Россия
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
Россия
Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия
Россия
Россия
сотрудник
Сургутский государственный университет (Кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления Политехнического института)
аспирант
Россия
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
Россия
ООО «Датум Цифровые Решения» (Бизнес-аналитик)
Россия
Россия
Общество с ограниченной ответственностью «Робометрикс»
Россия
Россия
сотрудник
Россия
аспирант
Россия
ЧОУ ВО «Южный университет» (ИУБИП) (Доцент)
Россия
Россия
сотрудник
Россия
сотрудник
Комитет по образованию и науке ГД Федерального собрания Российской Федерации (Эксперт)
Периодический, подписной, реферируемый журнал «Педагогическая информатика» (главный редактор)
сотрудник
Россия
Россия
сотрудник
Российский научно-исследовательский институт радио имени М.И. Кривошеева (Научный советник)
сотрудник
Россия
Россия
Россия
сотрудник
Россия
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
ВАК 5.8.7 Методология и технология профессионального образования
УДК 004.8 Искусственный интеллект
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
УДК 377 Профессиональное и среднее специальное образование
УДК 37.04 Воспитание и обучение с учетом индивидуальных особенностей. Консультирование
ГРНТИ 28.23 Искусственный интеллект
ГРНТИ 28.29 Системный анализ
ГРНТИ 14.33 Среднее профессиональное образование. Педагогика среднего профессионального образования
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.00.00 Образование и педагогические науки
ОКСО 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 51 Информатика. Вычислительная техника
ТБК 36 Педагогика. Образование
BISAC EDU001030 Administration / Higher
BISAC EDU039000 Computers & Technology
Монография написана коллективом авторов по результатам работы тематической площадки «Возможности искусственного интеллекта в совершенствовании информационного образовательного пространства регионов России» в рамках XX Всероссийской конференции и XXX Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей», а также на основе регулярных совещаний в рамках виртуальной лаборатории по исследованию искусственного интеллекта и робототехники. Дискуссия проводилась в формате, совмещенном с совещанием Южного отделения Межрегиональной общественной организации «Академия информатизации образования» (ЮО АИО). Обсуждение было посвящено вопросам применения современных информационных технологий, программных средств, искусственного интеллекта, цифровизации в образовательных организациях при осуществлении образовательной деятельности и воспитательного процесса. Предлагаемые материалы могут быть полезны специалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности.
Искусственный интеллект, образование, информационные технологии, цифровизация, образовательное пространство, Цифровая научно-образовательная среда (ЦНОС), цифровое образование, гибридный интеллект, нечеткое моделирование, когнитивные карты
1. ADO.Net. URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/framework/data/adonet/ (дата обращения: 20.07.2022).
2. Akperov G. I., Khramov V.V. Identification of Extended Objects of Geoinformation Space by Semantic Triangulation//Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021. - Vol. 1306. - P. 787-793. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-64058-3_99. - EDN UPWEMY.
3. Akperov I. G., Khramov V.V. Development of Instruments of Fuzzy Identification of Extended Objects Based on the Results of Satellite Monitoring//Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Vol. 896. - P. 325-332. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-04164-9_44. - EDN MCISVQ.
4. Akperov I.G., Khramov V.V. The concept of a unified geoinformational space of the region: ecological aspect // E3S Web of Conferences: Rostovon-Don, 2020. P. 09006. DOI:https://doi/https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021009006.
5. Akperov I.G., Khramov V.V., Mityasova O.Yu. Fuzzy methods and algorithms in data mining and formation of digital plan-schemes in earth remote sensing // Procedia Computer Science, Budapest, August 22-23, 2017. Budapest: Elsevier B. V., 2017. Pp. 120-125. DOI: https://doi/https://doi.org/10.1016/j.procs.2017.11.218.
6. Arapova Elizabeth A. et al. Assessment of the availability of educational resources for persons with disabilities on the basis of existing quality assessment standards software, Modern Information Technologies and IT-Education. 2020. Т. 16. № 1. С. 177-186
7. Carpenter J. P., Krutka D. G. Social Media in Teacher Education. Handbook of Research on Teacher Education in the Digital Age / eds. M. L. Niess, H. Gillow-Wiles. Hershey, the USA: IGI Global, 2015. P. 28-54.
