GIFTED CHILDREN: CHARACTERISTICS AND COMPLEXITY OF DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses various approaches to the problem of talent, but also considered the essence of the concept of «talent». Also presented kinds of giftedness in children and analyzed the characteristics and problems of work with gifted children.

Keywords:
gifted child, characteristics of gifted children, problems of a gifted child.
Text

Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё
необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Сухомлинский В.А

Одаренность как научная проблема существует более ста лет, однако именно в последние годы она становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, имеющей не только высокую активность, но и умения, способности нестандартного поведения. Увеличение количества одаренных детей влечет большое число проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, требующий индивидуального подхода. Одаренный ребенок нуждается в особом внимании взрослых – учителей, психологов, родителей, воспитателей. Взрослые должны не только увидеть уникальность ребенка, узнать его способности, понять его потребности, но и дать ему уверенность и свободу быть таким, каким он может быть [1].

Существуют разные подходы к понятию «одаренность». Одни ученые считают, что одаренность обусловлена наследственностью, другие, что ребенок рождается «чистой доской» и от развития его способностей зависят его успехи. Тем не менее сегодня большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды [5]. Однако с уверенностью можно сказать, что от природы каждому человеку даны задатки, которые угасают, если их не развивать в деятельности. В свою очередь, задатки наряду со склонностями, т.е. стремлением ребенка к определенному виду деятельности, выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Одаренность же выступает как системное проявление этих способностей, т.е. как их совокупность, связанная единой функцией – возможностью достижения успеха в деятельности [4].

Таким образом, под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Существуют разные классификации одаренности по различным основаниям. В концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов выделяются следующие типы одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, креативная, лидерская (социальная), психомоторная (спортивная) [2]. 

Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов признает одаренным каждого человека, однако его успех зависит от того, выявлен ли его талант и есть ли возможность применить свою одаренность. В связи с этим целесообразно выявлять не одаренных детей, а непосредственно одаренность. Таким образом, необходима работа со всеми детьми, направленная на выявление и развитие одаренности. Важно отметить, что одаренность не должна ограничиваться одним видом деятельности, чтобы избежать узкой специализации ребенка на конкретном виде деятельности, ведь именно из-за этого факта из концепции были исключены мероприятия по «раннему» выявлению и развитию одаренности [4].

Существует множество вопросов по проблеме выявления одаренности у ребенка. Необходимо отметить, что комплексная диагностика одаренности неосуществима посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.). Дело не в том, что невозможно создать такой всеобъемлющий тест, а том, что явление одаренности, как системного и развивающегося качества психики, очень сложное и неоднозначное. Так, тесты интеллекта не выявляют одаренность, поскольку скорость решения задач не означает одаренность ребенка. Часто одаренные дети ищут новые, творческие подходы к решению задач. Поэтому к методам выявления одаренности можно отнести наблюдение, экспертное оценивание поведения ребенка, продуктов его деятельности и др. Психодиагностические методики также позволяют выявить те или иные способности и индивидуальные особенности ребенка: опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой), методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков), методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) и др. Эти и другие методы и методики позволяют выявлять склонности, способности ребенка, его индивидуальные психологические качества, а также области интересов [8].

Поскольку одаренный ребенок – это ребенок с особыми образовательными потребностями, то работать с одаренными детьми должны профессионально обученные педагоги. Работа с одаренными детьми имеет свою специфику, поскольку проблемы у таких детей особые [7]. Например, учебная программа может стать скучной и не соответствовать способностям одаренного ребенка, что, в свою очередь, влечет такую проблему, как неприязнь к школе. Могут возникать проблемы и в игровых интересах, поскольку одаренным детям нравятся сложные игры и скучны те, которыми увлекаются их сверстники. Кроме этого, можно выделить и такую проблему, как несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников. Все эти и многие другие проблемы происходят вследствие различных причин, в том числе: стремление ребенка к совершенству, постановка нереалистичных целей, критичное отношение к своим достижениям, сверхчувствительность и др. [3].

В настоящее время в России и за рубежом уже накоплен разнообразный и в то же время противоречивый опыт работы с одаренными детьми. Успешно создаются специализированные научные центры, школы одаренных детей, центры дополнительного образования и творчества и др. Кроме этого, успешно проводятся конкурсы, состязания в различных направлениях: спортивные, творческие, интеллектуальные. Существуют разнообразные методики диагностики одаренности, методы и формы работы с одаренными детьми. Однако, фактически, на олимпиады и конкурсы отправляются уже достигшие определенных успехов дети, при этом другие остаются незамеченными, а ведь их талант в это время угасает. Поскольку концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов признает одаренным каждого человека, необходимо отметить, что существует проблема, заключающаяся в отсутствии системы работы не только с детьми, проявившим одаренность и достигших определенных успехов, но и с потенциально одаренными детьми, чья одаренность еще не раскрыта [6].

References

1. Antonova, I.G. Odarennyyedetiiosobennostipedagogicheskoyraboty s nimi [Text] / I.G. Antonova // Odar. rebenok. - 2011. - Nо 1. - Рр. 46-51.

2. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiyaodarennosti: ponyatiye, vidy, problemy. [Text] / D.B. Bogoyavlenskaya, M.Ye. Bogoyavlenskaya. - Vyp. 1 - M.: MIOO, 2005. - 176 р.

3. Gil´bukh, Yu.Z. Vnimaniye: odarennyyedeti [Text] / Yu. Z. Gil´bukh // Odar. rebenok. - 2011. - Nо 6. - Рр. 6-44.

4. Kanzhina, N.N. Odarennyyrebenok: razvitiye, obucheniyeivospitaniye: khrestomatiya [Text] / N.N. Kanzhina, G.V.Pankratova. - Arkhangel´sk: AO IOO, 2014. - 82 р.

5. Leytes, N.S. Psikhologiyaodarennostideteyipodrostkov. Uchebnoyeposobiyedlyastudentovvysshikhisrednikhpedagogicheskikhuchebnykhzavedeniy [Text] / N.S. Leytes. - 2 izd., pererab., dop. - M.: ACADEMA. 2000. - 332 р.

6. Lyashko, L.Yu. Razvitiyesistemypodderzhkitalantlivykhdetey [Text] / L.Yu. Lyashko, T.V. Lyashko, Ye.O. Fedorovskaya // Odar .rebenok. - 2011. - Nо 1. - Рр. 8-15.

7. Ryzhkova, L.A. Organizatsiyaraboty «Shkolydlyaodarennykhdetey» [Text] / L.A. Ryzhkova // Sev. Dvina. - 2011. - Nо 6. - Рр. 28-31.

8. Savenkov, A.I. Detskayaodarennost´ kakteoreticheskayaproblema [Text] / A.I. Savenkov // Nachal´nayashkola. - 2000. - Nо 1. - Рр. 94-100.

Login or Create
* Forgot password?