Россия
Статья раскрывает исторические аспекты становления и развития тактической медицины, как одного из направлений первоначального медицинского обеспечения в рамках организации профессиональной, служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, подчеркивается необходимость активизации обучения сотрудников органов внутренних дел оказанию доврачебной помощи. В статье выделяются основные параметры знаний, навыков и умений, позволяющие оказывать первую медицинскую помощь самостоятельно при нахождении в экстремальной ситуации или при выполнении служебных задач повседневной деятельности. Авторы акцентируют внимание на необходимости качественной организации профессиональной служебной подготовки по вопросам тактической медицины, высказывают предложения по совершенствованию этой работы в системе МВД России. Обозначаются ключевые моменты истории возникновения военно-полевой медицины, раскрывается роль медицинской подготовки на современном этапе для правоохранительной системы и квалифицированной подготовки правоохранительных кадров. Уделяется внимание внедрению интерактивных педагогических форм, таких как ролевые игры и кейс-ситуации, в обучение тактической медицине для сотрудников МВД России ,которые представляют собой ключевой элемент подготовки, ориентированной на реалии оперативно-служебной деятельности. акцентируется внимание на том, что ролевые и деловые игры позволяют смоделировать экстремальные сценарии (террористические акты, массовые ЧС, боевые столкновения), в которых обучаемые отрабатывают алгоритмы оказания неотложной помощи в условиях дефицита времени, ограниченных ресурсов и психоэмоциональной нагрузки. Делается упор на то, что выделяемые психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности способствуют формированию не только профессиональных навыков, но и стрессоустойчивости, умения принимать решения в условиях неопределенности.
органы внутренних дел, первая медицинская помощь, профессиональная служебная подготовка, тактическая медицина, обучение, компетенции, знания, навыки, умения
Введение
Органы внутренних дел (далее – ОВД) Российской Федерации согласно норм Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (Далее – ФЗ о Полиции) являются одним из важнейших государственных институтов, ответственных за обеспечение безопасности граждан и поддержание правопорядка в обществе. Кардинальное изменение геополитической ситуации в мире, сложная внутриполитическая обстановка в стране, новые военные угрозы и опасности, информационная война коллективного Запада против Российского государства, проведение Специальной военной операции требуют укрепления не только мировоззренческих ценностей у военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, но и повышения их профессиональной подготовленности, в том числе в период выполнения оперативно-служебных задач в боевой обстановке и особых условиях.
Актуальность организации качественной и всесторонней профессиональной служебной подготовки современного поколения сотрудников правоохранительных органов очевидна. Без этого эффективно противостоять терроризму и экстремизму, организованной и киберпреступности в системе обеспечения национальной безопасности, практически невозможно. Выполнение служебных задач на новых территориях, недавно вошедших в состав Российской Федерации, также налагает на сотрудников ОВД повышенные требования к вопросам профессиональной подготовленности.
Изменения в обстановке обусловили и новые подходы к организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД. Среди них усиление практической составляющей, совершенствование индивидуальных и коллективных навыков и умений, необходимых для несения службы в особых условиях, формирование морально-психологической устойчивости в экстремальной ситуации. Логичным стало появление и такого раздела в рамках служебной подготовки, как «Тактическая медицина». На занятиях по тактической медицине изучаются и отрабатываются приемы и способы действий сотрудников по оказанию первой помощи при ранениях, поражениях и травмах, в том числе с использованием различных средств медицинской защиты, а также подручных средств.
Акцент делается на обучении навыкам оказания доврачебной медицинской и психологической помощи как самому сотруднику, так и его сослуживцам, а также гражданскому населению. Основной задачей обучения сотрудников тактической медицины, владение навыками которой позволит повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в особых условиях, является спасение жизни и предотвращение тяжелых осложнений состояния здоровья сотрудников и граждан.
Основная часть
На сегодняшний день имеется небольшая, но достаточно содержательная источниковая база по данным вопросам. Знакомство с научными работами, практическими пособиями и методическими рекомендациями современных авторов, позволяют понять исторические корни тактической медицины, ее содержание и особенности в условиях современных реалий. Многие авторы посвятили свои труды данной теме, например: А.А. Будко [2], А.Н. Катулина, Д.В. Зайцева, Д.В. Ашмарина, Д.В. Лупина [6], А.А. Сысоева, А.А. Каримова [13], Ю.Ю. Евича [3] и других авторов. Данное направление деятельности, как организационно оформленное, появилось сравнительно недавно и в системе МВД России.
