ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье систематизируются основные подходы к составлению рабочей программы педагога. Раскрываются особенности проектирования рабочей программы воспитателя в контексте ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова:
рабочая программа, структура, перспективно-календарное планирование, план взаимодействия, методическое обеспечение.
Текст

При формировании системы методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей одной из основных проблем, связанных с оптимизацией образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, является создание рабочей программы педагога. Администрация такие затраты обосновывает повышением требований к профессиональной деятельности педагога.

Действительно, повышение требований системы образования к профессиональной деятельности педагога нашло отражение в ряде документов: Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее - Профессиональный стандарт), приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В этих документах регулируются вопросы дифференциации профессиональных требований к деятельности воспитателя и учителя в области разработки и реализации рабочей программы. В частности, в ст. 48 Закона № 273-ФЗ говорится о том, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Неправильно трактуя эти слова, администрация образовательных комплексов требует от воспитателей создания рабочих программ по аналогии с образовательной программой детского сада, включая в них описание целевого, содержательного и организационного разделов.

Между тем образовательная программа ДОО, построенная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования и комплекса авторских программ, уже содержит описание задач и содержание работы по каждой из образовательной областей с детьми и конкретизации не требует, тем более деления на несвойственные системе преподаваемые предметы. Последнее вообще входит в противоречие с ФГОС дошкольного образования, так как делает акцент на обучение, а не на развитие и позитивную социализацию дошкольников. В требованиях к такой программе также содержится указание на оценку достижений выпускников, что недопустимо для работы с дошкольниками и противоречит как Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», так и ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, нормативно-правовых оснований федерального уровня для разработки воспитателями рабочих программ нет. В некоторых учреждениях такое требование к деятельности воспитателя все-таки выдвигается - на основании Положения о разработке рабочей программы воспитателя по образовательной области или их комплексу. Утверждается оно как локальный акт организации [1] .

Если такое Положение разработано в детском саду или образовательном комплексе, прошло обсуждение на педагогическом совете, то воспитатели, подчиняясь решению органа самоуправления в ДОО, все-таки составляют такую программу. Обычно она делается по аналогии с рабочими программами учителей комплекса или специалистов детского сада.

Как документ, рабочая программа имеет следующую структуру [2]:

1.Пояснительная записка.

В ней указывается цель (например: «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями») и задачи образовательной деятельности в группе. Они соотносятся с возрастными особенностями развития детей.

Здесь же указываются особенности режима дня (в теплый и холодный период года) и сетка-расписание комплексного планирования видов образовательной деятельности в группе.

2. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.

Здесь указывается, как образовательная деятельность соотносится с реализацией содержания образовательной деятельности. Например [2]:

Образовательная область «Физическое развитие» включает направления: здоровье и физическая культура, по содержанию интегрирует с направлениями социально-коммуникативной области.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие имеет направления: коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает формирование элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром.

Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» состоит из направлений - музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество - и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

3. Перспективное планирование по образовательным областям.

Такое планирование делается в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования и методическими рекомендациями к ней. Например:

Таблица 1

Методическое обеспечение планирования рабочих программ воспитателей
подготовительной к школе группе МБДОУ Тисульский детский сад № 3 «Радуга»
Авторы, автор-составитель Название книги Издательство Год издания
Осина И.А., Горюнова Е.В., Павлова М.Н., Кандала Т.И. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса Волгоград: Учитель 2012
Мезенцева В.Н., Власенко О.П. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Волгоград: Учитель 2012

При этом воспитатели групп в форме таблиц оформляют систему реализации содержания образовательных областей. Например:

Таблица 2

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет на 2014-2015 гг.
Месяц и недели Тема Содержание работы События, праздники, традиции Итоговые мероприятия
Сентябрь
1 неделя Москва Познакомить с достопримечательностями Москвы1, ее памятными местами, памятниками архитектуры и древности, ее площадями и улицами. Воспитывать любовь к родному городу, желание знать его достопримечательности, интерес к изучению истории Москвы, ее архитектуры День знаний, День города 27.09.
День дошкольного работника
Музыкальный досуг, посвященный Дню знаний (по сценарию музыкального руководителя)«В гостях у королевы знаний»
Викторина «Мой город - Москва»
Конкурс рисунков «Как я провел лето!»
Чаепитие с родителями «Вечер вежливости»
2 неделя Хлеб всему голова Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Расширять и углублять знания детей о трудоемком процессе выращивании хлеба. Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебобулочным изделиям.
3 неделя Овощи и фрукты Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовками овощей и фруктов - консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов, соков. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле.
4 неделя Грибы, ягоды Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно их собирать. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов - они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым. Воспитывать бережное отношение к природе.

1Авторы-воспитатели Е.В. Боровикова, Е.В. Спиридонова структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 149» г. Москвы.

Такие таблицы делаются на каждый месяц работы.

4. Пример региональной модели перспективного планирования.

Здесь даются таблицы планирования, связанные с реализацией вариативной части образовательной программы детского сада - чаще всего, по парциальным программам. Например2:

Таблица 3

Содержание образовательной работы по формированию экологического воспитания детей 6-7 лет (составлена на основе программы «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич)
Месяц Направления работы
Сентябрь   Комплексное занятие «Путешествие колоска»
Познакомить со злаковыми культурами, развивать умение различать растения по характерным признакам; познакомить с современной технологией изготовления хлеба
Посещение кафе «Дары осени»
Систематизировать представления детей о фруктах и овощах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов
Октябрь Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме»
Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений и способах распространения семян; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе
Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!»
Закрепить представление о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени
Беседа «Речка, реченька, река»
Формировать понятие о возникновении реки, ее истокам; учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения

2Авторы - воспитатели Е.В. Боровикова, Е.В. Спиридонова структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 149» г. Москвы.

