РЕЛЯТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ «ОСНОВНОГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЗАКОНА»: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКО-ЯЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ» И «БОРЬБЫ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На фоне подробного описания контекстуальных значений, задействованных в заглавии понятий, в предлагаемой читательскому вниманию статье осуществляется попытка определить статус, правомочность и актуальность в современной философской мысли «основного диалектического закона единства и борьбы противоречий»; при этом релятивистский контекст темы объясняется попыткой построения антитезиса к заявленному диаматом тезису об абсолютном статусе не только самого закона, но и в частности развития и, стало быть, «борьбы». Сосредоточенный на рассмотрении состоятельности законов диамата философско-языковедческий взгляд, насколько известно автору, впервые раскрывает здесь специфику использования метафоры «борьба» в диалектике и подразумевает проверку границ допустимости её в качестве научного термина вообще и в законе в частности, а также касается рисков её адаптации в оперативной базе больших языковых моделей искусственного интеллекта (LLM). В анализе диахронической и синхронической многозначности понятия «диалектика» акцентируется внимание на её «высоко-классическое» содержание в противопоставлении «софистскому» на основании классических же критериев: абсолютизации покоя или движения, а также эвристическом или эристическом характере обосновывающих их диалогов, служащих достижению характерных для каждой целей – обретению истины или победе в споре. При этом в рассмотрении полисемии других заглавных терминов обращается внимание на их контекстуальные в этой статье значения. В описании историко-философского аспекта темы обозначается синхронический политико-социальный контекст метафорического синтезирования и внедрения в государственную философию «основного диалектического закона единства и борьбы противоположностей» (в период осуществления «поворота на философском фронте»), а также рефлексия этих процессов в русской зарубежной философской мысли.

Ключевые слова:
диалог, диалектические законы, дуализм, высоко-классическая философия, эвристика, эристика, софистика, скептицизм, агностицизм, релятивизм, релятивность, контекстуализм, единство противоположностей и борьба, «Вестник Коммунистической академии», поворот на философском фронте, абсолютное, относительное, единое, единство, основа, основание, основной (космогонический) миф, концептуальные метафоры, ядерная философия, мифологема, философский миф, искусственный интеллект
Список литературы

1. Абраменко В.И. Метафоры сознания в философском дискурсе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2015. – Вып. 2(22). С. 25-30. EDN: https://elibrary.ru/UCBSPD

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблема. – М., Политиздат, 1985. – С. 130.

3. Адоратский В.В. О работах Ленина по философии // Вестник Коммунистической Академии, 1929. – №32. – С.198-210.

4. Алексеев П.В. Пивоваров, Даниил Валентинович // Философы России XIX-XX столетий.Биографии, идеи, труды. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2002. – С. 750-751. – 1152 с.; Беляев И.А. Базовые идеалы современной культуры в контексте идей Д.В. Пивоварова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2018. – № 10. – С. 64-66.

5. Аристотель. Категории. // Соч. – М., 1976. – Гл. 10-11.

6. Аристотель. Метафизика // Соч. – М., 1976. – Кн. IV. – Гл. 4; Кн. XII. – Гл. 7.

7. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. – М., 1976. – Гл. 13.

8. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / ред. В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1975. – Т. 1. – 550 с.

9. Аристотель. Топика. – Кн. I. – Гл. 1.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. – М: «Высш. школа», 1976. – 543 с. EDN: https://elibrary.ru/VQMLRH

11. Асмус В.Ф. Диалектический материализм и логика. – М., Л.: Государственное издательство, 1929. – 253 с.

12. Атнашев Т., Велижев М. Кембриджская школа. «Context is king»: Джон Покок – историк политических языков // НЛО, 2015. – №134 – С. 21-44. EDN: https://elibrary.ru/UJWOLN

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 445 с. EDN: https://elibrary.ru/VQMUFP

14. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – М., 2017. – 496 с.

15. Блур Д. Определение релятивизма // Эпистемология и философия науки 2011. – Т. XXX. № 4. – С. 16.

16. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. — Москва:Экономика, 1989. – 304 + 351 с.

17. Бородай Т.Ю. Дианойя / Античная философия: Энциклопедический словарь. Сост.П.П. Гайденко, М.А. Солопова, С.В. Месяц, А.В. Серегин, А.А. Столяров, Ю.А. Шичалин — М.: Прогресс-Традиция., 2008. – С. 326.

