ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается подход к документированию системы менеджмента качества (СМК) вуза на основе ENQA & ISO 9000, базирующийся на интегрировании в рассматриваемую модель стандартов ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016. Анализируются сложности и связанные с ними несоответствия в формировании реестра и формуляров документации СМК вуза, вызванные отсутствием, с одной стороны, в действующем семействе международных стандартов ISO 9000 версии 2015 года конкретизации в подходе к разработке и управлению документированной информацией, и, с другой стороны, выхода только в декабре 2025 года в свет ожидаемой новой версии стандартов ISO 9000 : 2025, обуславливающих у научного сообщества надежды на разрешение данной проблематики. Обосновывается актуальность применения с целью, в частности: идентификации реестра документированной информации СМК ‒ ГОСТ Р ИСО 10013-2024; унификации формуляров документов ‒ ГОСТ Р 7.0.97-2016. Рассматривается апробация предлагаемого подхода на примере разработки и оформления формуляра такого основополагающего документа СМК вуза, политика в области качества. Аргументируется перспективность использования подхода к совершенствованию документированной информации на основе интегрирования в модель качества стандартов ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016, позволяющего повысить качество документации СМК вуза и снизить уровень неопределенности в подтверждении ее соответствия в органах сертификации.

Ключевые слова:
система менеджмента качества, вуз, документированная информация, структура документации системы качества, формуляр и реквизиты, ГОСТ Р ИСО 10013-2024, ГОСТ Р 7.0.97-2016
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Технический комитет 176 «Менеджмент и обеспечение качества» Международной организации по стандартизации (ISO/TC 176) анонсировал выхода в свет в декабре 2025 года новой версии семейства международных стандартов ISO 9000 и ISO 9001 [1]. Пересмотр действующих ISO 9000 и ISO 9001 версии 2015 года вызван как необходимостью учета происшедших в течение последних десяти лет изменений во внешней и внутренней среде организаций (глобальная неопределенность, цифровизация, устойчивое развитие и пр.), так и неоднозначностью в толковании рекомендаций стандартов к реализации ряда процессов, в том числе к управлению документированной информацией системы менеджмента качества (СМК).

Семейство международных стандартов ISO 9000 и ISO 9001 является универсальным и рассматривается специалистами в виде базовых стандартов для отраслевых и интегрированных моделей СМК, в том числе в области образовательных услуг [2]. Лидером среди моделей СМК в образовательных организациях РФ является сегодня типовая модель системы качества образовательного учреждения для вузов и ссузов (ENQA & ISO 9000), представляющая собой интеграцию частных стандартов [3], [4], [5]:

- стандарты по менеджменту качества ISO 9000, задающие общий контур системы управления образовательной организацией с позиций менеджмента качества, в том числе принципы и подходы в управлении документированной информацией;

- стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском регионе (ENQA), предоставляющие инструменты идентификации уровня зрелости системы качества университета.

Решение проблем, связанных с корректным документированием СМК вуза, в условиях актуализации семейства ISO 9000:2015 и отсутствия на текущей момент новой версии ISO 9000:2025 возможно, как представляется, на основе применения международного стандарта ISO 10013:2021 (и его аутентичной национальной версии ГОСТ Р ИСО 10013-2024 «Системы менеджмента качества. Руководство по документированной информации» [6], вступившей в действие 01.01.2025) и национального стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» [7].

Совершенствование документации СМК вуза на основе интегрирования в модель качества стандартов ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016 позволяет не только устранить проблемы, связанные с отсутствием конкретности относительно состава, формуляра и реквизитов документированной информации системы качества, но и снизить уровень неопределенности в подтверждении ее соответствия в органах сертификации.

 

1. Материалы, модели, эксперименты, методы и методики

1.1. Идентификация документированной информации СМК вуза.

Изучение рассматриваемой проблематики базируется на следующих допущениях:

- процедура документирования СМК вуза на основе модели ENQA & ISO 9000 регламентируется стандартами ISO 9000;

- ISO 9000 является универсальным стандартом для моделирования систем качества и может быть гармонизирован в отсутствии противоречий и конфликтов с иными стандартами, конкретизирующими деятельность, в том числе в области документирования информации, в частности ISO 10013:2021;

- национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016 устанавливает описание реквизитов документов СМК вуза ‒ обязательных элементов документа, придающих ему юридическую состоятельность.

