АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Рубрики: АКСИОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщаются основные выводы монографии Е.А. Осиповой «Аксиологические основания теории связей с общественностью», посвященной социально-аксиологическому анализу связей с общественностью и выявлению ценностно-гуманистических оснований их теории, способных выступать фундаментом ценностно-ориентированной PR-практики в современном глобализирующемся социуме

Ключевые слова:
аксиология, социальные коммуникации, связи с общественностью, Public Relations, PR, глобализация, аксиологические принципы связей с общественностью, аксиологическая концепция связей с общественностью, методология аксиологического моделирования связей с общественностью.
Текст

В настоящее время связи с общественностью (Public Relations, PR) как коммуникативные технологии активно используются во всех сферах человеческой деятельности. С развитием новых электронных средств массовой коммуникации в PR-взаимодействия включается все большее число самых разнообразных политических, экономических, социальных и культурных субъектов. В связи с этим влияние связей с общественностью на социум и на каждого человека постоянно усиливается. PR-коммуникации активно воздействуют на формирование картины мира и ценностных ориентаций личности, содействуют смене аксиологических парадигм того или иного социума. Тем не менее, как справедливо отмечает Е.А. Осипова в монографии «Аксиологические основания теории связей с общественностью», подготовленной в издательстве «ИНФРА-М», «…содержание и результаты профессиональной деятельности в области связей с общественностью все чаще оцениваются как дегуманизирующие, ведущие к разрушению личностного и "смерти социального"» (Ж. Бодрийяр) [1, с. 3].

В современном мире, где коммуникации играют все более значимую роль, связи с общественностью обладают огромным потенциалом в сохранении многообразия ценностей, расширении личностных основ бытия, содействии решению глобальных проблем, перед которыми стоит человечество, и т.д. Тем не менее современная теория связей с общественностью в большей мере опирается не на гуманистическое философское наследие, а на опыт манипулятивных, маркетингово-ориентированных PR-коммуникаций и в значительной степени служит их обоснованию и оправданию. Гуманистические цели, провозглашенные в ряде PR-теорий, вступают в противоречие с их содержанием и рекомендуемыми технологиями.

Поскольку противоречия, возникающие в связях с общественностью, имеют, прежде всего, аксиологическую природу, представляется актуальным выход в свет монографии Е.А. Осиповой, в которой осуществляется социально-аксиологическое исследование связей с общественностью с целью осмысления их гуманистического потенциала.

В монографии связи с общественностью рассматриваются как социокультурный феномен и вид профессиональной деятельности. На основе исследования эволюции связей с общественностью, условий их профессиональной институционализации, трансформаций связей с общественностью в глобальном коммуникативном пространстве и противоречий профессиональной PR-деятельности Е.А. Осиповой разрабатываются аксиологические основания теории связей с общественностью, включающие аксиологические принципы, концепцию аксиологического подхода и методологию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Монография, ставшая итогом предыдущих работ автора [2–20], рекомендована студентам вузов, обучающимся по направлениям подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Философия», «Международные отношения» и другим направлениям, связанным с философией коммуникации и коммуникативной практикой, слушателям различных форм подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также практикующим PR-специалистам.

Автором исследования сделаны следующие принципиально важные выводы:

