Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются стратегии и роли профессионального речевого общения в сопоставлении с деловым речевым общением. Утверждается, что общая стратегия делового общения –воздействие, цель которого — моделирование поведения собеседника в желаемом для говорящего направлении и коррекция модели мира слушателя. Основная стратегия здесь — достижение победы, которая заключается в том, что к успеху приходят за счет подавления партнера. Профессиональное общение, напротив, использует как общую стратегию взаимодействие, а как основную — достижение согласия, когда к успеху партнеры приходят совместно. Деловое и профессиональное общение объединяет профессиональная задача, ради которой и состоялась коммуникация. Общаясь на личностном уровне, каждый демонстрирует свое «Я-человек». Определяющий фактор такого общения — понимание того, что все личности, в коммуникативном смысле, равны. В деловой сфере происходит ролевая коммуникация, эффективность которой зависит от того, насколько профессионально точно и убедительно коммуниканты играют свои роли.
профессиональное и деловое речевое общение, стратегия, роль.
Постановка темы обсуждения делового общения в профессиональном ракурсе представляется весьма актуальной. Многоаспектность темы позволила нам ограничить ее раскрытие областью профессионального взаимодействия.
Профессиональное общение изучено фрагментально. С одной стороны, мы имеем множество достаточно убедительных исследований в различных сферах профессиональной речевой деятельности, с другой, общие принципы и закономерности этого явления требуют детальной проработки. Особенно в сравнении с деловым общением.
Профессиональное речевое общение относят, как правило, к деловому. С этим можно согласиться, если рассматривать только деловую составляющую профессионального взаимодействия. Однако профессиональную сферу неверно отождествлять с деловой, поскольку не всякая профессиональная коммуникация является деловой, но, с другой стороны, всякая деловая коммуникация является профессиональной. К примеру, диалог врача с пациентом либо профессора со студенческой аудиторией точнее назвать профессиональным; беседа двух финансистов где-то на отдыхе может носить чисто профессиональный характер, но если это переговоры, результатом которых станет протокол о намерениях либо договор, либо иной документ, то коммуникация точно и деловая, и профессиональная.
1. Большой энциклопедический словарь. - М., 2000.
2. Гойхман О.Я. Особенности профессиональной речевой коммуникации в СМИ [Текст] / О.Я. Гойхман // Медиалингвистика. - Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация и массмедиа: сб. статей / Под ред. Л.Р. Дускаевой. Отв. ред. Н.С. Цветова. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Выс. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. - 272 с.
3. Громова Н.М. Деловое общение [Текст] / Н.М. Громова. - М.: Экономистъ, 2005. - 134 с.
4. Жданова Е.В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию [Текст] / Е.В. Жданова. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 176 с.
5. Костомаров В.Г. Язык текущего момента: понятие правильности [Текст] / В.Г. Костомаров. - СПб.: Златоуст, 2014. - 220 с.
6. Кошлякова М.О. Особенности функционирования имиджа в ролевой системе [Текст] / М.О. Кошлякова // Современная коммуникативистика. 2014. № 2. С. 53-57.
7. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2007. - 615 с.
8. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А.П. Панфилова. - СПб.: Знание, 2004. - 495 с.
9. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
10. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория [Текст] / Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г. Котов. - М.: Наука, 1990. - С. 5-18.
11. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика [Текст] / Н.И. Формановская. - М.: Икар, 2007. - 480 с.
12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения [Текст] / Р. Фишер, У. Юри. - М.: Наука, 1992. - 158 с.