Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Объектом исследования является территория Архангельской области, пространственное развитие которой определено ее расположением в северных широтах и приморским положением, обеспечивающим выход к арктическим морям. Для Архангельской области характерны неравномерность распределения урбанизированных территорий, значительные диспропорции в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Выбор оптимальной модели территориальной организации региона, как цели исследования, направлен на обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития, сокращение межмуниципальных различий в уровне и качестве жизни людей, обеспечение условий для инновационного развития экономики региона и привлечения инвестиций. К основным задачам пространственного развития Архангельской области автор относит оптимизацию системы расселения (в том числе сельского) и формирование зон и точек активизации экономической деятельности, направленное на усиление конкурентных позиций региональной политики. Главные региональные планировочные центры представлены городскими агломерациями (Архангельской и Котласской), формирующими две внутрирегинальные системы расселения. На основании проведенного исследования разработана модель пространственной организации Архангельской области, к приоритетным направлениям пространственного планирования региона отнесено развитие транспортно-планировочных осей регионального и межмуниципального уровня, определяющих устойчивое развитие опорных городских и сельских населенных пунктов Архангельской области. Методология исследования основана на использовании системного подхода в анализе процессов градостроительного развития территории субъекта Российской Федерации. В изучении развития пространственных систем, взаимодействия их структурных составляющих использованы такие методы системного анализа, как аналитические, логические, графические и моделирование. Использование системного научно-методического подхода позволило выявить общие закономерности пространственного развития региона, как целостного объекта, а также его конкретных систем. Основные научные результаты: обоснована роль применения каркасных моделей при планировании пространственного развития региона. Рассмотрены каркас расселения, транспортно-планировочный, экологический и историко-культурный каркасы территории Архангельской области и предложена система мер по оптимизации структуры расселения и формированию опорных населенных пунктов.
пространственное планирование, Архангельская область, внутрирегиональная специфика, планировочная организация, каркас расселения, опорные населенные пункты, агломерация
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р утверждена Стратегия пространственного развития России до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. В числе ее целей - формирование сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей, поиск оптимальных форм территориальной организации экономики, развитие опорных населенных пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны [1]. В разрезе субъектов Российской Федерации требуется детализация ее положений с учетом специфики физико-географического положения и ресурсной базы каждого региона, его роли в реализации национальных целей развития Российской Федерации. Однако в настоящее время недостаточно внимания уделяется научному обоснованию пространственного развития регионов страны с учетом особенностей их географического положения и природно-ресурсного потенциала [2].
Базовым документом стратегического планирования на региональном уровне является стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в рамках которой должен разрабатываться пространственный блок, определяющий приоритеты территориального планирования. Пространственное планирование каждого из регионов должно быть направлено на оптимизацию сложившейся системы расселения, регулирование размещения и развития производительных сил, транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктур, обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия региона.
Областным законом от 18.02.2019 № 57-5-оз «Об утверждении стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года» определены цели и приоритеты развития области на долгосрочную перспективу, а главная стратегическая цель отражает миссию региона, как центра Русского Севера [3]. Основными задачами пространственного развития, согласно данному документу, являются: оптимизация системы расселения; развитие арктических территорий; развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, ведущих секторов экономики и сельскохозяйственного производства; создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, развитие природно-экологического каркаса.
Цель настоящего исследования: разработка модели пространственного развития Архангельской области, как базовой основы Схемы территориального планирования региона. Концепция пространственного развития Архангельской области содержит научное обоснование вариантов размещения объектов регионального значения, предложения по градостроительному развитию муниципальных образований области, оптимизации системы расселения и размещения производительных сил, определению зон активизации экономической деятельности и опорных населенных пунктов. Схема территориального планирования Архангельской области, в свою очередь, обеспечивает градостроительные условия для долгосрочного устойчивого сбалансированного развития региона, оптимального использования территориальных и иных ресурсов, инфраструктурного потенциала, сохранение природного и культурного наследия региона. Таким образом, пространственное планирование является одним из ключевых инструментов регулирования социального, территориального и экономического развития региона с учетом его пространственной организации [4].
Специфика пространственной организации территории Архангельской области определяется ее физико-географическим положением, исторически сложившимися особенностями экономического освоения территории, очаговым размещением основных населенных пунктов и малой освоенностью огромной по площади территории, преимущественно покрытой лесами. Большая площадь (589,9 тыс. кв. км) и протяженность области в меридиональном и широтном направлениях обуславливает существенные различия природно-климатических условий северных и южных районов, что определяет внутрирегиональную специфику условий жизнедеятельности населения, расселения и экономического потенциала территории.
Методология исследования основана на использовании пространственного подхода к анализу и прогнозу развития таких сложных территориальных систем, как расселение, производительные силы, инфраструктурная обеспеченность территории, природно-экологический каркас [5, 6, 7].
