Abstract and keywords
Abstract (English):
Instructional activity is viewed as a part of more general regulatory activity and correlates with its operational units in the form of specific actions directed to the decision of tasks in the situation of instructional communication. Regulatory nature of instructional activity specifies the functional-semantic dominant of participants» speech actions on the level of “way of regulation”. Regulatory aspect of instructional activity defines the ritual character of macro- and micro- discourse structures, used by participants of instructional interaction.

Keywords:
instructional communication; regulatory activity; discourse; instructional interaction.
Text

Известно, что общественно-производственная деятельность человека (деятельность субъектов в ситуации учебного общения) включает в свою парадигму различные разновидности деятельности, сохраняя при этом ее общие, категориальные признаки и свойства, такие как направленность, программированность, куда относится и целесообразность, стимульная детерминированность, адаптационность (аккомодацию) к определенным условиям ее реализации и условиям окружающего мира, стереотипность повторяющихся элементов деятельности, передача общественного опыта характера деятельности, знаковость и др.

Деятельность, связанная с процессом обучения, или обучающая деятельность, обладает перечисленными выше свойствами [1, c. 54—85; 2, c. 12—21], и прежде всего, характеризуется следующими моментами. Во-первых, учебная деятельность выступает всегда как предметная деятельность, как деятельность с предметами и при помощи предметов, понимаемых в широком смысле этого слова. Следовательно, такая деятельность носит опосредованный характер: любой ее участник использует орудие, при помощи которого он осуществляет свою деятельность. В нашем случае — это комплексный языковой знак, выступающий в форме речевого произведения — дискурса.

Во-вторых, эта деятельность предполагает не только применение своеобразного орудия для ее осуществления, но и его изготовление, чтобы эффективно выполнять намеченную деятельность. Такое «изготовление», в свою очередь, предполагает наличие и возможность их воспроизводства и тиражирования.

В-третьих, учебная деятельность является общественной деятельностью, носит социальный характер, причем ее общественная социальная природа не состоит лишь в объединении усилий участников деятельностного процесса, а предполагает ее кооперативную основу.

References

1. Poltoratskiy A.F., Shvyrev V.S. Znak i deyatel'nost'. - M.: Politicheskaya literatura, 1970.

2. Zints R. Obuchenie i pamyat'. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1984.

3. Solso R.L. Kognitivnaya psikhologiya / per. s angl. - M.: Trivola, 1996.

4. Romanov A.A. Sistemnyy analiz regulyativnykh sredstv dialogicheskogo obshcheniya. - M.: IYa AN SSSR, 1988.

5. Romanov A.A. Illokutivnaya struktura dialogicheskogo teksta kak ierarkhiya tselevykh programm. Avtomaticheskiy analiz, perevod, obuchenie ponimaniyu teksta: tezisy vystupleniy na nauchnom soveshchanii. - Moskva - Chernovtsy: In-t yazykoznaniya AN SSSR, 1989. - S. 21-23.

6. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi. Psikhologiya chelovecheskikh vzaimootnosheniy. - M., 1988.

7. Shchepan'skiy Ya. Elementarnye ponyatiya sotsiologii. - M.: Progress, 1969.

8. Zhdanov D.A. U istokov myshleniya. - M.: Mysl', 1969.

9. Romanova E.G. Illokutivnye deystviya v ritual'nom diskurse. Problemy psikholingvistiki i teoriy kommunikatsii: materialy 2-y Mezhdunarodnoy konferentsii. - Kiev: KDU, 2000. - S. 142-147.

10. Romanova E.G. Performativy v ritual'nykh aktakh suggestivnoy kommunikatsii. - M.: In-t yazykoznaniya RAN, 2001.

Login or Create
* Forgot password?