Россия
УДК 371.322.1 Домашние задания
В статье освещаются тенденции в организации домашней учебной работы учащихся начальных школ за рубежом. Особое внимание уделено изучению домашних заданий в странах, которые, согласно данным международного исследования качества образования PISA-2022, показали высокие образовательные результаты. С этой целью анализируется влияние домашней работы на достижения учащихся начальных школ, систему общего образования в целом, продолжительность обучения в начальной школе, приводятся примеры распорядка дня учащихся. В статье представлена организация домашней работы в исследуемых странах, виды домашних заданий и занятий в рамках дополнительного образования. Рассматривается также специфика образовательной системы тех стран, в которых домашние задания в начальной школе отменены.
начальное образование за рубежом; качество обучения; виды домашних заданий; школьники; педагоги; высокие образовательные результаты
1. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.576-96 / утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 49 [Электронный ресурс]. – URL: https://meganorm.ru/Data2/1/4294845/4294845939.htm#i121444 (дата обращения: 27.03.2025).
2. Ко Ен Чоль. Настоящее и будущее школьного образования в Республике Корея // Корееведение в России: направление и развитие. – 2022. – Т. 3. – № 1. – С. 74–93. EDN: https://elibrary.ru/GHEOCD
3. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» / утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (дата обращения: 27.03.2025).
4. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» / утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083577/ (дата обращения: 27.03.2025).
5. Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ № 1186-а-74 от 29.09.1974 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=14402#09790995363349642 (дата обращения: 27.03.2025).
6. Ускова И.В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2020. – 81 с. EDN: https://elibrary.ru/HWJNRA
7. Abeysekera O. What Are the Benefits of Homework? Child Education. – URL: https://drstudylearning.com.au/what-are-the-benefits-of-homework/.
8. Alfie K. The Homework Myth. Cambridge: Da Capo Press. 2006. Vol. 6. P. 6.
9. Buell J. Closing the book on homework: Enhancing public education and freeing family time. Temple University Press, 2008.
10. Cooper H. Homework versus no-treatment. Longman, 1989.
11. Cooper H. Synthesis of research on homework. Educational leadership. 1989. Т. 47. № 3. Рр. 85–91.
12. Cooper H., Robinson J.C., & Patall E.A. Does homework improve academic achievement? A synthesis of research, 1987–2003 // Review of Educational Research. 2006. 76 (1). Pp. 1–62.
13. Cooper H., Valentine J.C. Using research to answer practical questions about homework. Educational psychologist. 2001. Т. 36. №. 3. Рp. 143–153.
14. Eren O., Henderson D.J. Are we wasting our children's time by giving them more homework? Economics of Education Review. 2011. Т. 30. № 5. Рр. 950–961.
15. Fernández-Alonso R., Muñiz J. Homework: Facts and Fiction. In: Nilsen T., Stancel-Piątak A., Gustafsson JE. (eds) International Handbook of Comparative Large-Scale Studies in Education. Springer International Handbooks of Education. Springer, Cham. 2021. – URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-38298-8_40-1.
16. Flunger B. et al. The Janus-faced nature of time spent on homework: Using latent profile analyses to predict academic achievement over a school year. Learning and Instruction. 2015. Т. 39. Рр. 97–106.
17. Galloway M., Conner J., Pope D. Nonacademic Effects of Homework in Privileged. High-Performing High Schools. The Journal of Experimental Education. 2012. Vol. 81 (4) Pp. 490–510.
18. Gonida E.N., Cortina K.S. Parental involvement in homework: Relations with parent and student achievement‐related motivational beliefs and achievement. British journal of educational psychology. 2014. Т. 84. № 3. Рр. 376–396.
19. Lutz A., Jayaram L. Getting the homework done: Social class and parents’ relationship to homework. International Journal of Education and Social Science. 2015. Т. 2. № 6. Р. 73–84.
20. Marzano R.J., Pickering D.J. Special topic: The case for and against homework. Educational leadership. 2007. Т. 64. № 6. Рр. 74–79.
21. Minke T.A. Types of Homework and Their Effects on Students. Culminating Projects in Teacher Development. N.Y. Press, 2017. 39 p.
22. Ozkan Eren & Daniel J. Henderson. The impact of homework on student achievement // Econometrics Journal, Royal Economic Society, vol. 11(2), 2008. Рр. 326–348.
23. PISA-2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education // PISA, OECD Publishing. Paris. – 491 р. – URL: https://doi.org/10.1787/53f23881-en.
24. Pressman R.M. et al. Homework and family stress: With consideration of parents’ self confidence, educational level, and cultural background // The American Journal of Family Therapy. 2015. Т. 43. № 4. Рр. 297–313.
25. Raudenbush Stephen & Eschmann Robert. Does Schooling Increase or Reduce Social Inequality? // Annual Review of Sociology. 2015. Т. 41. Рр. 443–470.
26. Viljaranta J. et al. Maternal homework assistance and children's task-persistent behavior in elementary school. Learning and Instruction. 2018. Т. 56. Рр. 54–63.