5. Коррекционная работа

Н.П. Клементьева рекомендует коррекционную работу с детьми, требующими индивидуального внимания при освоении образовательной программы, оформлять в виде следующей таблицы.

Таблица 4

Коррекционно-развивающая работа
Месяц Содержание деятельности
Направление «Физическое развитие» Направление «Социально-личностное развитие» Направления «Познавательное и речевое развитие» Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Сентябрь Спортивные игры: Семейно-групповой проект «Люди разных профессий нужны городу»    
Октябрь Спортивные упражнения: Выставка работ детского творчества «Мы такие разные (девочки и мальчики)»    
Ноябрь Подвижные игры: Фестиваль античной моды    
Декабрь Народные игры: Проект «Немое кино»    
Январь Игры-эстафеты: Проект «Лента времени» (Улицы вчера и сегодня)    
Февраль Ходьба на лыжах Театрализованная игра с элементами конструирования «Старая крепость»    
Март Игры с бегом: Военно-патриотическая игра «Зарница»    
Апрель Игры с метанием: Музыкально-театрализованное представление «Ярмарка»    
Май Спортивные игры: Игра-викторина «Сибирский характер»    
Июнь Спортивная ярмарка -    

6. Перспективный план по взаимодействию с родителями

Для оформления такого плана в соответствии с ФГОС дошкольного образования используются методические рекомендации для родителей по реализации образовательной программы детского сада, разработанные ФИРО [3]. Воспитатель адаптирует их под возможности группы и контингента семей и составляет годовой план работы с ними.

Таблица 5

Перспективный план работы с родителями подготовительной к школе группе (фрагмент)3
Месяц Содержание работы
Сентябрь Совместно с родителями подготовить группу к новому учебному году

Наглядная информация для родителей, рекомендации, ширмы, буклеты, памятки об адаптации детей к детскому саду и особенностях воспитания и развития ребенка 6-7 лет; о сезонных изменениях

Провести опрос родителей по выявлению заинтересованности в организации платных образовательных услугах до 1 октября

Приобретение билетов в театр оперетты на детский спектакль «Золушка»

Индивидуальные беседы и консультации по запросу родителей
Октябрь Наглядная информация для родителей, рекомендации, буклеты, памятки о выборе игрушек для сенсорного развития ребенка; памятки о значение традиций в семье, Права ребенка

Провести групповое родительское собрание «Добрая семья прибавит разума-ума»

Участие детей и родителей в конкурсе поделок «Осенние фантазии»

Оформление группы к осеннему празднику Организация и проведение осеннего праздника совместно с родителями

Провести анкетирование родителей по вопросу организации фотосъемки; приглашения профессиональных артистов для показа спектаклей

Организация консультации для родителей по проектной деятельности детей и участия в городских конкурсах в течение года

Рекомендации родителям о привлечении детей к участию в проектной деятельности по различным направлениям, выбор тем проектов

Приобретение билетов в театр имени А.С. Пушкина на детский спектакль «Аленький цветочек»

Индивидуальные беседы и консультации по запросу родителей

3Авторы – воспитатели Е.В. Боровикова, Е.В. Спиридонова структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 149» г. Москвы.

7. Система мониторинга 

Здесь даются ссылки на методическое обеспечение мониторинга. Например:

Таблица 6

Методическое обеспечение мониторинга рабочих программ воспитателей МБДОУ Тисульский детский сад № 3 «Радуга»
Авторы, автор-составитель Название книги Для какой возрастной группы Издательство Год издания
Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» 2-я младшая Волгоград: Учитель 2012
Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» Средняя Волгоград: Учитель 2012
Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» Старшая Волгоград: Учитель 2012
Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» Подготовительная Волгоград: Учитель 2012

8. Результаты освоения программы

Результаты описываются через конкретные действия детей при освоении образовательных областей, а также проявлении интегративных качеств личности, связанных с освоением программы.

9. Учебно-методическое сопровождение 

Схема описания учебно-методического обеспечения следующая.

1.Сюжетные игры… ролевые атрибуты к играм… 

2.Дидактические игры…

3.Дидактические материалы по развитию разных видов детской деятельности:

  • по сопровождению коммуникативной деятельности (перечислить)
  • по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности (перечислить) 
  • по сопровождению трудовой деятельности (перечислить)
  • по сопровождению двигательной деятельности (перечислить)
  • по сопровождению чтения художественной литературы (перечислить)
  • по сопровождению музыкально-художественной деятельности (перечислить)
  • по сопровождению продуктивной деятельности (перечислить)

10. Список литературы 

Такая рабочая программа составляется на один учебный год (в соответствии с особенностями воспитанников определенной возрастной группы) и рассчитана на 36 недель педагогической деятельности. При этом все содержание работы распределено по месяцам и неделям, представлено в виде таблиц и составлено с учетом интеграции образовательных областей (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). 

Количество страниц (без приложений) составляет от 120 до180.

 

Список литературы

1. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ [Текст]: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Инфра-М, 2015. - 216 с.

2. Клементьева Н.П. Рабочая программа педагога ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL: https://yadi.sk/d/uJ4zvabjSvGcz (дата обращения: 11.11.2015).

3. Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО [Электронный ресурс] // URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/11/Met_rek_realiz_OOP.pdf (дата обращения: 11.11.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?