8. CASIO. Решения для образования. Графические калькуляторы. - URL: https://edu.casio.ru/products/graphic/
9. CASIO. Решения для образования. Лабораторный комплекс. - URL https://edu.casio.ru/products/laboratory/
10. CASIO. Решения для образования. Методика. https://edu.casio.ru/metodika/
11. CASIO. Решения для образования. Научные калькуляторы. - URL: https://edu.casio.ru/products/swiz/
12. CASIO. Решения для образования. Обзор оборудования. - URL: https://edu.casio.ru/products/
13. Dashko Yu. V., Kramarov S.O., Zhdanov A.V. Sintering of polycristalline ferroelectrics and the percolation problem in stochastically packed networks // Ferroelectrics 1996. № 186. Р. 1035-1038.
14. DataTable Класс URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/api/system.data.datatable?view=net-5.0 (дата обращения: 20.07.2022).
15. Davydova K.V., Shershakov S.A. Mining hybrid uml models from event logs of SOA systems // Труды ИСП РАН. 2017. №4.
16. De Nooy W., Mrvar A., Batagelj V. Exploratory Social Network Analysis with Pajek: Revised and Expanded Edition for Updated Software (3rd ed., Structural Analysis in the Social Sciences). Cambridge: Cambridge University Press, 2018. DOIhttps://doi.org/10.1017/9781108565691.
17. Eyo Mfon. Counselling implications of teachers’ digital competencies in the use of Social Networking Sites (SNSs) in the teaching-learning process in Calabar, Nigeria. Cogent Education. 2016. Vol. 3. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X
18. Foulger T. S., Graziano K. J., Slykhuis D., Schmidt-Crawford D., Trust T. Invited Commentary: The Time is Now! Creating Technology Competencies for Teacher Educators. Journal of Technology and Teacher Education. 2016. Vol. 24. No. 3. P. 249-256. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/174099
19. Fuzzy cognitive models for socio-economic systems as applied to a management model for integrated development of rural areas / S.V. Podgorskaya, A.G. Podvesovskii, R.A. Isaev et al. // Business Informatics. 2019. Vol. 13(3). Pp. 7-19. doi:https://doi.org/10.17323/1998-0663.2019.3.7.19.
20. https://epiklearning.com/about-epik-learning/ (Дата обращения 10.05.22)
21. Khramov V.V. Development of the Geoinformation Space Soft Model Considering Its Intelligent Properties//11th International Conference on Theory and Application of Soft Computing, Computing with Words and Perceptions and Artificial Intelligence - ICSCCW-2021, Antalya, 26-27 августа 2021 года / Editor: Rafik A. AlievJanusz KacprzykWitold PedryczMo JamshidiMustafa BabanliFahreddin M. Sadikoglu. - Antalya: SpringerLink, 2022. - P. 529-536. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-92127-9_71. - EDN WRWBSV.
22. Khramov V.V. The Concept of Connectivity Model Measurements of Geographic and Information Space of the Region//Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2021. - Vol. 1323. - P. 553-558. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-68004-6_72. - EDN JCEOMC.
23. Kosko B. Fuzzy cognitive maps // Int. Journal of Man-Machine Studies. 1986. Vol. 24. Pp. 65-75.
24. Kramarov S., Bezuevskaya V., Khramov V. Fuzzy Models of Educational Process Management: Digital Transformation //Communications in Computer and Information Science (см. в книгах). - 2020. - Vol. 1201 CCIS. - P. 78-85. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_6. - EDN LRVCXS.
25. Kramarov S., Khramov V. Methodology of Formation of Unite Geo-Informational Space in the Region //Communications in Computer and Information Science (см. в книгах). - 2020. - Vol. 1201 CCIS. - P. 309-316. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_24. - EDN HKZALM.
26. Kramarov S.O., Khramov V.V., Temkin I.O. The principles of formation of united geo-informational space based on fuzzy triangulation//Procedia Computer Science, Budapest, 22-23 августа 2017 года. - Budapest: Elsevier B.V., 2017. - P. 835-843. - DOIhttps://doi.org/10.1016/j.procs.2017.11.315. - EDN XXHJXN.
27. Newman M.E.J. The structure and function of complex networks // SIAM Rev. 2003. № 45. P. 167-256.
28. Ridout B., Campbell A. The Use of Social Networking Sites in Mental Health Interventions for Young People: Systematic Review. Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol. 20. No. 12. DOI:https://doi.org/10.2196/12244.