  1. Связи с общественностью являются социальным институтом, обеспечивающим реализацию внутренних и внешних коммуникативных функций каждой социальной общности, вне зависимости от стадии общественного развития, культурно-исторического типа, формы правления, содержания деятельности и т.д. При этом в каждой социальной общности формируются структуры, отвечающие за концептуализацию и технологическое обеспечение внутренних и внешних коммуникаций. Основанием их концептуализации и практической реализации выступают ценностные представления, складывающиеся в рамках различных систем ценностей [1, с. 27, 28].
  2. Специфика профессиональной институционализации связей с общественностью, начавшейся с конца XIX в., обусловила их прагматизацию и маркетизацию, что отразилось, прежде всего, в раширении манипулятивного содержания PR-коммуникаций и утилитаризации социальных, политических и культурных взаимосвязей, редуцировании социального содержания связей с общественностью. Прагматизация и маркетизация связей с общественностью, в свою очередь, обусловили существенное отставание их теории и практики от современных социальных потребностей, достижений философского и научного знания [1, с. 49]. 
  3. Современные условия, в которых развиваются связи с общественностью, большой опыт концептуализации социальной идентичности и выстраивания взаимосвязей между социальными субъектами, а также достижения современного социально-философского знания создают все необходимые предпосылки для разработки теории связей с общественностью, учитывающей аксиологические противоречия PR-деятельности и нацеленной на их разрешение [1, с. 50].  
  4. В условиях глобализации этическое регулирование PR-практики является необходимым, но недостаточным для гуманизации взаимосвязей в социуме. Гуманизирующая роль связей с общественностью может быть обеспечена только макроэтическим регулированием профессиональной PR-деятельности, опирающимся на аксиологические принципы [1, с. 141].
  5. Ключевыми аксиологическими принципами связей с общественностью являются: принцип гармонизации глобально-регионального социоприродного развития; принцип субъект-субъектности; принцип диалогичности; принцип толерантности; принцип солидарной социальной ответственности; принцип открытости внешних и внутренних коммуникаций по связям с общественностью. Реализация аксиологических принципов имеет комплексный характер, все принципы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, поскольку нарушение одного из принципов ведет к нарушению всех остальных [1, с. 150].
  6. Реализация аксиологических принципов осуществляется в рамках аксиологического подхода к связям с общественностью, концепция которого отражает систему гуманистических взглядов на мир, человека, общественность и содержание профессиональной PR-деятельности [1, с.153].
  7. Аксиологическое моделирование связей с общественностью возможно только в контексте личностного развития, поскольку как внутренние, так и внешние PR-коммуникации, разрушающие личность и личностные основания человеческого бытия, содействуют разрушению общества и человеческой культуры [1, с. 176].

Монография «Аксиологические основания теории связей с общественностью» состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении автор обозначает роль связей с общественностью в современном глобализирующемся социуме, аксиологические противоречия современной PR-деятельности и обосновывает актуальность социально-аксиологического исследования связей с общественностью для разрешения данных противоречий.

В первой главе монографии рассматриваются предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена, анализируются условия их профессиональной институционализации, а также основные современные научно-теоретические подходы к определению понятия «связи с общественностью».

Во второй главе раскрываются методологические аспекты изучения аксиологии социальных коммуникаций и связей с общественностью как их вида, обосновываются аксиологические основания внутренних и внешних PR-коммуникаций.

Третья глава посвящена исследованию влияния глобализационных процессов на развитие связей с общественностью, а также обоснованию и раскрытию аксиологических оснований теории связей с общественностью в условиях глобализации, способных выступать фундаментом гуманистической PR-практики. К таким основаниям автор относит аксиологические принципы, концепцию аксиологического подхода и методологию аксиологического моделирования внутренних и внешних связей с общественностью.

В четвертой главе на основе анализа влияния связей с общественностью на личность и аксиологических противоречий профессиональной PR-деятельности разрабатывается методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Данная методология предполагает конструирование актуальных для каждого социального субъекта систем ценностей на четырех уровнях: 

  • глобальном или общечеловеческом, где осуществляется выбор значимых для социального субъекта общечеловеческих ценностей;
  • этнокультурном или уровне определенных культур, где осуществляется выбор значимых для социального субъекта ценностей культуры, в рамках которой осуществляются PR-коммуникации;
  • уровне самих социальных субъектов, выстраивающих коммуникации, где обозначаются уникальные ценности самого социального субъекта; 
  • уровне личности, где обозначаются ценности, значимые для сохранения личностного бытия в процессе PR-коммуникаций социального субъекта. 

В заключение раскрываются перспективы развития связей с общественностью на основе аксиологического подхода.

Полученные в исследовании результаты имеют теоретическую ценность для становления нового научного направления в разработке теории связей с общественностью и могут быть применены для изучения перспектив и направлений развития ценностно-ориентированных связей с общественностью в современном российском обществе и межкультурных коммуникациях. Разработанные автором аксиологически ориентированная отечественная концепция и методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития нацелены на сохранение гуманистического потенциала традиционной российской культуры и решение проблемы защиты личности в условиях глобальных рисков.

Аксиологические основания теории связей с общественностью могут выступать теоретической базой для разработки гуманистического содержания подсистем связей с общественностью – корпоративного PR, антикризисного PR, GR, организации специальных мероприятий, социального партнерства и др., а также для разработки гуманистического содержания высшего и дополнительного профессионального образования по данному направлению.

