ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен обзор монографии доктора философских наук М.С. Колесова «Философия и культура Латинской Америки», в которой обоснована самобытность и нетождественность западной латиноамериканской философии.

Ключевые слова:
история философии, латиномериканская философия, культура, аутентичность, цивилизация, социальная философия, философская антропология, философия культуры
Текст

В последние десятилетия XX в. благодаря публикациям латиноамериканистов (в частности, института Латинской Америки РАН) появилась возможность познакомиться с некоторыми представителями современной философской мысли и специфической проблематикой духовной жизни Латинской Америки. Данной теме посвящена монография доктора философских наук, профессора Колесова Михаила Семеновича. В современной России возрождается интерес к философской и цивилизационной традиции Латинской Америки, что связано с интеллектуальным самоопределением нашего общества, со стремлением познать самобытную культуру латиноамериканских обществ. Нельзя сказать, что тема изучена полно. В ней есть дискуссионные и малоизвестные аспекты, на которых автор монографии сосредоточил внимание. 

Теоретической основой исследования справедливо выбраны общенаучные принципы диалектики, системности, историзма. Соблюден ряд критериев: географический (преимущественное внимание уделено тем странам Латинской Америки, в которых философия получила наиболее заметное развитие, прежде всего Мексике и Аргентине), исторический (выявление хронологических этапов развития философской и общественно-политической мысли) и проблемный. М.С. Колесов обоснованно поставил в центр внимания проблемы человека и культуры, «аутентичности» – самобытности цивилизационной традиции как наиболее важные и интеллектуальные с точки зрения латиноамериканской философии. 

Авторский акцент на самобытности человека и культуры Латинской Америки сделан через призму «культурной экспансии» западноевропейских стран и США, получившей название «культурного империализма», преимущественными объектами которой являются средства массовой информации, кинематограф и университеты [1, с. 4].

М.С. Колесов отмечает, что философская мысль Латинской Америки «…представляет собой определенный конгломерат теорий и концепций, сложившихся, с одной стороны, под влиянием западноевропейских и североамериканских философских течений, с другой – на собственной региональной основе, сформировавшейся, главным образом, в XIX веке в латиноамериканской культуре, которая, хотя и носила, очевидно, эклектический характер, но сыграла большую роль в формировании современных поколений латиноамериканских мыслителей» [1].

Латиноамериканская философская мысль берет свое начало формирования с периода колонизации континента (если не брать в расчет культуру американских индейцев, что является предметом особого исследования). В истории Латинской Америки выделяют три этапа. Первый (с XVI по XVIII в.) – колониальный период – господство схоластики и теологии. Второй этап (XIX в.) – период борьбы за независимость – влияние идей европейского Просвещения и позднее – позитивизма, выразившееся в формировании эклектической философской культуры. Третий этап (XX в.) – период борьбы за экономическую и духовную независимость – на почве, подготовленной предшественниками, и под влиянием европейской философии зарождается собственная «латиноамериканская философия», подлинность, «аутентичность» которой становится предметом широкой дискуссии в странах континента и за его пределами. Автор детально выявил и охарактеризовал философские тенденции на каждом из исторических этапов развития Латинской Америки. Им были выявлены и детально проанализированы важнейшие работы основных философских направлений и национальных школ. В монографии с надлежащей глубиной выяснена сложная проблема соотношения самобытной интеллектуальной традиции и заимствований из западной философии. Западные историки философии, как правило, игнорируют богатое философское наследие народов Латинской Америки. В связи с этим, по справедливому замечанию автора, вопрос о месте и роли философии в современной культуре Латинской Америки оказывается непосредственно связанным как с историей этого континента, так и с современными социально-политическими процессами. Поэтому философская мысль развивается как бы в нескольких направлениях: социальная философия, философская антропология и философия культуры.