29. Sadowski C., Pediatis M., Townsend R. University students’ perceptions of social networking sites (SNSs) in their educational experiences at a regional Australian university. Australasian Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 33. No. 5. P. 77-90. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2927.
30. Sarumathi S. et al. Statistica software: a state of the art review //International Journal of Computer and Information Engineering. - 2015. - Т. 9. - №. 2. - С. 473-480.
31. Shaffer D. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence / D. Shaffer, K. Kipp. - Cengage Learning, 2013. - 720 p.
32. Texas Instruments. Education products. - URL: https://education.ti.com/en/products
33. Texas Instruments. Education products. Computer Software. - URL: https://education.ti.com/en/products?category=computer-software
34. Texas Instruments. Education products. Graphing Calculators. - URL: https://education.ti.com/en/products?category=graphing-calculators
35. Texas Instruments. Education products. Scientific Calculators. - URL: https://education.ti.com/en/products?category=scientific-calculators
36. Thagard P. Mind: Introduction to Cognitive Science, 2-d edition / P. Thagard. - Cambridge, MA: MIT Press, 2005. - 266 p.
37. Thomas R. G. A translation approach to portable ontology specifications / R. G. Thomas. - Knowledge Acquisition, 1993. - Vol. 5 (2). - P. 99-220.
38. Van Eck N. J., Waltman L. Visualizing Bibliometric Networks // Measuring Scholarly Impact: Methods and Practice / Eds. Ding Y., Rousseau R., Wolfram D. Springer, 2014. P. 284-321.
39. Zakharova A.A., Podvesovskii A.G., Shklyar A.V. Visual and cognitive interpretation of heterogeneous data // Int. Arch. Photogramm. Remote Sens. Spatial Inf. Sci. 2019. XLII-2/W12. Pp. 243-247. doi:https://doi.org/10.5194/isprs-archives-XLII-2-W12-243-2019.
40. Ажмухамедов И. М. Методология моделирования слабоформализуемых социотехнических систем / И. М. Ажмухамедов, О. М. Проталинский // Искусственный интеллект и принятие решений. 2014. № 3. С. 85-91.
41. Акперов Г.И., Осипенко И.А., Храмов В.В. Идентификация социально-экономических объектов геоинформационного пространства методом семантической триангуляции// Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2020. - № 2. - С. 59-64. - EDN EJMVBM.
42. Акперов И.Г., Храмов В.В. Мягкие модели оценки состояния информационной экологии единого геоинформационного пространства региона//Инновационные технологии в науке и образовании (сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «ИТНО 2020», с. Дивноморское): ООО "ДГТУ-ПРИНТ" (Ростов-на-Дону).- 2020. - С. 29-33. - DOIhttps://doi.org/10.23947/itno.2020.29-33. - EDN VEMAGF.
43. Акперов И.Г., Храмов В.В. Мягкие модели функциональной связности измерений геоинформационного пространства региона//Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2020. - № 2. - С. 54-59. - EDN VMPSGD.
44. Арапова Е.А., Крамаров С.О., Сахарова Л.В. Разработка концепции интеллектуальной платформы для реализации индивидуальной траектории обучения с учетом базового уровня знаний и психотипа обучающегося // Вестник кибернетики. №1 (45). С. 6-15
45. Блинов В. И., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации //Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44). С. 4-25. DOI:https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021-01-04-25
46. Большаков А.А., Виштак О.В., Фролов Д.А. Формирование модели учебного курса интерактивной компьютерной обучающей системы на основе нечеткой когнитивной карты // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. №2.
47. Борисов В.В., Федулов А.С. «Совместимые» нечеткие когнитивные карты // Системы компьютерной математики и их приложения. 2016. № 17. С. 41-43.
48. Бочаров А.А., Крамаров С.О., Храмов В. В., Митясова О.Ю., Гребенюк Е.В. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2020617766 от 19.05.2021 https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&rn=6363&DocNumber=2021617766&TypeFile=html
49. Брускин С.Н. Методы и инструменты продвинутой бизнес-аналитики для корпоративных информационно-аналитических систем в эпоху цифровой трансформации // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3-17. С.234-239.