Тактическая медицина - это совокупность медицинских и тактических мероприятий, проводимых непосредственно на поле боя и на всем протяжении догоспитального этапа оказания первой и расширенной первой помощи раненому, направленных на устранение угрожающих жизни состояний, предотвращение развития тяжелых осложнений и поддержание жизненно важных функций организма в ходе эвакуации. Данные мероприятия проводятся как элементы само- и взаимопомощи. Концепция «тактической медицины» не идет в разрез с имеющейся системой этапного оказания помощи и медицинской эвакуации. Сохраняя сходные цели и задачи, она включает расширенный объем манипуляций и полномочий оказывающего помощь, исходя из его реальных навыков, а не формальной принадлежности к медицинскому персоналу. Фактически, данная концепция объединяет мероприятия первой, доврачебной и первой врачебной помощи [1] .
Отметим, что появление, становление и развитие тактической медицины имеет многовековую историю и уходит в древнее прошлое, когда в условиях античных и феодальных сражений воины сами оказывали себе помощь на поле боя, не дожидаясь квалифицированного лечения, тем более, что лекарей тогда явно не хватало. Первые летописные упоминания о присутствия в бою «тактических врачевателей» дошли до нас из рассказов о таких сражениях как Ледовое побоище (1242 г.) и Куликовская битва (1380 г). Уже тогда начали вырабатываться подходы и решения по оказанию раненым первой помощи непосредственно на поле боя как лекарями, так и самими воинами. В 1620 г. был принят воинский Устав России «Книга воинская о всякой стрельбе и огненных хитростях». Помимо военного ремесла в данном уставе впервые для того времени официально и документировано определялись основные элементы системы организации военно-медицинской службы догоспитального звена, частности, принципы организации войсковой медицинской службы, порядок оказания медицинской помощи раненым, а также их эвакуации [1].
В 1836 г. в составе МВД Российской империи был основан «Департамент казенных врачебных заготовлений», основной задачей которого являлось заготовление, хранение и распределение лекарственных препаратов для армии и флота. Во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) появились первые полевые медицинские отряды. Врачи и санитары, работающие в этих отрядах, получили опыт оказания помощи в экстремальных условиях. Их задачей было быстро и эффективно оказывать помощь раненым на поле боя, чтобы увеличить шансы их выживания и возвращения в строй.
Примечательно, что тогдашняя наградная система мотивировала продолжение ведение боевых действий после получения ранения и оказанной первой медицинской помощи, а также спасение жизни воинов, которых выносили с поля боя их сослуживцы. Так, например, если нижний чин (совр. – рядовой, сержант, старшина) «…будучи ранен, возвратится по перевязке к своей команде на место сражения, с полным своим вооружением и амуницией, и останется в деле до окончания оного…в сражении спасёт жизнь своего офицера, отразит удар, ему угрожавший, или кто освободит его из рук неприятеля», то эти действия были основанием для вручения такой почетной награды, как знак отличия военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, или как его называли «Георгиевский крест»[8].
Отметим, что традиции дореволюционной военно-полевой медицины, которая по праву считалась одной из лучших в мире, были заложены такими блестящими учеными и врачами как И.П. Павлов, который первым применил наркоз в полевых условиях (1847 г.), Н.И. Пирогов, создавший систему медицинской сортировки пострадавших на группы и этапную систему эвакуации с поля боя по опыту Крымской войны (1853-1856 гг.), Н.В. Склифосовский, активно внедрявший антисептики в полевых условиях и многими другими выдающимися специалистами.
История советской военно-полевой медицины уникальна. Тактика оказания медицинской помощи на поле боя в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. показала ее высокую эффективность, а мужество врачей и медицинского персонала, медсестер и санитаров, санинструкторов и фельдшеров, не имеет аналогов в мире. Первая помощь раненым оказывалась прямо в боевых порядках санитарными отделениями, потом пострадавшие отправлялись в батальонный медицинский пункт, впоследствии при необходимости в медико-санитарные батальоны или в военные госпитали. Оказание догоспитальной помощи стало одним из ключевых факторов, определяющих выживание и восстановление раненых солдат.
