The article systematizes the main approaches to the preparation of the teacher´s work program. The peculiarities of the design of the work program of the FSES in the context of teacher pre-school education.
work program, structure, perspective, scheduling, collaboration plan, methodological support.
При формировании системы методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей одной из основных проблем, связанных с оптимизацией образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, является создание рабочей программы педагога. Администрация такие затраты обосновывает повышением требований к профессиональной деятельности педагога.
Действительно, повышение требований системы образования к профессиональной деятельности педагога нашло отражение в ряде документов: Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее - Профессиональный стандарт), приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В этих документах регулируются вопросы дифференциации профессиональных требований к деятельности воспитателя и учителя в области разработки и реализации рабочей программы. В частности, в ст. 48 Закона № 273-ФЗ говорится о том, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Неправильно трактуя эти слова, администрация образовательных комплексов требует от воспитателей создания рабочих программ по аналогии с образовательной программой детского сада, включая в них описание целевого, содержательного и организационного разделов.
Между тем образовательная программа ДОО, построенная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования и комплекса авторских программ, уже содержит описание задач и содержание работы по каждой из образовательной областей с детьми и конкретизации не требует, тем более деления на несвойственные системе преподаваемые предметы. Последнее вообще входит в противоречие с ФГОС дошкольного образования, так как делает акцент на обучение, а не на развитие и позитивную социализацию дошкольников. В требованиях к такой программе также содержится указание на оценку достижений выпускников, что недопустимо для работы с дошкольниками и противоречит как Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», так и ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, нормативно-правовых оснований федерального уровня для разработки воспитателями рабочих программ нет. В некоторых учреждениях такое требование к деятельности воспитателя все-таки выдвигается - на основании Положения о разработке рабочей программы воспитателя по образовательной области или их комплексу. Утверждается оно как локальный акт организации [1] .
Если такое Положение разработано в детском саду или образовательном комплексе, прошло обсуждение на педагогическом совете, то воспитатели, подчиняясь решению органа самоуправления в ДОО, все-таки составляют такую программу. Обычно она делается по аналогии с рабочими программами учителей комплекса или специалистов детского сада.
Как документ, рабочая программа имеет следующую структуру [2]:
1.Пояснительная записка.
В ней указывается цель (например: «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями») и задачи образовательной деятельности в группе. Они соотносятся с возрастными особенностями развития детей.
Здесь же указываются особенности режима дня (в теплый и холодный период года) и сетка-расписание комплексного планирования видов образовательной деятельности в группе.
2. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.
Здесь указывается, как образовательная деятельность соотносится с реализацией содержания образовательной деятельности. Например [2]:
Образовательная область «Физическое развитие» включает направления: здоровье и физическая культура, по содержанию интегрирует с направлениями социально-коммуникативной области.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие имеет направления: коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает формирование элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром.
Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» состоит из направлений - музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество - и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
3. Перспективное планирование по образовательным областям.
Такое планирование делается в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования и методическими рекомендациями к ней. Например:
Таблица 1
Авторы, автор-составитель | Название книги | Издательство | Год издания |
Осина И.А., Горюнова Е.В., Павлова М.Н., Кандала Т.И. | Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса | Волгоград: Учитель | 2012 |
Мезенцева В.Н., Власенко О.П. | Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» | Волгоград: Учитель | 2012 |
При этом воспитатели групп в форме таблиц оформляют систему реализации содержания образовательных областей. Например:
Таблица 2
Месяц и недели | Тема | Содержание работы | События, праздники, традиции | Итоговые мероприятия |
Сентябрь | ||||
1 неделя | Москва | Познакомить с достопримечательностями Москвы1, ее памятными местами, памятниками архитектуры и древности, ее площадями и улицами. Воспитывать любовь к родному городу, желание знать его достопримечательности, интерес к изучению истории Москвы, ее архитектуры | День знаний, День города 27.09. День дошкольного работника |
Музыкальный досуг, посвященный Дню знаний (по сценарию музыкального руководителя)«В гостях у королевы знаний» Викторина «Мой город - Москва» Конкурс рисунков «Как я провел лето!» Чаепитие с родителями «Вечер вежливости» |
2 неделя | Хлеб всему голова | Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Расширять и углублять знания детей о трудоемком процессе выращивании хлеба. Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебобулочным изделиям. | ||
3 неделя | Овощи и фрукты | Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовками овощей и фруктов - консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов, соков. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле. | ||
4 неделя | Грибы, ягоды | Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно их собирать. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов - они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1Авторы-воспитатели Е.В. Боровикова, Е.В. Спиридонова структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 149» г. Москвы.
Такие таблицы делаются на каждый месяц работы.
4. Пример региональной модели перспективного планирования.
Здесь даются таблицы планирования, связанные с реализацией вариативной части образовательной программы детского сада - чаще всего, по парциальным программам. Например2:
Таблица 3
Месяц | Направления работы | ||
Сентябрь | Комплексное занятие «Путешествие колоска» Познакомить со злаковыми культурами, развивать умение различать растения по характерным признакам; познакомить с современной технологией изготовления хлеба |
Посещение кафе «Дары осени» Систематизировать представления детей о фруктах и овощах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов |
|
Октябрь | Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме» Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений и способах распространения семян; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе |
Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!» Закрепить представление о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени |
Беседа «Речка, реченька, река» Формировать понятие о возникновении реки, ее истокам; учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения |
2Авторы - воспитатели Е.В. Боровикова, Е.В. Спиридонова структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 149» г. Москвы.
5. Коррекционная работа
Н.П. Клементьева рекомендует коррекционную работу с детьми, требующими индивидуального внимания при освоении образовательной программы, оформлять в виде следующей таблицы.