Ключевым пространственным преимуществом Архангельской области является ее приморское положение и выход к арктическим морям. На территории области стыкуются такие важнейшие транспортные коридоры, как Северный морской путь и Международный транспортный коридор «Север-Юг», связывающий Европу и Азию. Перспективы развития транспортного каркаса Российской Федерации предусматривают развитие на территории Архангельской области внутрироссийских и международных транспортных коридоров, что создаст условия для развития и внутрирегиональной транспортной и логистической инфраструктуры (рис. 1).
Развитие Архангельской области непосредственно связано с Арктической зоной Российской Федерации. Семь муниципальных образований региона включены в состав Арктической зоны (Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201405050030)) (37,8 % от общей площади области) [8]. В настоящее время на арктических территориях Архангельской области проживает 608,5 тыс. человек, из них городское население составляет 596,2 тыс. человек (97,9 %), а г. Архангельск – самый крупный по численности населения город мировой Арктики (301,4 тыс. чел).
Формирование опорной зоны Арктики в Архангельской области скажется на политической значимости территории области, усилит инвестиционную привлекательность территории, обеспечит развитие региональных аспектов социальной сферы, развитие инфраструктуры, создание новых предприятий, развитие туризма. Эффективное государственное управление развитием арктических территорий будет способствовать формированию устойчивых системных взаимосвязей экономической деятельности во всем регионе [9].
Особенности сложившейся системы расселения Архангельской области определены природными, историческими и социально-экономическими факторами. Для Архангельской области характерна значительная неоднородность распределения населения по территории, что в первую очередь связано с природными условиями и ресурсным потенциалом территории (рис. 2).
Расположение значительной части Архангельской области в лесной зоне привело к формированию большого количества сельских и многих городских населенных пунктов на базе лесного хозяйства, лесозаготовок и лесопереработки. Малая величина основной части сельских населённых пунктов также связана со спецификой организации лесозаготовок. Население сконцентрировано в городских округах (за исключением городского округа Новая Земля) и в городских населенных пунктах на юге области с более благоприятными природно-климатическими условиями. Дисперсное расселение и низкая плотность населения (менее 0,5 чел./км2) характерны для северо-восточных районов области – Мезенского и Лешуконского районов, а также городского округа Новая Земля [10].
Рис. 1. Географическое и геополитическое положение Архангельской области
Источник: Презентация П.П. Спирина «Концепция пространственного развития Архангельской области в рамках Научно-исследовательской работы «Проект внесения изменений
в Схему территориального планирования Архангельской области»
Рис.2. Распределение плотности населения по территории Архангельской области
Источник: Презентация П.П. Спирина Концепция пространственного развития Архангельской области
в рамках Научно-исследовательской работы «Проект внесения изменений
в Схему территориального планирования Архангельской области»
В целом Архангельская область характеризуется высоким уровнем урбанизации, доля городского населения по состоянию 01.01.2024 составляет 78,1 % от общей численности населения области (995,9 тыс. чел). В последние годы в области отмечается усиление миграционных процессов: отток населения из малых сельских населенных пунктов в районные и межрайонные центры расселения, что приводит к росту численности городского населения. Интеграция урбанизированной и сельской местностей реализуется в зонах хозяйственного тяготения к г. Архангельск и г. Котлас, где в настоящее время сформировались две региональные агломерации.
Планировочные оси расселения сформированы основными и второстепенными транспортными коммуникациями и природными осями вдоль судоходных рек (Северная Двина, Онега, Мезень, Пинега). Основной природной осью является р. Северная Двина, на берегах которой расположено два основных центра расселения – г. Архангельск и г. Котлас. Основные планировочные оси сформированы железнодорожными путями, связывающими г. Архангельск с южными районами области (пгт. Коноши) и железной дорогой широтного направления на юге области, а также автомобильной дорогой федерального значения М-8 «Холмогоры». Второстепенные оси расселения представлены региональными и межмуниципальными автомобильными дорогами. Опорный каркас расселения формируется сетью крупных и функционально значимых населенных пунктов (межрайонных и районных центров расселения), неравномерно расположенных по территории (рис. 3).
Очевидно, и в дальнейшем формирование структуры расселения будет сопровождаться концентрацией городского и сельского населения в зонах влияния городов Архангельск и Котлас, а также в межрайонных и районных центрах расселения [11]. С другой стороны, в соответствии с целями устойчивого развития муниципальных образований, особенно сельских, актуально сохранение структуры расселения и создание условий для развития социально-экономического потенциала территорий вне зон влияния городов – опорных центров расселения. Цели пространственного планирования Архангельской области направлены на повышение эффективности использования пространственного фактора в усилении конкурентных позиций региональной политики.