Система медико-санитарного обеспечения была организована таким образом, чтобы максимально быстро и эффективно оказывать первую помощь на поле боя, а также в условиях эвакуации. Основными задачами медицинских работников в это время были: остановка кровотечений, перевязка ран, иммобилизация поврежденных конечностей и подготовка раненых к транспортировке в госпитали. Важным аспектом работы медицинских служб стало использование санитарных автомобилей и создание полевых медицинских пунктов, что позволило существенно сократить время оказания помощи [7].
Примечательно, что за вынос с поля боя определенного количества раненых бойцов с военным снаряжением санитары получали высокие государственные награды: за 15 раненых – медаль «За боевые заслуги», за 25 раненых – орден Красной Звезды, за 40 солдат и офицеров – орден Красного Знамени, а за спасение 80 человек – орден Ленина [9]. За годы войны советские медики вернули в строй около 70 % раненых и 90 % больных воинов. В первые восемь часов после ранения более 90 % воинов получали квалифицированную медицинскую помощь, при этом практически всем была оказана первая доврачебная помощь. 49 врачей стали Героями Советского Союза, 20 из них посмертно 18 – полными кавалерами ордена Славы, более 100 тысяч удостоены орденов СССР, погибло и пропало без вести около 85 тысяч медицинских работников[12]. Многие современные российские ведущие медицинские заведения носят имена выдающихся организаторов этого направления деятельности в период войны – Н.Н. Бурденко, А.В. Вишневского, И.И. Джанелидзе и др.
История войн не знает бескровных сражений. Само сражение предполагает боестолкновение, которое априори не может закончиться без потерь. В любом столкновении важен каждый человек – ведь это боевая единица, которая может решить исход всего сражения, и чем скорее он восстановится, тем быстрее он вернется в строй. С развитием человечества менялись и войны, как в тактическом, так и в стратегическом плане: от простых столкновений между племенами до организованных боевых действий между армиями целых стран или коалиций государств. Появление огнестрельного оружия значительно поменяло характер травм и повреждений. Так, практика показывает, что в вооруженных конфликтах последнего столетия отсутствие первой помощи в течение первого часа после получения ранения влечет за собой летальный исход на 40%, а в течение трех часов доходит до 60% [14].
Произошедшие изменения в характере ведения боевых действий привели к пересмотру тактики оказания первой медицинской помощи не только квалифицированными военными медицинскими специалистами, но и самими воинами. В связи с чем, из военно-полевой медицины, была выделена в качестве отдельного направления тактическая медицина. Впоследствии, тактическая медицина стала активно развиваться и в послевоенный период. Особое внимание уделялось разработке тактики оказания помощи в условиях массовых боевых действий, а также в экстремальных условиях, например, при проведении специальных операций. Были разработаны специальные медицинские снаряжение и оборудование, а также методы транспортировки раненых [5].
Во время вооруженного конфликта на территории Республики Афганистан (1979-1989 гг.), оказание догоспитальной помощи стало одной из ключевых задач медицинских служб Советской Армии. Эффективность этой помощи во многом определялась условиями ведения боевых действий и спецификой местного населения. Важным аспектом было быстрое реагирование медицинских команд, которые часто действовали в условиях ограниченной доступности и под угрозой нападения противника. Согласно исследованиям, проведенным в рамках анализа военной медицины, значительное внимание уделялось подготовке военнослужащих к оказанию первой помощи. Важную роль играли специальные курсы и тренировки, которые обеспечивали навыки не только у медиков, но и у рядовых солдат. Это способствовало снижению уровня смертности среди раненых и повышению общей эффективности медицинского обеспечения на поле боя [10].