Анализ практик и публикаций в области документирования СМК вуза в действующей версии семейства стандартов ISO 9000:2015 позволил выявить некоторые проблемы, возникающие в результате реализации данного вида деятельности [4, 8-18]:

- отсутствие определенности в формировании реестра документации системы менеджмента качества образовательной организации, являющегося необходимым и достаточным для результативного функционирования СМК и подтверждения ее соответствия заявленной модели системы качества в органах сертификации;

- затруднения или отсутствие единообразия в оформлении ряда документов СМК, в частности политики, целей в области качества и пр., вызванные отсутствием унифицированных форм документированной информации и пр.

Опираясь на результаты исследований в данной предметной области, нашедшие отражение в научных публикациях, можно отметить неоднозначное отношение специалистов в области менеджмента качества к семейству ISO 9000:2015. Так, эксперты критикуют стандарт ISO 9001:2015 по сравнению с предшествующим ему стандартом ISO 9001:2008, в том числе в связи с отсутствием конкретизации в вопросах, связанных с документированием СМК организации: определением состава документов, их форм, идентификаторов и пр.

Действующее семейство стандартов предоставляет свободу организации в формировании реестра документации, описывающей и регламентирующей функционирование СМК. ISO 9001:2015 рекомендует включать в СМК организации, не уточняя их наименование, документы, отвечающие следующим ограничениям:

- документированная информация, требуемая рассматриваемым стандартом;

- документированная информация, определяемая организацией для обеспечения результативности системы качества.

Следует отметить, что СМК вуза помимо демонстрации потребителям результатов своей деятельности ‒ качества образовательных услуг, должна предъявлять всем заинтересованным сторонам состав, механизмы и ресурсы управления, зафиксированные в документах. Можно сказать, что документированная информация – это и есть система менеджмента качества, представленная на материальном носителе (бумажный и/или электронный носитель).

Учитывая, что вуз стремиться не только обеспечить качество оказываемых образовательных услуг, но и получить в органах сертификации формальные показатели состоятельности своей системы качества, подтверждающие ее результативность и эффективность, необходимо, чтобы взгляды образовательной организации и эксперта-аудитора на реестр необходимой для функционирования СМК документированной информации совпадали. В этой связи многие вузы, о чем свидетельствуют их официальные сайты, посчитали целесообразным в отсутствии в действующем стандарте конкретного перечня документированной информации сохранить в своем реестре ряд нетребуемых ISO 9001:2015, но достаточно четко описывающих СМК документов, в частности руководство по качеству. Руководство по качеству содержит в концентрированном виде всю информацию о видах деятельности вуза с ссылками на регламентирующие их документы в рамках системы качества.

Требования, предъявляемые к документированной информации, не ограничиваются только ее составом. Качество документированной информации зависит, в том числе и от качества ее оформления, т.е. вся документированная информация СМК вуза без исключения должна быть оформлена единообразно (реквизиты, формуляры и пр. элементы документов) в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016 [7].

Однако практика показывает, что ряд основополагающих документов СМК вузов – политика в области качества, цели в области качества, оформляются отлично от другой документации СМК (документированные процедуры, информационные карты, записи о качестве и т.д.). К выявленным в результате анализа официальных сайтов ряда отечественных вузов недостаткам относятся, в частности:

- отсутствие титульного листа документа;

- несоответствия в оформлении реквизитов документации СМК вуза;

- недочеты в оформлении верхнего и нижнего колонтитулов;

- отсутствие грифа утверждения документа руководителем образовательной организации и пр.

Такие несоответствия, как представляется, возникают в связи с отсутствием определенности, в том числе в составе документов. Так, в частности политика в области качества может существовать и, в большинстве случаев, существует как самостоятельный, автономный документ, и тогда требуется ее полное оформление с титульным листом и всеми рекомендуемыми реквизитами. При этом не является нарушением включение политики в области качества в состав документа – руководство по качеству, и, в таком случае, являясь фрагментом документа, она может быть оформлена с сокращенным составом реквизитов.

Обобщая сказанное, можно отметить, что у вуза существует потребность в наличии некоего нормативного документа (стандарта, методических указаний, рекомендаций и пр.), обеспечивающего определенность в формировании перечня документированной информации, регламентирующей СМК вуза, и ограничивающего субъективный подход со стороны органов сертификации. Таким документом для идентификации, разработки и управления документированной информацией СМК вуза, как представляется, может в сложившихся условиях стать стандарт ГОСТ Р ИСО 10013-2024, интегрированный в действующую модель системы качества.

