PROFESSIONAL QUALITIES OF CONSULTANTS FOR COMMUNICATIVE PROCESSES IN ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Personnel’s basic characteristics needed for work as consultants on organization of communicative processes are considered in this article.

Keywords:
consultant, consulting, communication consulting, communication management, consultation, goodwill.
Text

Сущность и задачи консультирования

Консультирование является особым видом помощи, оказываемой посредством взаимодействия консультанта с клиентом. Консультирование — это процесс, в ходе которого консультант, представляющий себя или фирму, помогает клиенту (физическому лицу или представляющему юридическое лицо) решить ту или иную проблему, с которой он не может справиться без посторонней помощи. Помощь может оказываться в виде предоставления информации, в которой нуждается клиент, проведения ее анализа и предложения рекомендаций, а в необходимых и взаимно согласованных случаях — содействие клиенту во внедрении результатов, достигнутых в процессе консультации, в практику.

К консультантам чаще всего обращаются с целью выявить (уточнить) проблему и получить рекомендации по ее решению. В таких случаях консультант часто сталкивается с ситуацией, когда проблемы, которые обозначил клиент, являются лишь вершиной айсберга, а в подводной части «прячутся» более глубокие проблемы и значительно более сложные ситуации.

Более сложной является позиция консультанта, когда клиент не просит участвовать консультанта в решении проблемы и не возлагает на него все функции анализа ситуации. В так называемом процессуальном консультировании за результаты предпринимаемых действий целиком отвечает клиент, консультант лишь решает задачу расширения возможности клиента во всестороннем анализе (диагностике) проблемы.

В практике консультирования нередко встречаются случаи, когда клиент сам является неплохим специалистом, который в состоянии правильно провести диагностику ситуации, разъяснить консультанту сущность проблемы, а также определить возможности консультанта. В этом случае на начальной стадии консультационного процесса клиент берет на себя функции ведущего. Консультант в такой модели консультирования предоставляет клиенту более обобщенные знания, выводы, которые клиент использует для завершения своего анализа ситуации и выявления проблем.

Профессия консультанта требует определенных знаний навыков и умений — компетентностного подхода, позволяющего специалисту «…оказывать непосредственную помощь людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются клиентам в ходе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, которую необходимо разрешить» [7, с. 126 ].

В наиболее общем виде задачи консультирования сводятся к следующему.

  1. Уточнение проблем, которые появились у клиента в сфере политической деятельности или во взаимодействии с политической сферой общества.
  2. Обсуждение с клиентом сути возникшей проблемы, вычленение наиболее фундаментальных и ключевых проблем.
  3. Проведение диагностики ситуации, разделение сфер деятельности по разрешению ситуации между клиентом и консультативной фирмой.
  4. Формулирование советов и рекомендаций.
  5. Оказание текущей помощи клиенту в ходе разрешения проблемной ситуации.
  6. Передача клиенту в просветительских целях пакета типичных и наиболее часто возникающих проблемных ситуаций и способов их разрешения или же передача элементарных полезных знаний в сфере политической деятельности.

Клиент может сформулировать заказ в виде конечного результата, а консультант должен разбить проблему на части.

Конечным результатом может стать один из следующих предложенных вариантов:

  • полное решение проблемы, при повторном возникновении которой клиент может решить ее самостоятельно;
  • частичное решение проблемы, нерешенные задачи постепенно решает клиент сам;
  • проблема остается, делается заключение о невозможности ее решения на данном этапе, вырабатываются механизмы управления ситуацией;
  • осознание того, что проблема взращена искусственно, ее на самом деле нет, а также необходимости постепенного изменения восприятия и дополнительного обучения.
References

1. King T. Kandidaty kak spetsialisty po fond-rayzingu: Spravochnik po politicheskomu konsul'tirovaniyu / Pod red. prof. Devida D. Perlmattera; per. s angl. - M.: Konsaltingovaya gruppa «Imidzh-Kontakt»; INFRA-M, 2002.

2. Konsul'tirovanie v upravlenii chelovecheskimi resursami / Pod red. N.I. Shatalovoy. - M.: INFRA-M, 2010.

3. Ol'shevskiy A.S. Antikrizisnyy PR i konsalting. - SPb.: Piter, 2003.

4. Spravochnik po politicheskomu konsul'tirovaniyu. - M.: Konsaltingovaya gruppa «Imidzh-kontakt»; INFRA-M, 2002.

5. Sharkov F.I. Konsalting v svyazyakh s obshchestvennost'yu. - M.: Ekzamen, 2005.

6. Sharkov F.I. Kommunikologiya: kommunikatsionnyy konsalting. - M.: Dashkov i Ko, 2013.

7. Sharkov F.I. Sovremennye marketingovye kommunikatsii: Slovar'-spravochnik. - M.: Al'fa-Press, 2006.

Login or Create
* Forgot password?