18. Бродский А.И. Тайна диалектической логики // Русская и европейская философия:пути схождения. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/brodsky/ruseur_08.html (Дата посещения: 21.03.2025).

19. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология. – Нижний Тагил: НГТСПА, 2011. – 330 с. EDN: https://elibrary.ru/LRAOBI

20. Весна А., Егоршин В., Константинов Ф., Митин М., Ральцевич В., Тащилин И., Тимоско В., Юдин П. Партийность философии / За большевизацию работы на философском фронте // За поворот на философском фронте: Сборник статей / Авт.: А. Весна, В. Егоршин, М. Камари [и др.]; Ин-т красной профессуры философии и естествознания. Вып.1. – М., Л.: Московский рабочий, 1931. – С. 47-53.

21. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. – СПб., 1995. – 228 с.

22. Галеева Т.И., Кахиахмедова С.Х., Богатырева С.Н. Морбиальная метфора как способ осмысления концепта «терроризм» в политическом дискурсе // Вестн. Удмурт. ун-та, 2016. Т. 26. – Вып. 3. – С. 93-101.

23. Гегель Г. Феноменология духа. – СПб.: Типография Акционерного Общества «Брокгауз-Ефрон», 1913. – 413 с.

24. Герасимов М. Исследователи предсказали будущее искусственного интеллекта. В одном из сценариев ИИ уничтожает человечество в 2030 году: Мы и правда в опасности? // URL: https://meduza.io/feature/2025/04/24/issledovateli-predskazali-buduscheeiskusstvennogo-intellekta-v-odnom-iz-stsenariev-ii-unichtozhaet-chelovechestvo-v-2030-godu (дата посещения: 24.04.2025).

25. Гоббс Т. Соч.: В 2-х т.– М.: Мысль, 1991. – Т. 2. – 731 с.

26. Гребенникова Д.Е. «Живые» и «Стертые» метафоры в языке публицистики // Вестник Московского государственного университета печати, 2012. – № 5. – С. 142-145. EDN: https://elibrary.ru/UYYZLF

27. Грифцова И.Н. Соотношение формальной и неформальной логики:Философско-методологический анализ. – М.: МПГУ, 1999. – 297 с.

28. Гумбольдт фон, В. О двойственном числе // Язык и философия культуры. – М., 1985. С. 382-403.

29. Деборин А.А. Прения к докладу Милютина В.П. «О разногласиях на философском фронте» // Вестник Коммунистической академии, 1930. – № 40-41. – С. 31, 33.

30. Деборин А.М. Ленин – воинствующий материалист // Под знаменем марксизма, 1924.Вып. 1.– С. 10-28; №2. – С. 5-23.

31. Деборин А.М. Ленин – революционный диалектик / О Ленине // Воинствующий материалист, 1925: Книгоиздательство «Материалист». – Вып. 2. – С. 1-37.

32. Джохадзе Д.В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество, 2012. № 2. – С. 23-45. EDN: https://elibrary.ru/OZPCLR

33. Диалектика. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах / Ин-т философии РАН.Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. – М., Мысль, 2010. Т. I, А-Д. – С. 645-648.

34. Диалектический материализм / Академия наук СССР, Институт философии.Под общ. ред. ак. Г. Ф. Александрова. – М.: Госполитиздат, 1954. – С. 117; 236.

35. Диалектический материализм // Коллектив Института философии Коммунистической академии под рук. М.Б. Митина. Учебник для комвузов и втузов. – М.: Партиздат ЦК ВКП (б). – 352 с.

36. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 164.

37. Дубровский Д.И. Многоликий «релятивизм» (о необходимости его концептуального обоснования в общефилософском плане) // Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / РАН, ИФ; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: Ин-т философии РАН, 2012. – С. 29-39.

38. Жилин В.И. Законы диалектики: иллюзия истины. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 262 с. EDN: https://elibrary.ru/WDXAXD

39. За поворот на философском фронте: Сборник статей / Авт.: А. Весна, В. Егоршин, М. Камари [и др.]; Ин-т красной профессуры философии и естествознания. Вып.1. – М., Л.: Московский рабочий, 1931. – 224 с.

