе образования;
- участие в работе диссертационных советов;
- членство в редколлегиях международных и российских журналов;
- многое, многое другое.
В четвертой главе «Концепция управления факультетом высшего учебного заведения как социально-экономической системой» особое место отводится моделированию системы управления факультетом вуза, принципам и механизмам функционирования системы управления вузовским факультетом.
Разработанная авторами концепция системы управления факультетом представлена в виде модели системы управления факультетом, которая отражает взаимосвязи «элементов» внешней среды, оказывающих воздействие на процесс функционирования системы управления факультетом, и конечных результатов деятельности (продуктов) данной системы, желаемых и достижимых при условии эффективной реализации функций управления, осуществляющих непрерывное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем.
Методическое обеспечение деятельности декана факультета представлено авторами монографии в учебнике «Управление факультетом» [7]. Учебник «Управление факультетом» – призван дать системное представление о современных технологиях деятельности декана факультета, желающего и просто обязанного быть конкурентоспособным в условиях современного рынка образовательных услуг.
Начинающему декану книга должна помочь как можно быстрее «войти в роль», стать сильным, уверенным в себе руководителем, а его коллективу – сплоченным, способным обеспечить синергетический эффект совместной деятельности.
В пятой главе «Развитие управленческого потенциала деканского корпуса вузов России» анализируется и оценивается потенциал деканского корпуса, описываются особенности формирования и обучения резерва деканского корпуса, рассматриваются пути повышения квалификации деканов факультетов, а также изменение роли деканов в условиях реализации в вузах целей Болонского процесса.
В связи с изменением содержания и усложнением деятельности руководителя факультета в новых социально-экономических условиях руководством страны был пересмотрен юридический статус декана факультета. Если раньше функции декана факультета выполнялись по совместительству, то в настоящее время это самостоятельная должность.
Для повышения эффективности управленческой деятельности на факультете авторами монографии разработаны практические рекомендации.
Все отмеченное выше подчеркивает законченность, новизну и логичность, проведенного исследования. Авторами определен и решен круг актуальных задач, который характеризует работу как серьезное и продуманное исследование.
Обращает на себя внимание глубина проработки вопроса, обширная теоретическая и методологическая база исследования (библиографический список составляет 128 источников), обоснованность выводов и предложений, которые имеют четко выраженную практическую значимость.
Ряд положений, выводов и рекомендаций монографии имеют широкие возможности практического применения на факультетах вузов страны, в том числе: модели организационно-управленческой деятельности и профессиональной компетентности; модель системы и методические положения по оценке социально-экономической эффективности управления факультетом, рекомендации в отношении совершенствования состава, содержания и организации личной деятельности деканов.
Основные положения, разработанные при проведении исследования, внедрены в практику деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, на базе которого была организована и успешно работает Школа управленческого персонала, а также используются в учебном процессе при изучении дисциплин «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Персональный менеджмент». Материалы исследований прошли апробацию в ходе реализации проекта «Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)» (2006 г., № ГР 01200603693), использованы в ходе обучения деканского корпуса в ряде вузов России: Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, Российском университете дружбы народов и других вузах страны.
Изданная книга будет полезна руководящему составу вузов и факультетов, сотрудникам, зачисленным в резерв на руководящие должности, специалистам, исследующим эти проблемы.
Следует также отметить, что авторы не ограничились исследованием деканского корпуса. В их научном багаже мониторинг состава и содержания деятельности заведующих кафедрами вузов России, особенностей профессионального становления ректорского и проректорского корпуса. Результаты исследований, опубликованные в научных статьях [8–11] и монографиях [12–15] носят не только научных характер, но и имеют высокую практическую значимость, так как выявили новые резервы повышения эффективности и качества деятельности управленческих кадров высшей школы.
1. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 204 с.
2. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2008.
3. Резник С.Д. Моделирование качеств руководящих работников высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.И. Шестернина. В книге: Управление инновациями-2006. Материалы международной научно-практической конференции; под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2006. - С. 280-284.
4. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - №6. - С. 57-61.
5. Резник С.Д. Деканы России: кто они? педагоги? ученые? менеджеры? [Текст] С.Д. Резник // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 3. - С. 53-58.
6. Резник С.Д. Декан вуза в условиях рыночной экономики [Текст] С.Д. Резник, О.И. Шестернина // Предпринимательство. 2007. № 3. С. 151-154.
7. Управление факультетом [Текст]: учебник; под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С. 106.
9. Резник С.Д. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 3. - С. 74-80.
10. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М, 2015. - V. 3. I. 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864
11. Резник С.Д. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. - 2015. - V. 3. I. 4. - C. 407-418. DOIhttps://doi.org/10.12737/13108.
12. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 232 с.
13. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
14. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина - М.: ИНФРА-М, 2014.
15. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 400 с.