ГОСТ Р ИСО 10013-2024 гармонизирован с рекомендациями стандарта ISO 9001:2015 и содержит конкретный перечень документов, который применительно к модели системы качества образовательной организации включает, в частности [6]:

1) документированная информация СМК, которая должна быть в реестре:

- политика в области качества;

- цели в области качества;

2) документированная информация, которую организация сочтет необходимой для поддержания функционирования СМК и ее процессов:

- руководство по качеству;

- документированные процедуры;

- информационные карты процессов;

- рабочие инструкции, методические документы и рекомендации;

- планы (программы) качества;

- формы и чек-листы;

- документированная информация внешнего происхождения;

3) документированная информация, которая используется для свидетельства достигнутых результатов:

- записи по качеству.

ГОСТ Р ИСО 10013-2024 предоставляет краткую характеристику предлагаемого перечня документов СМК, описывает процедуру создания и актуализации документированной информации.

Предлагаемый подход к документированию информации СМК вуза на основе интегрирования в модель качества (ENQA & ISO 9000) стандартов ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016 позволяет повысить качество рекомендованной документации и подготовить ее для аудиторских проверок (подтверждения соответствия заявленной модели системы качества).

 

 

2. Результаты

 

2.1. Адаптация рекомендаций ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016 к управлению документированной информации СМК вуза

Совершенствование процесса документирования информации СМК на основе интегрирования в модель качества (ENQA & ISO 9000) стандартов ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016 рассматривается применительно к документу – политика в области качества. Политика в области качества – основополагающий документ СМК вуза, описывающий общие намерения и направления деятельности в области качества, официально сформулированные высшим руководством. В рамках данной статьи не разбирается содержательный аспект политики в области качества.

ГОСТ Р ИСО 10013-2024 отмечает, что политика и цели в области качества должны быть документально оформлены в виде самостоятельных документов или включены в руководство по качеству [6]. Исходя из допущения, что политика в области качества СМК вуза является самостоятельным документом, ее создание предусматривает, в частности:

- разработку унифицированного формуляра документа;

- идентификации реквизитов документа.

Формуляр и реквизиты документа разрабатываются и оформляются в соответствии с рекомендациями национального стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016. Создание политики в области качества осуществляется идентично документированию информации системы менеджмента качества в целом и включает в себя:

- оформление титульного листа;

- заполнение колонтитулов (верхнего и нижнего);

- разработку текста.

Титульный лист документа включает следующие реквизиты и элементы документа (рис. 1, 2): гриф утверждения; вид документа; наименование системы управления; наименование документа; код документа; версия; дата введения документа; гриф согласования; место издания; год издания.

Колонтитулы – верхний и нижний – наносятся на каждый лист документа СМК, включая титульный лист, и содержат идентификаторы организации и документа (уровень, версия, вид и пр.). Верхний колонтитул титульного листа включает следующие элементы: эмблема организации; наименование организации, в том числе ее ведомственная принадлежность; вид документа; наименование документа; код документа.

Нижний колонтитул титульного листа включает следующие элементы: наименование должности ответственного лица – разработчика, проверяющего, согласовывающего документ, подпись с ее расшифровкой (имя, отчество, фамилия), дата подписания документа; номер актуальной версии документа; классификация документа: КЭ – контрольный экземпляр документа; УЭ – утвержденный экземпляр документа; ИЭ – используемый экземпляр документа; номер текущей страницы и общее число страниц документа. Фрагмент (титульный лист) формуляра и примера оформления политики в области качества вуза представлен на рис. 1 и 2.

 

Рис. 1. Формуляр титульного листа политики в области качества

Fig. 1. The form of the title page of the quality policy

 

 

Рис. 2. Пример оформления титульного листа политики в области качества

Fig. 2. An example of the design of the title page of the quality policy

 

Разработка унифицированных формуляров документов СМК, в том числе политики в области качества, регламентированных ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016, позволяет повысить качество документированной информации образовательной организации.

 

 

Заключение

Документирование СМК вуза в настоящее время рассматривается, в том числе как инструмент демонстрации процессов, ресурсов и механизмов образовательной организации, разработанных, функционирующих и позволяющих достигнуть запланированных результатов в соответствии с заявленной моделью системы качества (ENQA & ISO 9000) для всех заинтересованных в образовательных услугах сторон. В то же время наличие корректно разработанной документированной информации системы менеджмента качества на основе установленного и признаваемого сертифицирующим органом нормативного документа (стандарта) позволяет вузу получить формальные показатели состоятельности своей СМК (подтверждение соответствия).