Оказание догоспитальной помощи в период проведения специальных мероприятий по борьбе с терроризмом в Северо-Кавказском регионе (1994-1996 и 1999-2004 гг.) стало исключительно важным аспектом медицинского обеспечения федеральных войск, поскольку именно от своевременности и качества этой помощи во многом зависела выживаемость раненых. В условиях активных боевых действий, когда каждая секунда могла сыграть решающую роль, медицинские службы были вынуждены действовать в экстремальных условиях, часто под огнем противника. Для стабилизации состояния раненых использовались различные методы, включая первичное обследование и быструю оценку травм, что позволяло определить приоритеты в оказании помощи. Медицинские команды применяли стандартные протоколы для остановки кровотечений, такие как использование жгутов и перевязочных материалов, а также проводили реанимационные мероприятия, включая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
Важным аспектом работы медиков была необходимость подготовки личного состава к оказанию первой помощи. Это включало тренировки по основам медицинской помощи, тактической медицины, что позволяло рядовым военнослужащим и сотрудникам действовать быстро и эффективно в экстренных ситуациях. Кроме того, в условиях горной местности и городских боев, медики сталкивались с уникальными вызовами: сложный рельеф и разрушенные здания затрудняли доступ к раненым, что требовало от них высокой мобильности и изобретательности для быстрого перемещения раненых в безопасные зоны. Ключевым моментом в обеспечении успешного оказания догоспитальной помощи было взаимодействие между различными подразделениями — медицинскими службами, командованием и бойцами на передовой. Слаженные действия всех участников процесса позволяли не только повысить эффективность оказания помощи, но и минимизировать потери среди военнослужащих [4].
Накопленный профессиональный опыт, использование достижений медицины прошлого, наличие подготовленных медицинских кадров, позволили качественно организовать медицинское обеспечение в ходе выполнения ответственных задач Специальной военной операции (24 февраля 2022 г. и по настоящее время). Фактически, тактическая медицина стала неотъемлемой частью подготовки военнослужащих и сотрудников ОВД. Новые подходы к организации обучения по военно-медицинской подготовке стали опираться на изучение элементов тактической медицины.
Анализ потерь на поле боя после получения ранения свидетельствует, что, помимо сложностей боевой обстановки (огневое воздействие снайперов, минометный обстрел), летальный исход в большей степени объяснялся отсутствием у военнослужащих необходимых навыков и современного оснащения для правильного и своевременного оказания первой помощи (самопомощи), соблюдением правил поведения, в так называемые, «золотой час» и «платиновые» 10 минут, необходимые для спасения жизни [11].
В экстремальной ситуации на передовой, когда тактика применения сил и средств предполагает действия небольших групп или носит одиночный характер, в том числе на удалении от пунктов постоянной дислокации (воинских частей, сводных подразделений ОВД), военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел должны быть готовыми сами оказывать помощь в различных ситуациях: останавливать кровотечения, применять траншейные перевязочные материалы, накладывать жгут, проводить искусственную вентиляцию легких, осуществлять сердечно-легочную реанимацию, фиксировать переломы, организовывать эвакуацию населения при массовых несчастных случаях и террористических актах, обеспечивая первичную психологическую поддержку гражданам.
Случается так, что сотрудник полиции первым оказывается рядом с людьми, попавшими в экстремальную ситуацию, пережившими катастрофу или кризис, поэтому ему необходимо овладеть простыми приемами помощи окружающим, оказания элементарной поддержки. Уделяя отдельное внимание данным факторам безусловно необходимо выделить категории особо часто встречающихся реакций, состояний, с которыми приходится сталкиваться, а также учитывать для дальнейшего рассмотрения при подготовке сотрудников ОВД и обучению основам тактической медицины и экстренной психологической подготовке. Острая реакция на стресс — возникающая непосредственно во время экстремальных условий и характеризующаяся дезорганизацией поведения, которая может варьировать от ступора до паники безусловно является важнейшим аспектом для изучения данного вопроса. Психологическое утомление — состояние физического и психического истощения, Посттравматическое стрессовое расстройство— отсроченная реакция на травматические события, проявляющаяся навязчивыми воспоминаниями, кошмарами, избегающим поведением, повышенной возбудимостью и др. Элементарные приемы поддержки, изученные в рамках применения тактической медицины могут облегчить состояние человека в критической ситуации, способствовать предотвращению последствий психической травмы, помочь справиться с горем, страхом, отчаяньем и т. д.
Нельзя не остановиться и на таком аспекте, как этические проблемы применения тактической медицины, ведь сталкиваясь с оказанием такого рода помощи в экстремальных ситуациях, приходится сталкиваться и с рядом сложных этических проблем, например, распределение ограниченных ресурсов, который подразумевает принцип сортировки, предполагающий приоритетное оказание помощи тем, кто имеет наибольшие шансы на выживание, а не наиболее тяжелым пациентам, вступает в противоречие с традиционными медицинскими принципами.