Список литературы

1. Осипова Е.А. Аксиологические основания теории связей с общественностью [Текст] / Е.А. Осипова: монография. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 227 c.

2. Осипова Е.А. Маркетинговая экспансия в пространство политического / [Текст] / Е.А. Осипова // Вестник РГГУ. - 2015. - № 11 (154). - С. 9-17.

3. Связи с общественностью как средство формирования ценностного коммуникативного пространства [Электронный ресурс] / Е.А. Осипова: монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/

4. Осипова Е.А. Теория и практика социокультурного брендинга. Ценностные аспекты создания брендов в социальной сфере [Электронный ресурс] / Е.А. Осипова: учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 156 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/

5. Осипова Е.А. Социология массовой коммуникации [Текст] / Е.А. Осипова, И.В. Орлова, И.В. Соколова: учебник. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2014. - 400 с.

6. Осипова Е.А. Современное понимание демократической и тоталитарной моделей массовой коммуникации и проблемы демократизации коммуникаций в глобализирующемся мире [Текст] / Е.А. Осипова // ученые записки Российского государственного социального университета. - М.: РГСУ, 2013. - № 4 (117). - C. 100-104.

7. Осипова Е.А. Аксиологическая роль разработки этических принципов связей с общественностью глобализирующегося социума [Текст] / Е.А. Осипова, И.В. Орлова // Социальная политика и социология. 2011, №4 (70). - С. 228-237.

8. Осипова Е.А. Эволюция связей с общественностью в социальной сфере в условиях глобализации [Текст] / Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. - 2011. - № 4 (70). - С. 174-186.

9. Осипова Е.А. Влияние социальных наук на развитие связей с общественностью как вида профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. - 2010. - № 3 (57). - С. 167-181.

10. Осипова Е.А. Ценностные императивы в PR-деятельности [Текст] / Е.А. Осипова Е.А., Л.Е. Шмакова // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 5 (81). - С. 75-81.

11. Осипова Е.А. Роль Public Relations в установлении ценностно-смысловых связей в современном социокультурном пространстве [Текст] / Е.А. Осипова, И.М. Меликов // Человеческий капитал. - 2010. - № 7 (19). - Ч. 2. - С. 480-485.

12. Осипова Е.А. Понятие коммуникативного пространства в современном социально-философском знании [Текст] / Е.А. Осипова // Человеческий капитал. - 2010. - № 7 (19). - Ч. 2. - С. 73-76.

13. Осипова Е.А. Связи с общественностью и развитие российской науки [Электронный ресурс] / Е.А. Осипова // Человеческий капитал. - 2010. - № 8(20). - С. 190-192. - Режим доступа: http://www.znanium.com/

14. Осипова Е.А. Профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью к реализации аксиологического подхода в PR-практике [Электронный ресурс] / Е.А. Осипова // Вестник Московского университета МВД. - 2010. - № 8. - С. 29-32. - Режим доступа: http://www.znanium.com/

15. Осипова Е.А. Региональный социокультурный брендинг в создании позитивного имиджа России [Текст] / Е.А. Осипова // Человеческий капитал. - 2010. - № 10 (22). - Ч. 2. - С. 264-266.

16. Осипова Е.А. Потенциал региональных социокультурных брендов в создании позитивного имиджа России [Текст] / Е.А. Осипова // Человеческий капитал. - 2010. - № 10 (22). - Ч. 2. - С. 34, 35.

17. Осипова Е.А. Формирование позитивного образа стран и регионов [Текст] / Е.А. Осипова // Социальная политика и социология. - 2010. - № 11 (65). - С. 39-45.

18. Осипова Е.А. Развитие связей с общественностью в дореволюционной и Советской России [Электронный ресурс] / Е.А. Осипова // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 11 (87). - С. 32-36. - Режим доступа: http://www.znanium.com/

19. Осипова Е.А. Социально-философский анализ современных подходов к определению связей с общественностью [Текст] / Е.А. Осипова // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 4 (67). - С. 126-130.

20. Осипова Е.А. Связи с общественностью в социальной сфере. Ценностно-ориентированный подход к PR-практике [Текст] / Е.А. Осипова: монография. - М.: ИПК госслужбы РАГС, 2007. - 128 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?