PREPARING 5–7-YEAR OLD CHILDREN TO ATTENDING SCHOOL: THE WORLD AROUND US AND MATHEMATICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper concerns the challenging aspect of preparing 5-7 year old children for school on the basis of educational areas integration. The authors present specific study aids of lessons, designed especially for elder preschoolers and aimed at developing their mathematical abilities and natural-ecological knowledge. These lessons not only provide insight into mathematics, foster responsible attitude to Nature and encourage cognitive interest, but also enhance attention, imagination, speech habits and communication skills.

Keywords:
principle of nature-conformity, coherent worldview, insights into mathematics, knowledge about Nature, responsibility, communication ability.
Text

В современных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обозначена необходимость интеграции образовательных областей, что согласуется с принципом природосообразности. Исследования психологических особенностей детей свидетельствуют, что чем младше ребенок, тем менее дифференцировано его развитие [6]. Принцип природосообразности полноценно и продуктивно реализуется, если при организации образовательного процесса педагог целенаправленно использует интегрированный подход. Это позволяет эффективно формировать у ребенка целостную картину мира, познавательный интерес, расширять кругозор дошкольника, осуществлять его интеллектуальное и сенсорное развитие, решать задачи овладения им важнейшими компетенциями.

Нами разработана технология реализации принципа интеграции образовательных областей на примере математического и природно-экологического развития ребенка. Согласно принципу интеграции, математическое развитие детей осуществляется не только в процессе специальных занятий по математике, но и при организации других видов детской деятельности:

  • экскурсий на природу;
  • наблюдений в живом уголке и на детской площадке;
  • интегрированных дидактических игр;
  • интегрированных занятий, где математический материал используется наряду с природоведческим.

В своих исследованиях, проводимых за последнее десятилетие в системе дошкольного образования, мы неоднократно доказали и обосновали эффективность развития представлений детей об окружающем мире на межпредметном уровне [1–4]. Нами разработана структура методической системы целостного математического образования дошкольников с целью подготовки к обучению в школе. На основании многолетнего педагогического опыта в процессе разработки и реализации раздела «Математика вокруг нас» программы «Родничок» усовершенствована не только технология развития математических представлений и способностей у дошкольников, но и соединены в одной технологии два предмета: «Математика»; «Природоведение с основами экологии».

Login or Create
* Forgot password?