50. Всероссийская система проверки контрагентов. URL: https://zachestnyibiznes.ru/ (дата обращения: 20.07.2022).
51. Горбачева А. А., Храмов В. В. Геоинформационное пространство территории как модель целостной самоорганизующейся system of systems //Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2020. - № 2. - С. 21-26. - EDN YLIIFW.
52. ГОСТ Р 59871-2021. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровая научно-образовательная среда. Общие положения.
53. Гуманоидные роботы [Электронный ресурс]: RoboTrends - Режим доступа: https://robotrends.ru/robopedia/antropomorfnye-roboty
54. Даутова О.Б. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования / О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Шилова // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31). DOI:https://doi.org/10.15393/j5.art.2020. 6045.
55. Дербичева А.А. Формирование модели анализа финансового результата деятельности организации // Учет. Анализ. Аудит. 2018. №2.
56. Дулин С. К., Дулина Н. Г, Ермаков П. В. Агрегирование геоконцепций при генерализации карты с учетом логической согласованности и семантической точности//Системы и средства информатики. - 2013. - Т. 23. - № 2. - С. 115-132. - EDN ROYARH.
57. Дулин С. К., Розенберг И. Н., Уманский В. И. Анализ неопределенности геоданных в моделях географического пространства//Системы и средства информатики. - 2010. - Т. 20. - № 2. - С. 254-286. - EDN NTMGNB.
58. Дулин С.К., Дулина Н.Г., Кожунова О.С. Когнитивная интероперабельность экспертной деятельности и ее приложение в геоинформатике //Конференция по искусственному интеллекту (КИИ-2012): Труды 13-й Национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием.- Белгород: БГТУ, 2012.- С.351-357
59. Дулин С.К., Дулина Н.Г., Кожунова О.С. Синтез геоданных в пространственных инфраструктурах на основе связанных данных / // Информатика и ее применения. - 2019. - Т. 13. - № 1. - С. 82-90. - DOIhttps://doi.org/10.14357/19922264190112. - EDN ZASZIT.
60. Дулин С.К., Дулина Н.Г., Косарик В.В., Никишин Д.А. Макет интероперабельной информационно-аналитической системы для обеспечения пространственного и семантического поиска и анализа геоданных//Системы и средства информатики. - 2017. - Т. 27. - № 1. - С. 46-59. - DOIhttps://doi.org/10.14357/08696527170103. - EDN YODCZV.
61. Дулин С.К., Розенберг И.Н., Уманский В.И. Аспекты пространственной согласованности географической информационной системы / // Системы и средства информатики. - 2011. - Т. 21. - № 2. - С. 73-96. - EDN OKHOEP.
62. Дулин С.К., Розенберг И.Н., Уманский В.И. О проблеме интеграции информационных ресурсов//Системы и средства информатики. - 2019. - Т. 29. - № 3. - С. 127-138. - DOIhttps://doi.org/10.14357/08696527190311. - EDN PGJIFL.
63. Желтова А.А., Фомичева Е.И. Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации // Контентус. 2015. №6 (35).
64. Захарова А.А., Подвесовский А.Г., Исаев Р.А. Математическое и программное обеспечение поддержки когнитивного моделирования слабоструктурированных организационно-технических систем // Труды Международной научной конференции Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и НИЦ физико-технической информатики. CPT2019. 2019. С. 131-141.
65. Зимонина Ю.В., Исаев Р.А., Подвесовский А.Г. Подсистема обмена данными в составе системы поддержки принятия решений на основе когнитивного моделирования «Игла»: архитектура и особенности реализации // Физико-техническая информатика (CPT2020): материалы VIII Международной конференции, Пущино, Московская обл., 2020. С. 12-16. DOI: https://doi/10.30987/conferencearticle_5fd755bf7df3d1.35307822.
66. Исаев Р.А., Подвесовский А.Г. Верификация причинно-следственных связей в когнитивных моделях на основе применения метафор визуализации нечетких когнитивных карт // Научная визуализация. 2020. Т. 12. № 4. С. 1-8. DOI: https://doi/10.26583/sv.12.4.01.
67. Исаев Р.А., Подвесовский А.Г. Верификация причинно-следственных связей в когнитивных моделях с использованием метафор визуализации нечетких когнитивных карт (2020). Научная визуализация, Vol. 12 (4), стр. 1-8. DOI:https://doi.org/10.26583/12.4.01
68. Калянов Г.Н. Концептуальная модель DFD-технологии // Открытое образование. 2017. №4.