Принимая во внимание все вышесказанное, конечно же не остается сомнений в актуальности обучения сотрудников ОВД навыкам тактической медицины, во избежание панических реакций. В критической ситуации (захват террористами, ограбление, разбойное нападение, дорожно-транспортное происшествие и т. д.) человек переживает эмоциональную и когнитивную дезорганизацию, так как происходит столкновение с реальной угрозой жизни и здоровью. Благодаря полученным базовым навыкам и учитывая исторический опыт развития данного направления деятельности они смогут помочь. Необходимо помнить, что в критической ситуации человек получает сильнейшую психическую травму, даже если он не подвергся физическому насилию.
Отметим, что в образовательных организациях МВД России в программу обучения курсантов и слушателей включена учебная дисциплина «Первая помощь». В рамках занятий обучающиеся получают знания о скорой медицинской доврачебной помощи, тактике оказания помощи в экстремальных условиях, управлении медицинскими ресурсами и организации медицинской эвакуации. Согласно Приказа МВД России от 02.02.2024 № 44 « Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации также предусмотрено получение навыков тактической медицины в рамках профессиональной, служебной и физической подготовки для младшего, среднего и старшего начальствующего состава. Отдельно организовано изучение тактической медицины и в рамках повышения квалификации и организации первоначальной подготовки сотрудников, в рамках повышения квалификации и подготовки к направлению сотрудников ОВД в составах сводных отрядов полиции на вновь присоединенные территории проводится отдельный курс обучения тактическим навыкам оказания доврачебной экстренной помощи.
Таким образом, рассмотрение исторического аспекта развития и актуальных проблем изучения современной тактической медицины в ОВД, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, необходимо выработать четкие параметры обучения навыкам и умениям тактической медицины сотрудников территориальных ОВД на региональных и районных уровнях, для этого необходимо определить приоритеты и последовательность отработки медицинских действий с учетом категорий сотрудников и характером их профессиональной деятельности. Предусматривать проведение занятий в рамках определенных курсов, различных по своему содержанию: базового, усиленного и специального. В рамках базового сотрудники на постоянной основе должны получать основы медицинских знаний, в том числе навыки оказания медицинской помощи, в ходе расширенного курса углублять и совершенствовать свои навыки, в свою очередь, специальный курс должен быть предназначен для подготовки сотрудников к выполнению служебных задач в особых условиях или сложных условиях: горная, пустынная местности, высокая (низкая) температуры, в составе сводных подразделений или к командировке во временные ОВД, создаваемые в условиях проведения военных действий.
Во-вторых, организовывать взаимодействие медицинских и специально подготовленных подразделений со структурами морально-психологического обеспечения и психологическими службами ОВД по оказанию психологической помощи, формировании морально-психологической устойчивости и готовности сотрудников к выполнению поставленных задач, действиям по оказанию само и взаимопомощи в экстремальной обстановке.
По тематике рассмотрения вопроса, исходя из практического и теоретического опыта проведения занятий кафедрой деятельности органов внутренних дел в особых условиях Санкт – Петербургского университета МВД России с сотрудниками ГУ МВД России по Санкт – Петербургу и Ленинградской области, с постоянным и переменным составом университета, были сформированы некоторые принципы, которые возможно формируют педагогический процесс для решения существующих проблем обучения, главным из которых является проведения занятий в форме деловых и ролевых игр, различных кейс - ситуаций.
Внедрение интерактивных педагогических форм, таких как ролевые игры и кейс-ситуации, в обучение тактической медицине для сотрудников МВД России представляет собой ключевой элемент подготовки, ориентированной на реалии оперативно-служебной деятельности. Ролевые и деловые игры позволяют смоделировать экстремальные сценарии (террористические акты, массовые ЧС, боевые столкновения), в которых обучаемые отрабатывают алгоритмы оказания неотложной помощи в условиях дефицита времени, ограниченных ресурсов и психоэмоциональной нагрузки. Это способствует формированию не только профессиональных навыков, но и стрессоустойчивости, умения принимать решения в условиях неопределенности. Кейс-ситуации, основанные на реальных оперативных примерах, развивают критическое мышление, учат анализировать ошибки и оптимизировать действия в рамках правового поля и этических норм. Для системы МВД России, где подготовка носит междисциплинарный характер (сочетая медицину, юриспруденцию и тактику), данные методы особенно актуальны: они интегрируют теоретические знания с практикой, моделируя взаимодействие с коллегами, пострадавшими и условным противником. Кроме того, такие форматы усиливают командную сплоченность, распределение ролей и коммуникацию, что критически важно в условиях совместных операций. Опыт образовательных учреждений МВД подтверждает, что применение ролевых игр и кейсов повышает скорость и качество оказания помощи на 20-30%, снижая риски фатальных ошибок в реальных условиях. Таким образом, эти методы не только соответствуют требованиям современных профессиональных стандартов, но и становятся основой для формирования компетенций, жизненно необходимых для обеспечения безопасности общества и государства.
