ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены различные подходы к проблеме одаренности, а также сущность понятия «одаренность». Кроме этого, представлены виды детской одаренности и проанализированы особенности и проблемы работы с одаренными детьми.

Ключевые слова:
одаренный ребенок, особенности одаренных детей, проблемы одаренного ребенка.
Текст

Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё
необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Сухомлинский В.А

Одаренность как научная проблема существует более ста лет, однако именно в последние годы она становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, имеющей не только высокую активность, но и умения, способности нестандартного поведения. Увеличение количества одаренных детей влечет большое число проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, требующий индивидуального подхода. Одаренный ребенок нуждается в особом внимании взрослых – учителей, психологов, родителей, воспитателей. Взрослые должны не только увидеть уникальность ребенка, узнать его способности, понять его потребности, но и дать ему уверенность и свободу быть таким, каким он может быть [1].

Существуют разные подходы к понятию «одаренность». Одни ученые считают, что одаренность обусловлена наследственностью, другие, что ребенок рождается «чистой доской» и от развития его способностей зависят его успехи. Тем не менее сегодня большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды [5]. Однако с уверенностью можно сказать, что от природы каждому человеку даны задатки, которые угасают, если их не развивать в деятельности. В свою очередь, задатки наряду со склонностями, т.е. стремлением ребенка к определенному виду деятельности, выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Одаренность же выступает как системное проявление этих способностей, т.е. как их совокупность, связанная единой функцией – возможностью достижения успеха в деятельности [4].

Таким образом, под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Существуют разные классификации одаренности по различным основаниям. В концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов выделяются следующие типы одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, креативная, лидерская (социальная), психомоторная (спортивная) [2]. 

Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов признает одаренным каждого человека, однако его успех зависит от того, выявлен ли его талант и есть ли возможность применить свою одаренность. В связи с этим целесообразно выявлять не одаренных детей, а непосредственно одаренность. Таким образом, необходима работа со всеми детьми, направленная на выявление и развитие одаренности. Важно отметить, что одаренность не должна ограничиваться одним видом деятельности, чтобы избежать узкой специализации ребенка на конкретном виде деятельности, ведь именно из-за этого факта из концепции были исключены мероприятия по «раннему» выявлению и развитию одаренности [4].

Существует множество вопросов по проблеме выявления одаренности у ребенка. Необходимо отметить, что комплексная диагностика одаренности неосуществима посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.). Дело не в том, что невозможно создать такой всеобъемлющий тест, а том, что явление одаренности, как системного и развивающегося качества психики, очень сложное и неоднозначное. Так, тесты интеллекта не выявляют одаренность, поскольку скорость решения задач не означает одаренность ребенка. Часто одаренные дети ищут новые, творческие подходы к решению задач. Поэтому к методам выявления одаренности можно отнести наблюдение, экспертное оценивание поведения ребенка, продуктов его деятельности и др. Психодиагностические методики также позволяют выявить те или иные способности и индивидуальные особенности ребенка: опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой), методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков), методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) и др. Эти и другие методы и методики позволяют выявлять склонности, способности ребенка, его индивидуальные психологические качества, а также области интересов [8].

Поскольку одаренный ребенок – это ребенок с особыми образовательными потребностями, то работать с одаренными детьми должны профессионально обученные педагоги. Работа с одаренными детьми имеет свою специфику, поскольку проблемы у таких детей особые [7]. Например, учебная программа может стать скучной и не соответствовать способностям одаренного ребенка, что, в свою очередь, влечет такую проблему, как неприязнь к школе. Могут возникать проблемы и в игровых интересах, поскольку одаренным детям нравятся сложные игры и скучны те, которыми увлекаются их сверстники. Кроме этого, можно выделить и такую проблему, как несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников. Все эти и многие другие проблемы происходят вследствие различных причин, в том числе: стремление ребенка к совершенству, постановка нереалистичных целей, критичное отношение к своим достижениям, сверхчувствительность и др. [3].

В настоящее время в России и за рубежом уже накоплен разнообразный и в то же время противоречивый опыт работы с одаренными детьми. Успешно создаются специализированные научные центры, школы одаренных детей, центры дополнительного образования и творчества и др. Кроме этого, успешно проводятся конкурсы, состязания в различных направлениях: спортивные, творческие, интеллектуальные. Существуют разнообразные методики диагностики одаренности, методы и формы работы с одаренными детьми. Однако, фактически, на олимпиады и конкурсы отправляются уже достигшие определенных успехов дети, при этом другие остаются незамеченными, а ведь их талант в это время угасает. Поскольку концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов признает одаренным каждого человека, необходимо отметить, что существует проблема, заключающаяся в отсутствии системы работы не только с детьми, проявившим одаренность и достигших определенных успехов, но и с потенциально одаренными детьми, чья одаренность еще не раскрыта [6].

Список литературы

1. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними [Текст] / И.Г. Антонова // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

2. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - Вып. 1. - М.: МИОО, 2005. -176 с.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 6-44.

4. Канжина Н.Н. Одаренный ребенок: развитие, обучение и воспитание: хрестоматия [Текст] / Н.Н. Канжина, Г.В. Панкратова. - Архангельск: АО ИОО, 2014. - 82 с.

5. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н.С. Лейтес. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: ACADEMA, 2000. - 332 с.

6. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей [Текст] / Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко, Е.О. Федоровская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.

7. Рыжкова Л.А. Организация работы «Школы для одаренных детей» [Текст] / Л.А. Рыжкова // Сев. Двина. - 2011. - № 6. - С. 28-31.

8. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема [Текст] / А.И. Савенков // Начальная школа. - 2000. - № 1. - С. 94-100.

Войти или Создать
* Забыли пароль?