69. Калянов Г.Н., Куприянов Б.В., Лукинова О.В. Адаптация DFD-технологии при моделировании бизнес-систем в среде РДС // Открытое образование. 2019. №2.
70. Карпик А.П. К 26 Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий: Монография. - Новосибирск: СГГА, 2004. - 260 с
71. Козлов О.А., Новикова И.В., Мацуй Н.В., Положенцева И.В. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 15-20.
72. Корягин А.В., Смольянинова Н.М., 'Образовательная робототехника, Сборник методических рекомендаций и практикумов' - Москва: ДМК-Прессб 2016 - с.254
73. Крамаров С. О., Гребенюк Е. В. Единое информационное пространство как система систем//Вестник кибернетики. №4 (44) (2021).- с. 6-14 https://doi.org/10.34822/1999-7604-2021-4-6-11
74. Крамаров С. О., Гребенюк Е. В., Линденбаум Т.М. Труды Международной научно-практической конференции «Транспорт: наука, образование, производство» («Транспорт-2020») РГУПС, Рн/Д.-2019, С. 74-78 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44058363
75. Крамаров С. О., Храмов В. В., Сахарова Л. В., Митясова О. Ю. Анализ перспектив применения концепции геоинформационного пространства на основе нечетких методов и алгоритмов обработки данных спутникового мониторинга//Сборник тезисов докладов пятнадцатой Всероссийской открытой конференции "Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса".-Москва: Институт космических исследований Российской академии наук, 2017. - С. 97. - EDN WDIHTF.
76. Крамаров С.О., Сахарова Л.В. Управление сложными экономическими системами методом нечетких классификаторов // Научный вестник ЮИМ, 2017, № 2. - С. 42 - 50.
77. Кузьминов Я. Главный тренд российского образования - цифровизация. URL: www.ug.ru (дата обращения: 12.05.2019).
78. Кулинич А.А. Компьютерные системы анализа ситуаций и поддержки принятия решений на основе когнитивных карт: подходы и методы // Проблемы управления. 2011. № 4. С. 31-45.
79. Лисицкий Д.В., Кацко С.Ю. Пользовательский сегмент единого территориального геоинформационного пространства//Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). - 2016. - № 4(36). - С. 89-99. - EDN XQYXNF.
80. Макаров О.С., Щенникова Е.В. Cравнительный анализ технологии ASP.NET CORE // E-Scio. 2020. №7 (46).
81. Макеева О.В., Сартаков М.В., Чернов Е.А. Моделирование информационных процессов с помощью UML // Инновации и инвестиции. 2021. №9.
82. Мультимедийная журналистика. М.: ВШЭ, 2017. 413 с.
83. Накано Э. 'Введение в робототехнику' - Москва: Мир, 1988 - с.334
84. Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов: коллективная монография / Под ред. С.О. Крамарова, Н.В. Пелихова, В.И. Скоробогатовой. М.: РИОР, 2021. 266 с. DOI: https://doi/10.29039/02084-5.
85. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: Минпросвещение России. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/
86. Негуч Н.А. Обзор и сравнение программных продуктов для анализа финансового состояния предприятия // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 229-233.
87. Основы эрготехнического подхода к формированию электронной образовательной среды / А.А. Бочаров, С.О. Крамаров, В.В. Храмов и др. М.: Издательский Центр РИОР, 2021. 160 с. DOI: https://doi/https://doi.org/10.29039/02086-9.
88. Панин С.Б. Современные наукометрические системы «WoS» и «Scopus»: издательские проблемы и новые ориентиры для российской вузовской науки. Гуманитарные исследования Центральной России, (3 (12)), 51-65. 2019. doi:https://doi.org/10.24411/2541-9056-2019-11030.
89. Петухов, Р. Н. Применение технологии «тонкий клиент» на промышленных предприятиях // Молодой ученый. - 2016. - № 17 (121). - С. 71-74.
90. Подвесовский А.Г., Исаев Р.А. Идентификация структуры и параметров нечетких когнитивных моделей: экспертные и статистические методы//International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 35-61.
