doctoral candidate from 01.01.2015 until now
Glazov, Izhevsk, Russian Federation
One of the programmes of realization the strategy, directed to the solving the problem of saving and strengthening health of growing generation is the introduction of the subject “Physical Culture” into higher institutions, whose main idea is the formation of physical culture of student’s personality. The development of monitoring the formation of physical culture of student’s personality in a higher institution contributes to the effectiveness of solving the problem of worsening physical and functional characteristics of growing generation. The introduction of the complex of diagnostic methods into the educational process in the discipline “Physical Culture” on the basis of defining criterion- level apparatus allows to realize systematical management to achieve aims and solving set tasks in this discipline in a higher institution. The defined system of criteria and levels of development contributes to the effectiveness of the realization of the process of formation of physical culture of student’s personality on the basis of all-round monitoring of achieving the optimal health level, physical, mental, intellectual and functional development of growing generation.
Monitoring, criterion-level apparatus, diagnostic methods, physical culture of student’s personality, student of a higher institution
Введение
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровыми физически развитым, а социальная среда и реальная практика показывают об ухудшении здоровья молодежи, увеличении психо-эмоционального истощения, сердечно-сосудистых и других хронических и инфекционных заболеваний. Определено, что современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека, является причиной хронического «двигательного голода», выраженного в обострении гиподинамии. [6].
Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее незащищенной частью подрастающего поколения, в связи с тем, что сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, уменьшением двигательной активности, проблемами в социальном и межличностном общении. Современные студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их физическое и психическое здоровье является залогом благополучия всей нации. [8]. В связи с этим огромную актуальность приобретает поиск решения выявленной проблемы с помощью разработки специальных программ в контексте целостной стратегии: «Здоровье нации - будущее России». Одной из таких программ, направленных на реализацию представленной стратегии является внедрение учебного предмета «Физическая культура» [11, 17] в различные учебные заведения с начала XX века, как дисциплины, содействующей решению поставленных перед социумом проблем. [3, 13].
Цель работы
Основной целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование физической культуры личности через решение образовательных, оздоровительных, воспитательных и развивающих задач и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. [12, 16]. В контексте разработки целевой установки, следует отметить, что реализация формирования физической культуры личности студента в вузе будет эффективным, если будет разработан и своевременно внедрен специальный мониторинг. В свою очередь, он позволит, на основе выявления компонентного состава изучаемого феномена, критериально - уровневого аппарата и диагностических методик, осуществлять системное управление процессом формирования физической культуры личности для достижения цели и решения поставленных задач по сохранению и укреплению здоровья и физического развития подрастающего поколения.
1. Belkin, A.S. Pedagogicheskiy monitoring obrazovatel´nogo protsessa. / A.S. Belkin, V.D. Zhavoronkov, S.N. Silina. -Shadrinsk: ShGPI, 1998. - 46 s.
2. Belkin, A. S. Professiograficheskiy monitoring podgotovki spetsialista v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya / A. S. Belkin, S. N. Silina. - Shadrinsk : ShGPI. Vyp. 4. - 1999. - 66 s.
3. G. R. Khronika: tsirkulyar o vvedenii gimnastiki v muzhskikh i zhenskikh shkolakh ministerstva narodnogo prosveshcheniya / G. R.. Vestnik vospitaniya. - 1910. - № 5. - S. 104-108. (Prim. avtor Rokov G.)
4. Zholdak V. I. Sotsiologiya fizicheskoy kul´tury i sporta : ucheb. posobie / V. I. Zholdak, N. V. Korotaeva. - M.: MOGIFK. - 1994. - 296 s.
5. Zeer, E.F. Lichnostno-orientirovannoe professional´noe obrazovanie / E.F. Zeer. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural.gos.prof.ped.un-ta, 1998. - 126 s.
6. Lotonenko A.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya u studencheskoy molodezhi potrebnostey fizicheskoy kul´ture: Avtoref. dis. … d-ra. ped. nauk. - Krasnodar, 1998. - 39 s.
7. Makeeva I. N. Monitoring realizatsii programm muzeynoy deyatel´nosti po grazhdanskomu vospitaniyu detey-sirot / I. N. Makeeva. Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2013. - №3 (90). - S. 21 - 27
8. Nagovitsyn R. S. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul´turoy v vuze / R. S. Nagovitsyn. Fundamental´nye issledovaniya. - 2011. - №8. - ch.2. - S. 293 - 298
9. Pedagogicheskiy monitoring obrazovatel´nogo protsessa: materialy Ros. nauch.-prakt. konf., 28-29 fevr. 2000 g. / In-t obshchego i sred. obrazovaniya RAO, Shadr. gos. ped. in-t; otv. red. S. N. Silina. - Shadrinsk : ShGPI, 2000. -Ch. 2. - 164 s.
10. Poddubnaya, T. N., Kurakova G. V. Pedagogicheskiy monitoring protsessa formirovaniya obshchikh kompetentsiy obuchayushchikhsya / T. N. Poddubnaya, G. V. Kurakova. Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2012. - №3. - S. 17 - 23
11. Prikaz Minobrazovaniya Rossii «Ob organizatsii protsessa fizicheskogo vospitaniya v obrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh nachal´no¬go, srednego i vysshego professional´nogo obrazovaniya» ot 01.12.99 № 1025. Rezhim dostupa: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_99/n1025.html (data obrashcheniya: 25.04.2013).
12. Primernaya programma distsipliny «Fizicheskaya kul´tura»: Ofitsial´noe izdanie - M., 2000. Rezhimdostupa :http ://rsmu.ru /fileadmin /rsmu/img/ pf/cfc/ doc / RGMU _Programma_discipliny_Fizicheskaja_Kultura.pdf (data obrashcheniya: 24.04.2013).
13. O vvedenii prepodavaniya voennoy gimnastiki v grazhdanskikh uchebnykh zavedeniyakh, opis´ 3, delo 4604 / RGVIA. - Fond 400. O merakh po uluchsheniyu fizicheskogo razvitiya 1908 - 09 gg.
14. Silina, S. N. Ispol´zovanie testirovaniya v otsenke professionalizma budushchego pedagoga / S. N. Silina. Teoriya i praktika sovremennogo obrazovaniya i vospitaniya : materialy region. nauch.-prakt. konf. / Shadr. gos. ped. in-t. - Shadrinsk : ShGPI, 1999. - S. 147-151.
15. Solov´ev, V. N. Ozdorovitel´nye tekhnologii i sotsial´nye problemy v fizicheskom vospitanii studentov: uchebno-metodicheskoe posobie. / V. N. Solov´ev. - Izhevsk: UdGU, 2005. - 515 s.
16. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart vysshego professional´nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie. Rezhim dostupa: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2013)
17. Federal´nyy zakon «O fizicheskoy kul´ture i sporte v Ros¬siyskoy Federatsii» ot 29.04.99 № 80-FZ. Rezhim dostupa: www.edu.ru/db/MO/Data/d_99/n655.html#1 (data obrashcheniya: 25.04.2013).