AXIOLOGICAL DIMENSION OF PUBLIC RELATIONS AS A FORM OF SOCIAL COMMUNICATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the main findings of the monograph of E.A. Osipova "Axiological foundations of the theory of public relations", dedicated to the socio-axiological analysis of public relations and the identification of values and humanistic foundations of their theory, capable of acting as the foundation of value-oriented PR-practices in today´s globalized society.

Keywords:
axiology, social communication, public relations, Public Relations, PR, globalization, axiological principles of public relations, axiological concept of public relations, modeling methodology of axiological public relations.
Text

В настоящее время связи с общественностью (Public Relations, PR) как коммуникативные технологии активно используются во всех сферах человеческой деятельности. С развитием новых электронных средств массовой коммуникации в PR-взаимодействия включается все большее число самых разнообразных политических, экономических, социальных и культурных субъектов. В связи с этим влияние связей с общественностью на социум и на каждого человека постоянно усиливается. PR-коммуникации активно воздействуют на формирование картины мира и ценностных ориентаций личности, содействуют смене аксиологических парадигм того или иного социума. Тем не менее, как справедливо отмечает Е.А. Осипова в монографии «Аксиологические основания теории связей с общественностью», подготовленной в издательстве «ИНФРА-М», «…содержание и результаты профессиональной деятельности в области связей с общественностью все чаще оцениваются как дегуманизирующие, ведущие к разрушению личностного и "смерти социального"» (Ж. Бодрийяр) [1, с. 3].

В современном мире, где коммуникации играют все более значимую роль, связи с общественностью обладают огромным потенциалом в сохранении многообразия ценностей, расширении личностных основ бытия, содействии решению глобальных проблем, перед которыми стоит человечество, и т.д. Тем не менее современная теория связей с общественностью в большей мере опирается не на гуманистическое философское наследие, а на опыт манипулятивных, маркетингово-ориентированных PR-коммуникаций и в значительной степени служит их обоснованию и оправданию. Гуманистические цели, провозглашенные в ряде PR-теорий, вступают в противоречие с их содержанием и рекомендуемыми технологиями.

Поскольку противоречия, возникающие в связях с общественностью, имеют, прежде всего, аксиологическую природу, представляется актуальным выход в свет монографии Е.А. Осиповой, в которой осуществляется социально-аксиологическое исследование связей с общественностью с целью осмысления их гуманистического потенциала.

В монографии связи с общественностью рассматриваются как социокультурный феномен и вид профессиональной деятельности. На основе исследования эволюции связей с общественностью, условий их профессиональной институционализации, трансформаций связей с общественностью в глобальном коммуникативном пространстве и противоречий профессиональной PR-деятельности Е.А. Осиповой разрабатываются аксиологические основания теории связей с общественностью, включающие аксиологические принципы, концепцию аксиологического подхода и методологию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Монография, ставшая итогом предыдущих работ автора [2–20], рекомендована студентам вузов, обучающимся по направлениям подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Философия», «Международные отношения» и другим направлениям, связанным с философией коммуникации и коммуникативной практикой, слушателям различных форм подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также практикующим PR-специалистам.

Автором исследования сделаны следующие принципиально важные выводы:

  1. Связи с общественностью являются социальным институтом, обеспечивающим реализацию внутренних и внешних коммуникативных функций каждой социальной общности, вне зависимости от стадии общественного развития, культурно-исторического типа, формы правления, содержания деятельности и т.д. При этом в каждой социальной общности формируются структуры, отвечающие за концептуализацию и технологическое обеспечение внутренних и внешних коммуникаций. Основанием их концептуализации и практической реализации выступают ценностные представления, складывающиеся в рамках различных систем ценностей [1, с. 27, 28].
  2. Специфика профессиональной институционализации связей с общественностью, начавшейся с конца XIX в., обусловила их прагматизацию и маркетизацию, что отразилось, прежде всего, в раширении манипулятивного содержания PR-коммуникаций и утилитаризации социальных, политических и культурных взаимосвязей, редуцировании социального содержания связей с общественностью. Прагматизация и маркетизация связей с общественностью, в свою очередь, обусловили существенное отставание их теории и практики от современных социальных потребностей, достижений философского и научного знания [1, с. 49]. 
  3. Современные условия, в которых развиваются связи с общественностью, большой опыт концептуализации социальной идентичности и выстраивания взаимосвязей между социальными субъектами, а также достижения современного социально-философского знания создают все необходимые предпосылки для разработки теории связей с общественностью, учитывающей аксиологические противоречия PR-деятельности и нацеленной на их разрешение [1, с. 50].  
  4. В условиях глобализации этическое регулирование PR-практики является необходимым, но недостаточным для гуманизации взаимосвязей в социуме. Гуманизирующая роль связей с общественностью может быть обеспечена только макроэтическим регулированием профессиональной PR-деятельности, опирающимся на аксиологические принципы [1, с. 141].
  5. Ключевыми аксиологическими принципами связей с общественностью являются: принцип гармонизации глобально-регионального социоприродного развития; принцип субъект-субъектности; принцип диалогичности; принцип толерантности; принцип солидарной социальной ответственности; принцип открытости внешних и внутренних коммуникаций по связям с общественностью. Реализация аксиологических принципов имеет комплексный характер, все принципы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, поскольку нарушение одного из принципов ведет к нарушению всех остальных [1, с. 150].
  6. Реализация аксиологических принципов осуществляется в рамках аксиологического подхода к связям с общественностью, концепция которого отражает систему гуманистических взглядов на мир, человека, общественность и содержание профессиональной PR-деятельности [1, с.153].
  7. Аксиологическое моделирование связей с общественностью возможно только в контексте личностного развития, поскольку как внутренние, так и внешние PR-коммуникации, разрушающие личность и личностные основания человеческого бытия, содействуют разрушению общества и человеческой культуры [1, с. 176].

Монография «Аксиологические основания теории связей с общественностью» состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении автор обозначает роль связей с общественностью в современном глобализирующемся социуме, аксиологические противоречия современной PR-деятельности и обосновывает актуальность социально-аксиологического исследования связей с общественностью для разрешения данных противоречий.

В первой главе монографии рассматриваются предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена, анализируются условия их профессиональной институционализации, а также основные современные научно-теоретические подходы к определению понятия «связи с общественностью».

Во второй главе раскрываются методологические аспекты изучения аксиологии социальных коммуникаций и связей с общественностью как их вида, обосновываются аксиологические основания внутренних и внешних PR-коммуникаций.

Третья глава посвящена исследованию влияния глобализационных процессов на развитие связей с общественностью, а также обоснованию и раскрытию аксиологических оснований теории связей с общественностью в условиях глобализации, способных выступать фундаментом гуманистической PR-практики. К таким основаниям автор относит аксиологические принципы, концепцию аксиологического подхода и методологию аксиологического моделирования внутренних и внешних связей с общественностью.

В четвертой главе на основе анализа влияния связей с общественностью на личность и аксиологических противоречий профессиональной PR-деятельности разрабатывается методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Данная методология предполагает конструирование актуальных для каждого социального субъекта систем ценностей на четырех уровнях: 

  • глобальном или общечеловеческом, где осуществляется выбор значимых для социального субъекта общечеловеческих ценностей;
  • этнокультурном или уровне определенных культур, где осуществляется выбор значимых для социального субъекта ценностей культуры, в рамках которой осуществляются PR-коммуникации;
  • уровне самих социальных субъектов, выстраивающих коммуникации, где обозначаются уникальные ценности самого социального субъекта; 
  • уровне личности, где обозначаются ценности, значимые для сохранения личностного бытия в процессе PR-коммуникаций социального субъекта. 

В заключение раскрываются перспективы развития связей с общественностью на основе аксиологического подхода.

Полученные в исследовании результаты имеют теоретическую ценность для становления нового научного направления в разработке теории связей с общественностью и могут быть применены для изучения перспектив и направлений развития ценностно-ориентированных связей с общественностью в современном российском обществе и межкультурных коммуникациях. Разработанные автором аксиологически ориентированная отечественная концепция и методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития нацелены на сохранение гуманистического потенциала традиционной российской культуры и решение проблемы защиты личности в условиях глобальных рисков.

Аксиологические основания теории связей с общественностью могут выступать теоретической базой для разработки гуманистического содержания подсистем связей с общественностью – корпоративного PR, антикризисного PR, GR, организации специальных мероприятий, социального партнерства и др., а также для разработки гуманистического содержания высшего и дополнительного профессионального образования по данному направлению.

References

1. Osipova E.A. Aksiologicheskie osnovaniya teorii svyazey s obshchestvennost´yu [Tekst] / E.A. Osipova: monografiya. - M.: INFRA-M, 2015. - 227 c.