40. Забелина В. Чемодан без ручки // Историк, 2018. – № 41. URL: https://www.историк.рф journal/post/5515 (Дата посещения: 07.02.2025).

41. Завадкина Э.Ф. Законы и закономерности природы / Теория философии. – M.:Филологическое об-во «СЛОВО», 2004. – 448 с.

42. Иванов Вячеслав Всеволодович, Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. – М., 1974. – 342 с.

43. Кареев Н.И. Мифологические этюды // Филологические записки, 1873. – В.3. – С. 38-42.

44. Кареев Н.И. К теории литературной эволюции // Филологические записки, 1887. – В. 3-4.– С. 1-11.

45. Кареев Н.И. Космогонический миф // Филологические записки, 1873. – В.2. – С. 1-10.

46. Категории диалектики (теоретико-методологические проблемы): Цикл лекций / И.Я. Лойфман, В.В. Ким, Ю.П. Андреев и др.; под общ. ред. И.Я. Лойфмана. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2003. – 255 с. – С. 16. EDN: https://elibrary.ru/QWFPVP

47. Катков Μ.Н. Очерки древнейшего периода греческой философии. – М., 1853. – С. 52.

48. Киосе М.И., Бриер С. Киберсемиотика: трансдисциплинарная парадигма для исследования естественно-научной, социальной, феноменологической и гуманитарной проблематики. Реферат // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин, 2018. – С. 375-383.

49. Классические формы диалектики // URL: https://studopedia.ru/19_13965_klassicheskieformi-dialektiki.html [дата посещения: 08.03.2025].

50. Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история метафор. Сб. статей под ред. Х.Э. Бёдекера / Пер. с нем. – М.: НЛО, 2010. – С.21-33. EDN: https://elibrary.ru/SFTDLN

51. Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция / Социальная эпистемология: идеи, методы, программы // Под редакцией И.Т. Касавина. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – С. 152-159.

52. Краткий философским словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. – М.:Государственное издательство политической литературы, 1954. – 704 с.

53. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. – СПб.: Товарищество «Знание», 1907. – С. 362.

54. Кузнецов П.Г. Универсальный язык для формального описания физических законов. – М., 1973.

55. Курейко В.В. Метафора в риторике и стилистике // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – № 2. – С. 8; 14. EDN: https://elibrary.ru/SCHHPF

56. Кэрролл Д. Законы природы // Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей / под ред. Д.Б. Волкова, В.В. Васильева, М.О. Кедровой. URL: http://philosophy.ru/ (Дата посещения: 21.03.2025).

57. Лазарев А.И. Миф об основном мифе / Социология в трудах Н.И. Кареева: сборник к 170-летию Н.И. Кареева: по материалам конференции Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. – С. 359-371.

58. Лазарев А.И. Формула консента как потенциальный мотиватор на конструктивное взаимодействие // Журнал философских исследований, 2023. – Т. 9. – № 4. – С. 29-45. EDN: https://elibrary.ru/JDGEQX

59. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой, под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 252 с.

60. Лебедев А.В. Аристотель Стагирит / Античная философия: Энциклопедический словарь.— М.: Прогресс-Тр., 2008. – С. 164-175.

61. Лебедев С.А. Научная истина и её критерии // Журнал философских исследований, 2024. – Том 10. – № 1. – С. 22-28. EDN: https://elibrary.ru/CCZYJJ

62. Лебедев С.А. Философия науки: позитивно-диалектическая концепция. – М.: Проспект. 2021. – 448 с. DOI: https://doi.org/10.31085/9785392335824-2021-448; EDN: https://elibrary.ru/JHUTDK

63. Левин Г.Д. Противоположности и противоречия // Эпистемология & философия науки, 2007. – Т. XI. – № 1. – С.31-48.

64. Левин Г.Д. Релятивизм и реляционизм (к истории проблемы) // Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / РАН, ИФ; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИФ РАН, 2012. – С. 40-61.

65. Лейбниц Г.В. Соч.: В 4-х т.– М.: Мысль, 1984. – Т. 3. – 734 с.

66. Лекторский В.А. Релятивизм, плюрализм и диалог / Релятивизм, плюрализм, критицизм:эпистемологический анализ // РАН, ИФ; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИФ РАН, 2012. – С. 5-28.

