Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются стратегии и роли профессионального речевого общения в сопоставлении с деловым речевым общением. Утверждается, что общая стратегия делового общения –воздействие, цель которого — моделирование поведения собеседника в желаемом для говорящего направлении и коррекция модели мира слушателя. Основная стратегия здесь — достижение победы, которая заключается в том, что к успеху приходят за счет подавления партнера. Профессиональное общение, напротив, использует как общую стратегию взаимодействие, а как основную — достижение согласия, когда к успеху партнеры приходят совместно. Деловое и профессиональное общение объединяет профессиональная задача, ради которой и состоялась коммуникация. Общаясь на личностном уровне, каждый демонстрирует свое «Я-человек». Определяющий фактор такого общения — понимание того, что все личности, в коммуникативном смысле, равны. В деловой сфере происходит ролевая коммуникация, эффективность которой зависит от того, насколько профессионально точно и убедительно коммуниканты играют свои роли.

Ключевые слова:
профессиональное и деловое речевое общение, стратегия, роль.
Текст

Постановка темы обсуждения делового общения в профессиональном ракурсе представляется весьма актуальной. Многоаспектность темы позволила нам ограничить ее раскрытие областью профессионального взаимодействия.

Профессиональное общение изучено фрагментально. С одной стороны, мы имеем множество достаточно убедительных исследований в различных сферах профессиональной речевой деятельности, с другой, общие принципы и закономерности этого явления требуют детальной проработки. Особенно в сравнении с деловым общением.

Профессиональное речевое общение относят, как правило, к деловому. С этим можно согласиться, если рассматривать только деловую составляющую профессионального взаимодействия. Однако профессиональную сферу неверно отождествлять с деловой, поскольку не всякая профессиональная коммуникация является деловой, но, с другой стороны, всякая деловая коммуникация является профессиональной. К примеру, диалог врача с пациентом либо профессора со студенческой аудиторией точнее назвать профессиональным; беседа двух финансистов где-то на отдыхе может носить чисто профессиональный характер, но если это переговоры, результатом которых станет протокол о намерениях либо договор, либо иной документ, то коммуникация точно и деловая, и профессиональная.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. — М., 2000.

2. Гойхман О.Я. Особенности профессиональной речевой коммуникации в СМИ [Текст] / О.Я. Гойхман // Медиалингвистика. — Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация и массмедиа: сб. статей / Под ред. Л.Р. Дускаевой. Отв. ред. Н.С. Цветова. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Выс. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. — 272 с.

3. Громова Н.М. Деловое общение [Текст] / Н.М. Громова. — М.: Экономистъ, 2005. — 134 с.

4. Жданова Е.В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию [Текст] / Е.В. Жданова. — М.: Флинта; Наука, 2010. — 176 с.

5. Костомаров В.Г. Язык текущего момента: понятие правильности [Текст] / В.Г. Костомаров. — СПб.: Златоуст, 2014. — 220 с.

6. Кошлякова М.О. Особенности функционирования имиджа в ролевой системе [Текст] / М.О. Кошлякова // Современная коммуникативистика. 2014. № 2. С. 53–57.

7. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2007. — 615 с.

8. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А.П. Панфилова. — СПб.: Знание, 2004. — 495 с.

9. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н. Самоукина. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.

10. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория [Текст] / Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г. Котов. — М.: Наука, 1990. — С. 5–18.

11. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика [Текст] / Н.И. Формановская. — М.: Икар, 2007. — 480 с.

12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения [Текст] / Р. Фишер, У. Юри. — М.: Наука, 1992. — 158 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?