Тверь, Тверская область, Россия
Учебная деятельность в ситуации коммуникативного взаимодействия включается в качестве элемента в более общий тип деятельности — регулятивную деятельность и структурно коррелирует с ее оперативными единицами в виде конкретных действий, направленных на разрешение задач в ситуации учебного общения или учебной коммуникации. Регулятивный характер учебной деятельности обусловливает функционально-семантическую доминанту речевых проявлений (действий) партнеров в ситуации обучающей коммуникации на уровне структурного признака «способ регуляции». Регулятивный аспект учебной деятельности определяет некоторую ритуальность макро- и микроструктур коммуникативных (дискурсных) образований, используемых участниками обучающей интеракции.
учебная коммуникация; регулятивная деятельность; дискурс; обучающая интеракция.
Известно, что общественно-производственная деятельность человека (деятельность субъектов в ситуации учебного общения) включает в свою парадигму различные разновидности деятельности, сохраняя при этом ее общие, категориальные признаки и свойства, такие как направленность, программированность, куда относится и целесообразность, стимульная детерминированность, адаптационность (аккомодацию) к определенным условиям ее реализации и условиям окружающего мира, стереотипность повторяющихся элементов деятельности, передача общественного опыта характера деятельности, знаковость и др.
Деятельность, связанная с процессом обучения, или обучающая деятельность, обладает перечисленными выше свойствами [1, c. 54—85; 2, c. 12—21], и прежде всего, характеризуется следующими моментами. Во-первых, учебная деятельность выступает всегда как предметная деятельность, как деятельность с предметами и при помощи предметов, понимаемых в широком смысле этого слова. Следовательно, такая деятельность носит опосредованный характер: любой ее участник использует орудие, при помощи которого он осуществляет свою деятельность. В нашем случае — это комплексный языковой знак, выступающий в форме речевого произведения — дискурса.
Во-вторых, эта деятельность предполагает не только применение своеобразного орудия для ее осуществления, но и его изготовление, чтобы эффективно выполнять намеченную деятельность. Такое «изготовление», в свою очередь, предполагает наличие и возможность их воспроизводства и тиражирования.
В-третьих, учебная деятельность является общественной деятельностью, носит социальный характер, причем ее общественная социальная природа не состоит лишь в объединении усилий участников деятельностного процесса, а предполагает ее кооперативную основу.
1. Полторацкий А.Ф., Швырев В.С. Знак и деятельность. - М.: Политическая литература, 1970.
2. Зинц Р. Обучение и память. - Минск: Вышэйшая школа, 1984.
3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / пер. с англ. - М.: Тривола, 1996.
4. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения. - М.: ИЯ АН СССР, 1988.
5. Романов А.А. Иллокутивная структура диалогического текста как иерархия целевых программ // Автоматический анализ, перевод, обучение пониманию текста: тезисы выступлений на научном совещании. - Москва - Черновцы: Ин-т языкознания АН СССР, 1989. - С. 21-23.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - М., 1988.
7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969.
8. Жданов Д.А. У истоков мышления. - М.: Мысль, 1969.
9. Романова Е.Г. Иллокутивные действия в ритуальном дискурсе // Проблемы психолингвистики и теорий коммуникации: материалы 2-й Международной конференции. - Киев: КДУ, 2000. - С. 142-147.
10. Романова Е.Г. Перформативы в ритуальных актах суггестивной коммуникации. - М.: Ин-т языкознания РАН, 2001.