докторант с 01.01.2015 по настоящее время
Глазов, Удмуртская республика, Россия
Одной из программ по реализации стратегии, направленной на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, является внедрение предмета «Физическая культура» в учебные заведения, основная цель которого - формирование физической культуры личности обучающегося. Разработка мониторинга формирования физической культуры личности студента в вузе содействует эффективности решения проблемы ухудшения физических и функциональных характеристик подрастающего поколения. Внедрение комплекса диагностических методик в процесс обучения по дисциплине «Физическая культура» на основе определения критериально – уровневого аппарата позволяет осуществлять системное управление по достижению цели и решения поставленных задач перед данной дисциплиной в вузе. Выявленная система критериев и уровней развития содействует эффективности реализации процесса формирования физической культуры личности студента на основе всестороннего мониторинга достижения оптимального уровня здоровья, физического, психического, интеллектуального и функционального развития подрастающего поколения.
Мониторинг, критериально-уровневый аппарат, диагностические методики, физическая культура личности, студент вуза
Введение
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровыми физически развитым, а социальная среда и реальная практика показывают об ухудшении здоровья молодежи, увеличении психо-эмоционального истощения, сердечно-сосудистых и других хронических и инфекционных заболеваний. Определено, что современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека, является причиной хронического «двигательного голода», выраженного в обострении гиподинамии. [6].
Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее незащищенной частью подрастающего поколения, в связи с тем, что сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, уменьшением двигательной активности, проблемами в социальном и межличностном общении. Современные студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их физическое и психическое здоровье является залогом благополучия всей нации. [8]. В связи с этим огромную актуальность приобретает поиск решения выявленной проблемы с помощью разработки специальных программ в контексте целостной стратегии: «Здоровье нации - будущее России». Одной из таких программ, направленных на реализацию представленной стратегии является внедрение учебного предмета «Физическая культура» [11, 17] в различные учебные заведения с начала XX века, как дисциплины, содействующей решению поставленных перед социумом проблем. [3, 13].
Цель работы
Основной целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование физической культуры личности через решение образовательных, оздоровительных, воспитательных и развивающих задач и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. [12, 16]. В контексте разработки целевой установки, следует отметить, что реализация формирования физической культуры личности студента в вузе будет эффективным, если будет разработан и своевременно внедрен специальный мониторинг. В свою очередь, он позволит, на основе выявления компонентного состава изучаемого феномена, критериально - уровневого аппарата и диагностических методик, осуществлять системное управление процессом формирования физической культуры личности для достижения цели и решения поставленных задач по сохранению и укреплению здоровья и физического развития подрастающего поколения.
1. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. -Шадринск: ШГПИ, 1998. - 46 с.
2. Белкин, А. С. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования / А. С. Белкин, С. Н. Силина. - Шадринск : ШГПИ. Вып. 4. - 1999. - 66 с.
3. Г. Р. Хроника: циркуляр о введении гимнастики в мужских и женских школах министерства народного просвещения / Г. Р. // Вестник воспитания. - 1910. - № 5. - С. 104-108. (Прим. автор Роков Г.)
4. Жолдак В. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / В. И. Жолдак, Н. В. Коротаева. - М.: МОГИФК. - 1994. - 296 с.
5. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.пед.ун-та, 1998. - 126 с.
6. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей физической культуре: Автореф. дис. … д-ра. пед. наук. - Краснодар, 1998. - 39 с.
7. Макеева И. Н. Мониторинг реализации программ музейной деятельности по гражданскому воспитанию детей-сирот / И. Н. Макеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - №3 (90). - С. 21 - 27
8. Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р. С. Наговицын // Фундаментальные исследования. - 2011. - №8. - ч.2. - С. 293 - 298
9. Педагогический мониторинг образовательного процесса: материалы Рос. науч.-практ. конф., 28-29 февр. 2000 г. / Ин-т общего и сред. образования РАО, Шадр. гос. пед. ин-т; отв. ред. С. Н. Силина. - Шадринск : ШГПИ, 2000. -Ч. 2. - 164 с.
10. Поддубная, Т. Н., Куракова Г. В. Педагогический мониторинг процесса формирования общих компетенций обучающихся / Т. Н. Поддубная, Г. В. Куракова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №3. - С. 17 - 23
11. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начально¬го, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025. Режим доступа: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_99/n1025.html (дата обращения: 25.04.2013).
12. Примерная программа дисциплины «Физическая культура»: Официальное издание - М., 2000. Режимдоступа :http ://rsmu.ru /fileadmin /rsmu/img/ pf/cfc/ doc / RGMU _Programma_discipliny_Fizicheskaja_Kultura.pdf (дата обращения: 24.04.2013).
13. О введении преподавания военной гимнастики в гражданских учебных заведениях, опись 3, дело 4604 / РГВИА. - Фонд 400. О мерах по улучшению физического развития 1908 - 09 гг.
14. Силина, С. Н. Использование тестирования в оценке профессионализма будущего педагога / С. Н. Силина // Теория и практика современного образования и воспитания : материалы регион. науч.-практ. конф. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 1999. - С. 147-151.
15. Соловьев, В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: учебно-методическое пособие. / В. Н. Соловьев. - Ижевск: УдГУ, 2005. - 515 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Режим доступа: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения: 25.04.2013)
17. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Рос¬сийской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ. Режим доступа: www.edu.ru/db/MO/Data/d_99/n655.html#1 (дата обращения: 25.04.2013).