М.С. Колесов обращает внимание, что латиноамериканская философская мысль первостепенное внимание уделяет вопросам самобытности исторического развития народов континента, которое выражает, в свою очередь, растущее историческое самосознание, связанное с процессом борьбы за национальную независимость. Сегодня концепция «самобытного развития» перешла географические границы латиноамериканских стран и охватила своим вниманием весь континент в сопоставлении его с другими зонами развивающегося мира [1, с. 5].

Автор поднимает вопрос о характере латиноамериканской культуры, рассматривая его в двух «планах»: историческом и политическом. Именно в этом, прежде всего, обнаруживается специфика латиноамериканской философии, которая не может быть адекватно понята вне ее социально-исторического контекста. Он приходит к выводу, что латиноамериканскую философию нельзя рассматривать по аналогии с философией европейской. В отличие от последней ее специфика заключается, прежде всего, в том, что она не есть «философия» в собственном смысле этого понятия, так как не абстрагирована от процесса общественной жизни конкретных стран и народов Латинской Америки. В то же время она есть «философская форма» общественного сознания конкретно-исторического типа общества. И именно так следует ее воспринимать и анализировать [1, с. 6].

Таким образом, представляемая работа, не претендуя на полноту и бесспорность ее положений, представляет собой попытку познакомить с латиноамериканской философией в ее специфике и относительно едином многообразии. Целью автора является не столько историко-философская критика избранных концепций и теорий латиноамериканских мыслителей, что, кстати, весьма затруднительно в силу несистемности материала для этого, сколько антологический обзор наиболее интересных и значимых философских концепций XX века. При этом в основу выбора кладется ряд критериев: во-первых, географический – преимущественное внимание уделено тем странам латиноамериканского континента, где философия получила наиболее заметное развитие. Философы других стран рассматриваются, как правило, в силу своей персональной значимости, а не как представители определенных «национальных школ». Во-вторых, исторический – философская мысль Латинской Америки приобретает самостоятельность очевидно уже в XX в., хотя и сохраняет при этом черты эклектичности. Этим и определяются временные рамки работы. И наконец, в-третьих, проблемный – из всего многообразия проблем, которые, так или иначе, оказываются в поле зрения философской мысли, фокус исследования концентрируется на проблемах человека и культуры, как наиболее важных и актуальных проблемах с точки зрения самих латиноамериканских философов. 

Источниковая основа монографии М.С. Колесова репрезентативна, так как включает ключевые публикации философских и культурологических текстов, вышедшие исключительно на испанском языке. Научная позиция автора аргументируется корректно, с использованием современных методов критики источников. Имеет особое значение, что монографию создал исследователь, долго работавший в странах Латинской Америки, имеющий опыт живого общения с представителями изучаемой философской традиции. Книга впервые была издана в 1991 г. в г. Симферополе и стала одной из немногих (в СССР фактически первой) монографией по философии Латинской Америки [2], но оказалась, в силу объективных политических обстоятельств, недоступной многим специалистам. Настоящее переиздание книги открывает эту возможность. 

Выбранная автором структура монографии последовательно реализует поставленные цели и задачи. Положения и выводы монографии системны, логичны, последовательны, идут в одной канве с другими работами автора [3–6]. 

Список литературы

1. Колесов М.С. Философия и культура Латинской Америки [Текст] / М.С. Колесов. - М.: Вузовский учебник - ИНФРА-М, 2015.

2. Колесов М.С. Философия и культура Латинской Америки [Текст] / М.С. Колесов. - Симферополь: СГУ, 1991.

3. Колесов М.С. Лекции по истории мировой и художественной культуры [Текст] / М.С. Колесов. - К.: УЦДК, 2000.

4. Колесов М.С. Философские очерки Российской истории [Текст] / М.С. Колесов. - Севастополь: Севастопольский нац. техн. ун-т, 2003.

5. Колесов М.С. От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции [Текст] / М.С. Колесов. - К.: Украинский центр духовной культуры, 2008.

6. Колесов М.С. Советская Атлантида. Философские очерки [Текст]: монография / М.С. Колесов. - Севастополь: Севастопольский нац. технический ун-т, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?