67. Леоненко Л.Л. Метафора и аналогия // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки, 2006. – № 42. – С. 23-34. EDN: https://elibrary.ru/KBDBIV

68. Лисанюк Е.Н. Суппозиции в средневековых трактатах о предписаниях // Логико-философские штудии. – СПб., 2009. – С 59-69.

69. Лобовиков В.О. Дискретная математическая модель материалистической диалектики познания. Представление философских знаний в искусственных интеллектуальных системах, «диалектическая логика» и алгебра формальной аксиологии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки, 2019. – Т. 14, № 1 (185). – С. 19-32.

70. Лобовиков В.О. Ядро диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей и его моделирование в алгебраической системе формальной аксиологии // Социум и власть, 2014. – № 4. – С. 126-130. EDN: https://elibrary.ru/SQRZNP

71. Ломоносов М.В. Письмо Эйлеру Л., 5 июля 1748 г. / Пер. Я. М. Боровского // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. – М.; Л., 1950-1983. – Т. 10: Служебные документы. Письма. 1734-1765 гг. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 439-457.

72. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». – М. Издательство «Мысль», 2001. – С. 231.

73. Луппол И.К. Диалектика диалектики, или казус, приключившийся с философией марксизма в СССР в лето от Октябрьской революции восьмое // Воинствующий материалист, 1925. – Вып. 4. – С. 39-47; Вып. 5. – С. 39-59.

74. Малышев В.Б. Фундаментальные метафоры в метаязыке новоевропейской культуры // Докторская диссертация. – СПб., 2013. – 379 с. EDN: https://elibrary.ru/SUNLFH

75. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). – М., 2004. – 242 с. EDN: https://elibrary.ru/SUPEBL

76. Мацько Л.І., Мацько О.М. Риторика: Навч.поаб. – К.: Вища шк., 2003. – 311 с.

77. Милонов К.К. Прения к докладу Милютина В.П. «О разногласиях на философском фронте» // Вестник Коммунистической академии, 1930. – № 40-41. – С. 64.

78. Митин М.Б. Боевые вопросы материалистической диалектики. – М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1936. – 422 с.

79. Митин М.Б. Прения к докладу Милютина В.П. «О разногласиях на философском фронте» // Вестник Коммунистической академии, 1930. – № 40-41. – С. 48.

80. Молодцов Б.И. Энантиодромия как механизм вобрания отрицания в опыт онтогносеологии // Культура и цивилизация (Донецк), 2017. – №2 (6). – С. 90-96. EDN: https://elibrary.ru/YLOEFS

81. Назарчук А.В. Философское осмысление диалога через призму коммуникативного подхода // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 2010 / С. 51-71.

82. Никифоров А.Л. Истина // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004 г.

83. Ноэзис / История Философии: Энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко. – Минск: Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

84. Пивоваров Д.В. Абсолютное и относительное: категориальный анализ // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2009. – № 7. – С. 104-120. EDN: https://elibrary.ru/KTWMOR

85. Платон. Собр. соч.: в 4 т. – М., 1994. – Т. 3. Филеб. – С. 10.

86. Подволоцкий Л.П. Ленинский конспект «Науки логики» и проблемы материалистической диалектики // Вестник Коммунистической Академии, 1929. – № 31. – С. 30-79.

87. Подволоцкий Л.П. Речь. Дискуссия по историческому материализму // Вестник коммунистической академии 1929. – № 35-36. – С. 57.

88. Полозова И.В. Онтологические основы метафоры // Философские науки, 2003. – № 4. – С.61.

89. Порус В.Н. Контекстуализм в философии науки // Epistemology & Philosophy of Science, 2018. – №2. – С. 75-93. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201855230

90. Прокофьев П. (Чижевский Д.И.) «Диалектический материализм и логика» В.Ф. Асмуса / Критика и библиография // Современные записки. – Париж. – № XXIX. 1926. – С. 509-516.

91. Плеханов Г.В. Чернышевский и диалектика / Н.Г. Чернышевский // Сочинения. Том V / Под ред. Д. Рязанова. – Изд. 2-е. – М., Л.: ГИЗ, 1925. – С. 225-232: «Сущность его состоит в том, что мыслитель не должен успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать, нет ли в предмете, о котором он мыслит, качеств и сил, противоположных тому, что представляется этим предметом на первый взгляд: таким образом мыслитель был принужден обозревать предмет со всех сторон, и истина являлась ему не иначе, как следствием борьбы всевозможных противоположных мнений».

92. Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / РАН, ИФ; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: ИФ РАН, 2012. – 181 с.

93. Розенталь М.М. Материалистическая диалектика: популярный очерк основных законов материалистической диалектики. – М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1937. – 122 с.

94. Самарин Д.А. О роли киберлингвистики в современной научной парадигме // Вестник Череповецкого государственного университета, 2019. – №3 (90). – С. 110-117. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-3-90-12; EDN: https://elibrary.ru/JLYXNB

95. Сачков Ю.В. Статистические и динамические закономерности // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001. – М.: Мысль. – 721 с.

96. Сидельникова М.Л. Морбиальная метафора как средство развенчивания либеральной идеологии в современном политическом дискурсе российских СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6 (60). – С. 152-155.

97. Соссюр де, Ф. Курс общей лингвистики. – М., 1998. – 235 с.

98. Ср. со словарем В.И. Даля: «Разговоры Сократа», «Красен разговор, а не спор».

99. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж, 1985. – 170 с. EDN: https://elibrary.ru/RVRJOL

100. Субочева О.Н., Овчарук Е.Р. Коммуникативные практики в эристической диалектике А. Шопенгауэра // Социология, 2020. – №6. – С. 37-41.

101. Тарасов О.В. Метафора как средство познавательной деятельности // Вест. Башк. у-та, 2005.– №3. – С. 76-79.

102. Теория равновесия и материалистическая диалектика: Сборник статей / О-во воинствующих материалистов-диалектиков. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. – 234 с.

103. Тетиор А.Н. Упрощенные законы диалектики Г. Гегеля / Множественный мир. – М.:Ак. Естествознания, 2020. – 845 с.

104. Трубецкой С.Н. Софисты / Метафизика в Древней Греции. – М., 1890. – С. 402-432.

105. Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры. – М., 1990. – С. 82-119.

106. Федоров С.В. Диалектико-символическое осмысление феномена истины в культуре // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология, 2023. – № 2. – С. 15-25. EDN: https://elibrary.ru/DGBHBW

107. Филатова М.И. Радикализация проблемы эпистемологического релятивизма (аргумент «за») // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2022. Вып. 4. – С. 579-589. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-579-589; EDN: https://elibrary.ru/DGNVWR

108. Философский энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

109. Цит. по К.К. Милонов: «Легко заметить, что именно такое конкретное понимание борьбы противоположностей, борьбы, когда обе взаимопроникают друг в друга, и ставится вопрос «кто кого», дает основание Ленину определять диктатуру пролетариата, как продолжение классовой борьбы. <…> Об уравновешенности не может быть и речи: если оно и есть, то является весьма относительным и скоропреходящим моментом. Центр тяжести не в нем, а в постоянной борьбе противоположностей, и отсутствия «уравновешивания» (ср. выше о полном синтезе). <…> Рассматривая синтез в отличие от эклектического соединения противоположностей, мы апеллировали, главным образом, к Гегелю и Ленину. <…> Но само собой понятно, что, говоря о Ленине, мы тем самым говорили о Марксе и Ленине. <…> Чтобы в этом соединении не наглупить, нужно постоянно помнить слова Ленина: «Можно сочетать противоположные понятия так, что получится какофония, а можно так, что получится симфония». Первое эклектическое сочетание будет неизбежно при формально-логическом подходе в действительности, второе при жизненно-диалектическом» [Милонов К.К. К вопросу об эклектизме в диалектике // Воинствующий материалист, 1925. – Вып. 5. – С. 60-96].

