Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the possibility of application of the genre approach to the description of composite and substantial structure of the document text and the usage of its creation as the model of a speech genre as linguistic technology. Components of the model of a speech genre which are the parameters reflecting interaction of extralinguistic factors and the language material are characterized causing a choice of the document in the process of communication.

Keywords:
document text, speech genre, model of a speech genre, semantic dominance of the text.
Text

Изменение роли документной коммуникации в современном обществе, формирование новых документных систем определило актуальность исследования композиционно-содержательных и речевых особенностей документного текста, его свойств, закономерностей формирования и функционирования. Лингвистика и ее более узкая область — документная лингвистика — в число своих задач включают научное описание типичных процедур создания документного текста, общей технологии его порождения, что имеет большое значение и для расширения теоретической базы сведений о документе как лингвистическом объекте, и для практики деловой коммуникации в современном обществе.

Документный текст является особым, сложным лингвистическим объектом, поскольку на его организацию влияют не только языковые законы построения письменной речи, но и формальные правила, имеющие внелингвистическую природу. Представить научное описание комплекса взаимодействующих факторов позволяет теория речевых жанров.

Развитие отечественного жанроведения связано с именем М.М. Бахтина. Ученый считал, что в типичных ситуациях человеческая речь отражается в форме готовых речевых жанров, которые даны носителям языка почти так же, как родной язык. Человек мыслит не при помощи языка, а при помощи речевых жанров, которые одновременно достаточно стабильны и гибки: «К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо во всех его разнообразных формах, и короткую стандартную военную команду, и довольно пестрый репертуар деловых документов (в большинстве случаев  стандартный), и разнообразный мир публицистических выступлений… Но сюда же мы должны отнести и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа)» [1, с. 25].

Следовательно, совокупность речевых жанров языка характеризуется такими качествами, как  богатство, с одной стороны, и разнородность, с другой. Речевой жанр возникает и функционирует в коммуникации, его нельзя рассматривать как явление языка. Он зависит от внеязыковой действительности: его порождает функция и определенные условия речевого общения.

References

1. Bakhtin M.M. Problema rechevyh zhanrov. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Problem of Speech Genres. Aesthetics of Verbal Art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979. pp. 237-280.

2. Graudina L.K., Shiryaev E.N. Kultura russkoy rechi [The Culture of Russian Speech]. Moscow, Izdatelskaya gruppa NORMA INFA Publ., 1999. 560 p.

3. Lopushanskaya S.P. Semanticheskaya modulyatsiya kak rechemyslitelny protsess [Semantic Modulation as a Verbal and Cognitive Process]. Newsletter of Volgograd State University. 1996, I. 1, pp. 6-13.

4. Shmeleva T.V. Model rechevogo zhanra. Zhanry rechi [The Model of Speech Genre. Speech Genres]. Saratov, 1997, pp. 88-98.

Login or Create
* Forgot password?