2. Osipova E.A. Marketingovaya ekspansiya v prostranstvo politicheskogo / [Tekst] / E.A. Osipova. Vestnik RGGU. - 2015. - № 11 (154). - S. 9-17.

3. Svyazi s obshchestvennost´yu kak sredstvo formirovaniya tsennostnogo kommunikativnogo prostranstva [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova: monografiya. - M.: NITs INFRA-M, 2015. - 144 s. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

4. Osipova E.A. Teoriya i praktika sotsiokul´turnogo brendinga. Tsennostnye aspekty sozdaniya brendov v sotsial´noy sfere [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova: uchebnoe posobie. - M.: NITs INFRA-M, 2015. - 156 s. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

5. Osipova E.A. Sotsiologiya massovoy kommunikatsii [Tekst] / E.A. Osipova, I.V. Orlova, I.V. Sokolova: uchebnik. - Grif UMO. - M.: Akademiya, 2014. - 400 s.

6. Osipova E.A. Sovremennoe ponimanie demokraticheskoy i totalitarnoy modeley massovoy kommunikatsii i problemy demokratizatsii kommunikatsiy v globaliziruyushchemsya mire [Tekst] / E.A. Osipova. uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial´nogo universiteta. - M.: RGSU, 2013. - № 4 (117). - C. 100-104.

7. Osipova E.A. Aksiologicheskaya rol´ razrabotki eticheskikh printsipov svyazey s obshchestvennost´yu globaliziruyushchegosya sotsiuma [Tekst] / E.A. Osipova, I.V. Orlova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. 2011, №4 (70). - S. 228-237.

8. Osipova E.A. Evolyutsiya svyazey s obshchestvennost´yu v sotsial´noy sfere v usloviyakh globalizatsii [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2011. - № 4 (70). - S. 174-186.

9. Osipova E.A. Vliyanie sotsial´nykh nauk na razvitie svyazey s obshchestvennost´yu kak vida professional´noy deyatel´nosti [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2010. - № 3 (57). - S. 167-181.

10. Osipova E.A. Tsennostnye imperativy v PR-deyatel´nosti [Tekst] / E.A. Osipova E.A., L.E. Shmakova. Uchenye zapiski RGSU. - 2010. - № 5 (81). - S. 75-81.

11. Osipova E.A. Rol´ Public Relations v ustanovlenii tsennostno-smyslovykh svyazey v sovremennom sotsiokul´turnom prostranstve [Tekst] / E.A. Osipova, I.M. Melikov. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 7 (19). - Ch. 2. - S. 480-485.

12. Osipova E.A. Ponyatie kommunikativnogo prostranstva v sovremennom sotsial´no-filosofskom znanii [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 7 (19). - Ch. 2. - S. 73-76.

13. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu i razvitie rossiyskoy nauki [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 8(20). - S. 190-192. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

14. Osipova E.A. Professional´naya podgotovka spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost´yu k realizatsii aksiologicheskogo podkhoda v PR-praktike [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD. - 2010. - № 8. - S. 29-32. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

15. Osipova E.A. Regional´nyy sotsiokul´turnyy brending v sozdanii pozitivnogo imidzha Rossii [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 10 (22). - Ch. 2. - S. 264-266.

16. Osipova E.A. Potentsial regional´nykh sotsiokul´turnykh brendov v sozdanii pozitivnogo imidzha Rossii [Tekst] / E.A. Osipova. Chelovecheskiy kapital. - 2010. - № 10 (22). - Ch. 2. - S. 34, 35.

17. Osipova E.A. Formirovanie pozitivnogo obraza stran i regionov [Tekst] / E.A. Osipova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2010. - № 11 (65). - S. 39-45.

18. Osipova E.A. Razvitie svyazey s obshchestvennost´yu v dorevolyutsionnoy i Sovetskoy Rossii [Elektronnyy resurs] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski RGSU. - 2010. - № 11 (87). - S. 32-36. - Rezhim dostupa: http://www.znanium.com/

19. Osipova E.A. Sotsial´no-filosofskiy analiz sovremennykh podkhodov k opredeleniyu svyazey s obshchestvennost´yu [Tekst] / E.A. Osipova. Uchenye zapiski RGSU. - 2009. - № 4 (67). - S. 126-130.

20. Osipova E.A. Svyazi s obshchestvennost´yu v sotsial´noy sfere. Tsennostno-orientirovannyy podkhod k PR-praktike [Tekst] / E.A. Osipova: monografiya. - M.: IPK gossluzhby RAGS, 2007. - 128 c.

Login or Create
* Forgot password?