110. Цит. по Лебедев С.А.: «Когерентная: научная истина есть логическое соответствие некоторого высказывания другим высказываниям, принятым за истинные. Предельный случай соответствия — выведение одного высказывания из других, принятых за истинные (логическое доказательство истинности) (Г. Лейбниц, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.). Конвенционалистская: научная истина есть конвенция, условное соглашение об адекватности (истинности) некоторого высказывания (прежде всего аксиом теории и определений) своему предмету (А. Пуанкаре, П. Дюгем, Р. Карнап и др.). Прагматистская: научная истина есть высказывание, теория, концепция, принятие которых приносит практическую пользу, успех, эффективное решение имеющихся проблем (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.). Инструменталистская: научная истина есть знание, представляющее собой описание некоторой совокупности действий (операций), ведущих к достижению определенной (конкретной) цели или решению конкретной задачи (П. Бриджмен, Ф. Франк и др.). Консенсуалистская: научная истина есть результат когнитивных коммуникаций ученых, результатом которых является достижение когнитивного консенсуса между ними о признании определенных высказываний и теорий в качестве истинных (М. Малкей, Г. Лаудан, С. Уолгар, С.А. Лебедев и др.). Интуиционистская: научная истина есть такое знание, содержание которого интуитивно очевидно опытному исследователю и не нуждаетсяв каком-либо дополнительном эмпирическом или логическом обосновании (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кант, А. Гейтинг, А. Бергсон и др.). Эмпиристская: научная истина — это либо констатация данных наблюдения, либо их обобщение в виде научных законов, следствия которых подтверждаются данными наблюдения и эксперимента (Ф. Бэкон, И. Ньютон, Э. Мах, Г. Рейхенбах и др.). Психологическая: научная истина есть такое знание, в адекватность которого ученые (ученый) «верят» (М. Планк, М. Фуко, Т. Кун и др.). Постмодернистская: научная истина есть такое знание, которое в данном контексте условно принимается субъектом за адекватное, определенное и безусловное (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт и др.) [Лебедев С.А. Научная истина и её критерии // Журнал философских исследований, 2024. – Том 10. – № 1. – С. 22-28.]

111. Цит. по. Джохадзе Д.Д.: «При этом надо иметь в виду, что и эвристические техники диалогической речи часто сознательно использовались против выявления истины, особенно в публичных выступлениях и на судебных заседаниях» [Джохадзе Д.В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество, 2012. № 2. С. 23-45].

112. Ческис А.А. Людвиг Фейербах – философ воинствующего материализма. – М.:Красная новь, 1923. – 39 с.

113. Ческис А.А. Реферированная стенограмма доклада «Ленин и теория познания Плеханова» и прений // Вестник Коммунистической академии, 1931. – № 2-3 (44-45). С. 68.

114. Ческис А.А. Томас Гоббс, родоначальник современного материализма (его жизнь и учение). – М.: Красная новь, 1924. – 138 с.

115. Шагиахметов М.Р. Диалектика сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2006. – № 1 (29). – С. 57-64. EDN: https://elibrary.ru/KGXSCF

116. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы житейской мудрости. Эристика, или Искусство побеждать в спорах: [перевод с немецкого]. – М.: Издательство «Э», 2017. – С. 509-556.

117. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1982. – З59 с.

118. Яхот И. Подавление философии в СССР (20-е – 30-е годы). – NY: Chalidze Publications, 1981. – 269 с.

119. Эрш Й.С., Грубер Й.Г. Общая энциклопедия наук и искусств. Лейпциг: Ф. К. Бродха с. 1843. С. 154.

120. Фоконье Г., Тернер М. Концептуальные интеграционные сети // Когнитивная наука. 1998. Том. 22. № 2. С. 133-187

121. Хуба Дж., Макконнелл Б. Создание клиентов-евангелистов: как лояльные клиенты становятся добровольными продавцами. Льюис Лейн Пресс, 2012. 242 стр.

122. Джейнс Дж. Происхождение сознания в процессе распада двухпалатного разума. Бостон: Houghton Mifflin Company, 1976. 469 с.123. Джонсон Р. Х., Ольбах Х. Дж., Габбай Дов М., Вудс Дж. Справочник по логике аргументации и вывода: поворот к практическому, Голландия: Elsevier, 2012, 508 стр.

123. Ландтшир К. де. Сбор политического смысла из числа метафор // Метафора и дискурсы / А. Мусольф, Дж. Цинк (ред.). 2009. С. 73-96.

124. Мюллер К. Метафоры мертвые и живые, спящие и пробуждающиеся: динамический взгляд. – Чикаго; Лондон: Univ. of Chicago Pr., 2008. С. 203.

125. Ричи, Л. Дэвид. Потерянные в «концептуальном пространстве»: Метафоры концептуальной интеграции. Метафора и символ. 2004. 19: 31-50.

Войти или Создать
* Забыли пароль?