В этой связи предлагаемый подход к документированию СМК вуза на основе ENQA & ISO 9000, базирующийся на интегрировании в модель качества стандартов ГОСТ Р ИСО 10013-2024 и ГОСТ Р 7.0.97-2016, позволяет повысить качество документации, в том числе идентифицировать реестр и унифицировать формы и формуляры документов, а также снизить уровень неопределенности в подтверждении ее соответствия в органах сертификации.

Список литературы

1. Заседание Технического комитета №176 «Менеджмент и обеспечение качества» Международной организации по стандартизации (ISO). [Электронный ресурс]. URL: https://rusregister.ru/news/zasedanie-tehnicheskogo-komiteta-176/ (дата обращения 19.02.25).

2. Abbas J., Kumari K., Al-Rahmi W.M. Quality management system in higher education institutions and its impact on students' employability with the mediating effect of industry–academia collaboration. Journal of Economic and Administrative Sciences. 2024;40(2):325-343. DOIhttps://doi.org/10.1108/JEAS-07-2021-0135.

3. Круглов В.И., Азарьева В.В., Горленко О.А. и др. Гарантия качества образования: монография. Старый Оскол: ТНТ, 2017. 170 с. ISBN 978-5-94178-532-2. EDN YHBNVX.

4. Симкин А.З., Можаева Т.П., Проскурин А.С. Развитие системы менеджмента качества вуза // Эргодизайн. 2023. № 3 (21). С. 247-254. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2023-3-247-254. EDN RQUJZW.

5. Горленко О.А., Борбаць Н.М., Можаева Т.П. Система качества Брянского государственного технического университета: версия 2015 г. Брянск: БГТУ, 2015. 74 с. ISBN 978-5-89838-857-7. EDN VYAVOJ.

6. ГОСТ Р ИСО 10013-2024. Система менеджмента качества. Руководство по документированной информации [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/1306472687 (дата обращения 04.03.25).

7. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200142871 (дата обращения 04.03.25).

8. Чайка И.И. «Качество - это интеграл всех функционалов предприятия» // Методы менеджмента качества. 2023. № 10. С. 8-13. EDN ABNFOU.

9. Васецкая Н.О. Особенности управления документацией в системе менеджмента качества в техническом вузе // Наука и бизнес: пути развития. 2022. № 7 (133). С. 69-72. EDN WAQNSZ.

10. Качалов В.А. Как предотвратить ошибки, связанные с человеческим фактором: реализация требований п. 8.5.1.g ГОСТ Р ИСО 9001-2015 // Методы менеджмента качества. 2019. № 12. С. 14-19. EDN SUUAKV.

11. Дудкина И.М., Дудкин Д.В., Лукьянова А. Документирование системы менеджмента качества // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). Т.4. С. 52-54. EDN VTZHAH. URL: https://moluch.ru/archive/111/28180/ (дата обращения: 04.03.2025).

12. Чекалдин А.М. Документирование систем менеджмента качества в организациях // Успехи современной науки. 2017. Т. 4, № 3. С. 99-101. EDN YNFNDB.

13. Александрова Е.Л. Проблемы создания документации системы обеспечения качества // Вестник фармации. 2021. № 3(93). С. 5-13. DOIhttps://doi.org/10.52540/2074-9457.2021.3.5. EDN HCZMQD.

14. Сатаева Д.М. Управление документированной информацией: подход на основе ISO 9001:2015 // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2018. № 55. С. 100-110. EDN XOYEQP.

15. Сергеев А.Г. Управление качеством образования. Документирование систем менеджмента качества: учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 58 с. ISBN 978-5-534-12322-7. EDN FXQSDF.

16. Jasim N.A., Mohammed T.J. Diagnosing the gap in the documented information system according to the international standard ISO 10013:2021. Journal of Positive School Psychology. 2022;6(4):6610-6619.

17. Mohammed T.J., Jasim N.A. Designing a model to protect documented information according to the integration of some international standards (ISO 27001:2013) (ISO 10013: 2021): A case study. International Journal of Health Sciences, 2022;6(S3):10684–10697. DOIhttps://doi.org/10.53730/ijhs.v6nS3.8376.

18. Caetano В. Quality management system documentation [Электронный ресурс]. URL: https://simplerqms.com/qms-documentation/ (дата обращения 06.03.25).

Войти или Создать
* Забыли пароль?