Заключение
С появлением современных интерактивных форм, методов и средств обучения личностно-ориентированный подход является инновационным решением существующих образовательных задач в обучении сотрудников органов внутренних дел применению полученных навыков тактической медицины и оказания экстренной домедицинской помощи.
Реализация мероприятий по этим направлениям деятельности, обращение к историческому опыту, совершенствование учебно-методической базы, принятие соответствующих управленческих решений, позволят добиться ощутимых результатов в этой сфере только при целенаправленном и постоянном движении и работе в данном направлении. Постоянное совершенствование необходимых компетенций, безусловно будут помогать сохранить здоровье сотрудников ОВД, выполняющих ответственные задачи с риском для жизни.
1. Благодир Юлия Халиловна, Барыкинский Никита Анатольевич \\Тактическая медицина как основной инструмент для проведения экстренной медицинской помощи // StudNet. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/takticheskaya-meditsina-kak-osnovnoy-instrument-dlya-provedeniya-ekstrennoy-meditsinskoy-pomoschi (дата обращения: 11.04.2025)
2. Будко А. А. История военной медицины России: в 4 т. / А. А. Будко. – Санкт-Петербург. 2002. – Т. 1-4. с.57
3. Евич Ю.Ю. Тактическая медицина современной иррегулярной войны. 2015. с.44
4. Евкуров Б., Павлов А. Тактическая медицина в общевойсковых подразделениях /Армейский сборник. 26 мая 2023 г. № 5, с. 99-93, 2022.
5. Калинин В. В. История медицины в годы Великой Отечественной войны / В. В. Калинин. – М.: Медицинское издательство, 2010. – 300 с.
6. Катулин А. Н., Зайцев Д. В., Ашмарин Д. В. Лупина Д. В. Основы тактической медицины. – Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2018. – 177 с.
7. Костин, А. Н. Оказание первой помощи в условиях боевых действий – Санкт-Петербург: Военное издательство, 2010. – с. 270
8. Натиев Д.С. Награды получаемые нижними чинами на службе – URL: https://www.simvolika.org/mars_193.htm (дата обращения 15.02.2025)
9. Приказ Наркома обороны №281 от 23 августа 1941 года – URL: https://vk.com/wall-186722191_61 (дата обращения 20.02.2025).
10. Сидоров Н. Н. Особенности медицинского обеспечения в условиях горных операций. – Екатеринбург: УралГТУ, 2008.
11. Соловьева Л. Н., Иванов М. Г., Бельчанинов Н. И. [и др.] // К вопросу становления и развития тактической медицины в России // Настоящее и будущее современных научных направлений: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Кемерово, 13 июня 2022 года. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский научный центр", 2022. – С. 54-61. – EDN LUCHXC.
12. Спасённые от смерти: как работала медицина в годы войны – URL: https://histrf.ru/read/articles/spasionnyie-ot-smierti-kak-rabotala-mieditsina-v-ghody-voiny За годы войны советские медики вернули в строй около 70 % раненых и 90 % больных воинов.– URL: https://vk.com/wall-47591566_319836 (дата обращения 20.02.2025).
13. Сысоев Алексей Александрович, Каримов Альберт Амирович Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-takticheskoy-podgotovki-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 11.04.2025).
14. Чиж И.М., Ларьков А.А., Шелепов А.М., Русев И.Т. Итоги медицинского обеспечения объединенной группировки войск в контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999-2002 гг. // Воен.-мед. журн. № 10. с. 4-12, 2003. EDN: https://elibrary.ru/TGKCYN