91. Подгорская С.В., Подвесовский А.Г., Исаев Р.А. [и др.]. Построение нечетких когнитивных моделей социально-экономических систем на примере модели управления комплексным развитием сельских территорий/ // Бизнес-информатика. - 2019. - Т. 13. -№ 3. - С. 7-19. DOI:https://doi.org/10.17323/1998-0663.2019.3.7.19
92. Попов О.Р. Адаптация мировых практик к проблеме долгосрочного технологического прогнозирования состояния самоорганизующихся интеллектуальных систем // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021. № 2. С. 91-98.
93. Попов О.Р., Крамаров С.О. Исследование распространения информации в сетях, структурированных из набора прогностических терминов//Вестник кибернетики. - 2022. - № 1(45). - С. 38-45. - DOIhttps://doi.org/10.34822/1999-7604-2022-1-38-45.
94. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 12.05.2019).
95. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30). С. 65-71.
96. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30). С. 65-71.
97. Романов С.С. Об инфологическом моделировании баз данных с помощью нормализации ER-диаграмм // Таврический научный обозреватель. 2017. №1 (18).
98. Сарсимбаева С.М., Саймагамбетова А.Ж. Применение языка программирования C# и платформы. Net 4.0 для объектно-ориентированного моделирования // Объектные системы. 2012. №1 (6).
99. Сарьян В.К., Русаков А.А., Левашов В.К. Необходимость реноваций системы управления образовательными учреждениями РФ в современных условиях жестокой (беспрецедентной) санкционной войны со стороны коллективного Запада //Информатизация образования - 2022 : сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Липецк, 25-27 мая 2022 года. - Липецк : Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2022. С. 8-22
100. Сарьян В.К., Левашов В.К., Мещеряков Р.В. Технические, социальные и управленческие аспекты становления гиперсвязанного мира // Международная научная конференция «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи»: сб. докладов. (Москва, МЭИ, 17-18 декабря 2020). - М.: Издательский дом МЭИ, 2020.
101. Сигов А.С., Андрианова Е.Г., Жуков Д.О. [и др.] Квантовая информатика: обзор основных достижений // Российский технологический журнал. - 2019. - Т. 7. - № 1(27). - С. 5-37. - DOIhttps://doi.org/10.32362/2500-316X-2019-7-1-5-37.
102. Силов В. Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке // ИНПРО-РЕС. М., 1995. 228 с.
103. Спиридонов А.М., Призмазонов А.М. 'Технология железнодорожного строительства: Учебник для специалистов' - Москва: УМЦ ЖДТ, 2014. - 592 с
104. Способ формирования информационного образа робота-ассистента преподавателя вуза / Е.В. Голубенко, О.Ю. Митясова, Т.С. Александрова и др. //Цифровые инфокоммуникационные технологии: сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2021. С. 38-41.
105. Способы перемещения [Электронный ресурс]: Все о робототехнике. - Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/vsoorobototehnike/o-robote/sposoby-peremesenia
106. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года
107. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник БГУ. 2016. №4.
108. Танатканова А.К., Жамбаева А.К. Построение клиент-серверных приложений // Наука и образование сегодня. 2019. №6-2 (41).
109. Третьяков B.C., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 55-66.
110. Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации"
111. Финансовый анализ - сравнение финансового состояния фирмы с отраслевыми показателями и конкурентами. URL: https://www.testfirm.ru/ (дата обращения: 20.07.2022).
112. Холодова М.А., Подвесовский А.Г., Исаев Р.А Нечеткая когнитивная модель стратегического управления агропродовольственным рынком // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 2. С. 106-125. DOI: https://doi/10.21685/2227-8486-2022-2-8.
113. Храмов В.В. Метод когнитивного цифрового кодирования сложноорганизованной информации // Труды Всероссийской научно-практической конференции. Транспорт-2006. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2006. С. 229.
114. Храмов В.В. Основы информационного подхода к управлению подготовкой специалистов в сфере военного образования // Пущинский научный центр РАН (ОНТИ ПНЦ РАН), Пущино. 200. - 212 с. - ISBN 5-201-14458-6. - EDN YTPBDV.
115. Эмоциональные роботы [Электронный ресурс]: Научно-популярный портал Занимательная Робототехника - Режим доступа: http://edurobots.ru/2015/08/emocionalnye-roboty/