MOTIVATIONAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRICES' EMPLOYEES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The need of conscious application of various scientifi c approaches to development of motivational potential of industrial enterprises’ employees for their eff ective activity increasing is considered in this article. Authors reveal the motivational profi le content, show the social and economic importance of motivation in industrial enterprises activity in the whole and reveal motivating factors for employees of surveyed enterprises in Orenburg region. Analyzing the concept of characteristics of J. Hekman and G. Oldham’ works, authors come to conclusion that by means of works’ motivational potential indicator introduced by Hekman and G. Oldham it becomes possible to predict the labor behavior of workers with a certain degree of accuracy. Thus, development of motivational potential of enterprises’ employees gives the chance of additional result receiving from production ctivity as the eff ect source.

Keywords:
motive; employee’s motivational potential; motivational profile, work satisfaction index, motivation types.
Text

Понятие мотива и мотивационного профиля работника

По данным Росстата, промышленное производство России в годовом выражении в январе — июле 2011 г. выросло на 5,3% [4]. Эксперты отмечают, что рост становится всё более многогранным и обеспечивается за счет управления организационными, информационными, технологическими и социальными нововведениями. Становится актуальным и значимым механизм формирования новой модели развития и использования человеческих ресурсов организации. Эффективность и конкурентоспособность предприятия зависят в большей степени от эффективной работы каждого сотрудника и степени его самореализации. Необходимо сознательно применять различные научные подходы к развитию мотивационного потенциала работников для повышения их эффективной деятельности.

Совокупность наиболее значимых для работника мотивов трудовой деятельности, которые обусловливают его отношение к труду и осуществляются или могут быть осуществлены в его производственном поведении, при наличии необходимых организационных условий формирует мотивационный потенциал работника. Мотив представляет собой субъективные, психологические образования, которые начинают, регулируют и поддерживают деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей. Для человека источником развития мотивов выступает общественное производство материальных и духовных ценностей. Мотивы разделяются на два класса: осознаваемые и неосознаваемые. Если при теоретическом анализе деятельности обычно формируется цепочка «потребность–мотив–цель–действие», то на практике в ходе деятельности возникают новые мотивы и потребности, т.е. постоянно идет обратный процесс. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах [2].

Рост потребностей работника обусловливает более тесное его взаимодействие с предприятием. Именно эти мотивы формируют условия для восприятия работником задач и целей своего предприятия. Необходимо отметить, что включенность обеспечивается через вовлечение работника в принятие решений, в управление. Реализовать принцип ведущего мотива, который побуждает работника оставаться преданным предприятию, позволяет мониторинг его мотивационного профиля. Мотивационный профиль — это комбинация всех или некоторых мотивационных типов поведения работников в определенных пропорциях. Эффективность деятельности организации в большей степени определяется тем, какой мотивационный профиль преобладает среди сотрудников данной организации.

Подходы к определению мотиваторов труда

Мотивация с учетом индивидуальных потребностей каждого сотрудника для многих предприятий стала единственным выходом, когда стандартные системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности перестали работать. Для выявления мотивов и стимулов трудовой активности сотрудников предприятия целесообразно использовать тест Motype В.И. Герчикова. Любой индивид, с точки зрения его мотивации, представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти «чистых» мотивационных типов. Выделяют следующие «чистые» типы мотивации: инструментальный; профессиональный; патриотический, хозяйский, люмпенизированный. Мотивационные типы разделяют на два класса: избегательная мотивация (люмпенизированный тип) — человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения; достижительная мотивация (инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский типы) — человек пытается достичь определённых результатов, к которым стремится.

References

1. Kolosova R.P. i dr. Ekonomika personala. - M.: INFRA-M, 2010.

2. Shapar' V.B., Shapar' O.V., Rossokha V.E. Rabochiy slovar' psikhologa-konsul'tanta / Pod obshch. red. V.B. Shaparya. - Rostov-n/D: Feniks, 2005.

3. URL: http://orenstat.gks.ru/digital/region2/2007/n71.htm

4. URL: http://www.dp.ru/a/2011/08/12/Promishlennoe_proizvodstvo

Login or Create
* Forgot password?