Таблица 4
Месяц | Содержание деятельности | |||
Направление «Физическое развитие» | Направление «Социально-личностное развитие» | Направления «Познавательное и речевое развитие» | Направление «Художественно-эстетическое развитие» | |
Сентябрь | Спортивные игры: | Семейно-групповой проект «Люди разных профессий нужны городу» | ||
Октябрь | Спортивные упражнения: | Выставка работ детского творчества «Мы такие разные (девочки и мальчики)» | ||
Ноябрь | Подвижные игры: | Фестиваль античной моды | ||
Декабрь | Народные игры: | Проект «Немое кино» | ||
Январь | Игры-эстафеты: | Проект «Лента времени» (Улицы вчера и сегодня) | ||
Февраль | Ходьба на лыжах | Театрализованная игра с элементами конструирования «Старая крепость» | ||
Март | Игры с бегом: | Военно-патриотическая игра «Зарница» | ||
Апрель | Игры с метанием: | Музыкально-театрализованное представление «Ярмарка» | ||
Май | Спортивные игры: | Игра-викторина «Сибирский характер» | ||
Июнь | Спортивная ярмарка | - |
6. Перспективный план по взаимодействию с родителями
Для оформления такого плана в соответствии с ФГОС дошкольного образования используются методические рекомендации для родителей по реализации образовательной программы детского сада, разработанные ФИРО [3]. Воспитатель адаптирует их под возможности группы и контингента семей и составляет годовой план работы с ними.
Таблица 5
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Совместно с родителями подготовить группу к новому учебному году Наглядная информация для родителей, рекомендации, ширмы, буклеты, памятки об адаптации детей к детскому саду и особенностях воспитания и развития ребенка 6-7 лет; о сезонных изменениях Провести опрос родителей по выявлению заинтересованности в организации платных образовательных услугах до 1 октября Приобретение билетов в театр оперетты на детский спектакль «Золушка» Индивидуальные беседы и консультации по запросу родителей |
Октябрь | Наглядная информация для родителей, рекомендации, буклеты, памятки о выборе игрушек для сенсорного развития ребенка; памятки о значение традиций в семье, Права ребенка Провести групповое родительское собрание «Добрая семья прибавит разума-ума» Участие детей и родителей в конкурсе поделок «Осенние фантазии» Оформление группы к осеннему празднику Организация и проведение осеннего праздника совместно с родителями Провести анкетирование родителей по вопросу организации фотосъемки; приглашения профессиональных артистов для показа спектаклей Организация консультации для родителей по проектной деятельности детей и участия в городских конкурсах в течение года Рекомендации родителям о привлечении детей к участию в проектной деятельности по различным направлениям, выбор тем проектов Приобретение билетов в театр имени А.С. Пушкина на детский спектакль «Аленький цветочек» Индивидуальные беседы и консультации по запросу родителей |
3Авторы – воспитатели Е.В. Боровикова, Е.В. Спиридонова структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 149» г. Москвы.
7. Система мониторинга
Здесь даются ссылки на методическое обеспечение мониторинга. Например:
Таблица 6
Авторы, автор-составитель | Название книги | Для какой возрастной группы | Издательство | Год издания |
Афонькина Ю.А. | Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» | 2-я младшая | Волгоград: Учитель | 2012 |
Афонькина Ю.А. | Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» | Средняя | Волгоград: Учитель | 2012 |
Афонькина Ю.А. | Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» | Старшая | Волгоград: Учитель | 2012 |
Афонькина Ю.А. | Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» | Подготовительная | Волгоград: Учитель | 2012 |
8. Результаты освоения программы
Результаты описываются через конкретные действия детей при освоении образовательных областей, а также проявлении интегративных качеств личности, связанных с освоением программы.
9. Учебно-методическое сопровождение
Схема описания учебно-методического обеспечения следующая.
1.Сюжетные игры… ролевые атрибуты к играм…
2.Дидактические игры…
3.Дидактические материалы по развитию разных видов детской деятельности:
- по сопровождению коммуникативной деятельности (перечислить)
- по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности (перечислить)
- по сопровождению трудовой деятельности (перечислить)
- по сопровождению двигательной деятельности (перечислить)
- по сопровождению чтения художественной литературы (перечислить)
- по сопровождению музыкально-художественной деятельности (перечислить)
- по сопровождению продуктивной деятельности (перечислить)
10. Список литературы
Такая рабочая программа составляется на один учебный год (в соответствии с особенностями воспитанников определенной возрастной группы) и рассчитана на 36 недель педагогической деятельности. При этом все содержание работы распределено по месяцам и неделям, представлено в виде таблиц и составлено с учетом интеграции образовательных областей (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Количество страниц (без приложений) составляет от 120 до180.
1. Vinogradova N.A. Metodicheskaya rabota v DOU [Tekst]: uchebnoe posobie / N.A. Vinogradova, N.V. Miklyaeva. - M.: Infra-M, 2015. - 216 s.
2. Klement´eva N.P. Rabochaya programma pedagoga DOU s uchetom FGOS doshkol´nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. URL: https://yadi.sk/d/uJ4zvabjSvGcz (data obrashcheniya: 11.11.2015).
3. Metodicheskie rekomendatsii dlya roditeley detey doshkol´nogo vozrasta po realizatsii osnovnoy obshcheobrazovatel´noy programmy doshkol´nogo obrazovaniya na osnove FGOS doshkol´nogo obrazovaniya i primernoy OOP DO [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/11/Met_rek_realiz_OOP.pdf (data obrashcheniya: 11.11.2015).