Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Показана возможность применения жанрового подхода к описанию композиционно-содержательной структуры документного текста и использования модели речевого жанра как лингвистической технологии его создания. Охарактеризованы компоненты модели речевого жанра, которые являются параметрами, отражающими взаимодействие экстралингвистических факторов и языкового материала, и обусловливают выбор документа в процессе коммуникации.

Ключевые слова:
документный текст, речевой жанр, модель речевого жанра, семантико-смысловая доминанта текста.
Текст

Изменение роли документной коммуникации в современном обществе, формирование новых документных систем определило актуальность исследования композиционно-содержательных и речевых особенностей документного текста, его свойств, закономерностей формирования и функционирования. Лингвистика и ее более узкая область — документная лингвистика — в число своих задач включают научное описание типичных процедур создания документного текста, общей технологии его порождения, что имеет большое значение и для расширения теоретической базы сведений о документе как лингвистическом объекте, и для практики деловой коммуникации в современном обществе.

Документный текст является особым, сложным лингвистическим объектом, поскольку на его организацию влияют не только языковые законы построения письменной речи, но и формальные правила, имеющие внелингвистическую природу. Представить научное описание комплекса взаимодействующих факторов позволяет теория речевых жанров.

Развитие отечественного жанроведения связано с именем М.М. Бахтина. Ученый считал, что в типичных ситуациях человеческая речь отражается в форме готовых речевых жанров, которые даны носителям языка почти так же, как родной язык. Человек мыслит не при помощи языка, а при помощи речевых жанров, которые одновременно достаточно стабильны и гибки: «К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо во всех его разнообразных формах, и короткую стандартную военную команду, и довольно пестрый репертуар деловых документов (в большинстве случаев  стандартный), и разнообразный мир публицистических выступлений… Но сюда же мы должны отнести и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа)» [1, с. 25].

Следовательно, совокупность речевых жанров языка характеризуется такими качествами, как  богатство, с одной стороны, и разнородность, с другой. Речевой жанр возникает и функционирует в коммуникации, его нельзя рассматривать как явление языка. Он зависит от внеязыковой действительности: его порождает функция и определенные условия речевого общения.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 237-280.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.

3. Лопушанская С.П. Семантическая модуляция как речемыслительный процесс [Текст] / С.П. Лопушанская // Вестник ВолГУ. - 1996. - Вып. 1. - С. 6-13.

4. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра [Текст] / Т.В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 88-98.

Войти или Создать
* Забыли пароль?