Рис. 3. Опорный каркас системы расселения. Современное состояние
Источник: Презентация П.П. Спирина «Концепция пространственного развития
Архангельской области в рамках Научно-исследовательской работы «Проект внесения изменений
в Схему территориального планирования Архангельской области»
Как показал анализ современного состояния, для Архангельской области в силу особенностей планировочной организации территории, преобладания дисперсного характера расселения большое значение приобретает формирование межрайонных систем расселения. В Архангельской области выделяются следующие центры формирующихся межрайонных систем расселения: - г. Архангельск; г. Котлас; г. Мирный (подцентр - пгт Плесецк); г. Вельск (подцентр – г. Няндома). Эти центры расширяют свое влияние на несколько муниципальных образований (городской округ, муниципальный округ, муниципальный район) и выполняют социально-экономические, культурно-бытовые и другие функции. В межрайонных центрах расселения, перечисленных выше, будут сосредоточены объекты социальной и транспортной инфраструктуры для группы районов, что позволит создавать экономически рентабельные объекты инфраструктуры.
К приоритетным мероприятиям по развитию межрайонных систем расселения отнесены:
- развитие системы межрайонных функций, формирование центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- определение перечня объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, имеющих межмуниципальное значение;
- согласованное развитие различных отраслей социальной инфраструктуры;
- оптимизация транспортных связей и повышение качества автомобильных дорог, развитие водного транспорта;
- повышение транспортной связности с межрайонным центром.
Чрезвычайно важно для развития межрайонных систем расселения решение транспортных проблем: оптимизация транспортных связей и повышение качества автомобильных дорог, развитие водного транспорта, повышение транспортной связности населенных пунктов с межрайонными центрами. Следует отметить очень низкое качество дорог общего пользования регионального и местного значения в Архангельской области (https://pravdasevera.ru/2023/07/03/64a261c31c5e58558c760a82.html?ysclid=m8mv539jxx345232253), что негативно сказывается на транспортной связности населенных пунктов. Многие сельские населенные пункты не имеют автодорожной связи с районными центрами, зачастую в труднодоступных районах области единственным видом сообщения является внутренний водный транспорт, что требует развития инфраструктуры водного транспорта, в том числе строительство паромных переправ.
Для укрепления каркасной транспортной системы необходимо развитие сети автомобильных дорог регионального и межрайонного значения, объектов внутреннего водного транспорта, строительство и реконструкция которых предусматривается и на отдаленных от центра территориях области (рис. 4).
К сожалению, железнодорожные проекты, планируемые к реализации на территории Архангельской области, пока не получают развития, например, железнодорожная линия Карпогоры – Вендинга, которая дала бы развитие с. Карпогоры, как опорному населенному пункту для северо-восточных районов области. К реализации намечена реконструкция существующей сети аэропортов, развитие малой авиации, необходимой для обеспечения у транспортной связи с труднодоступными местностями Архангельской области.
Постепенно, по мере развития пространственного транспортного каркаса территории сеть региональных и межмуниципальных дорог области будет становиться более разветвленной, обеспечивая возможности для более полного использования потенциала территории (в том числе природно-рекреационного и лесного).
К особенностям территориальной организации экономики Архангельской области с учетом ее северного и приморского положения следует отнести: низкий уровень освоения территорий, низкую территориальную плотность объектов экономики, наличие монопрофильных муниципальных образований, концентрацию экономической деятельности в городах и поселках городского типа. При этом, на территории области, в Архангельской агломерации, формируется опорная зона Арктики, где реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты страны, направленные на развитие транспортно-логистической системы Арктической зоны. Реализация арктических проектов должна стать импульсом для социально-экономического развития области, при этом необходимо взаимоувязывание действующих инструментов территориального и отраслевого развития, которое осуществляется в рамках пространственного планирования.
Современная структура экономики Архангельской области представлена такими отраслями как машиностроение (судостроение), лесопромышленный комплекс, рыболовство, добывающая промышленность и др. Наличие минерально-сырьевого сырья стратегического значения (бокситы в Плесецком муниципальном округе, алмазы в Приморском муниципальном округе, редкие металлы (свинцовоцинковые серебросодержащие руды) в городском округе «Новая Земля») определяют развитие в Архангельской области важных для страны алмазодобывающей и бокситодобывающей промышленности, создание горнодобывающего производственного комплекса по добыче редкоземельных металлов на Новой Земле [12].
В двух внутрирегиональных центрах расселения: Архангельск - Северодвинск-Новодвинск и Котлас - Коряжма базируются основные системообразующие предприятия Архангельской области, оказывающие значительное влияние на формирование ВВП области и обеспечивающие занятость населения. Системообразующие предприятия обрабатывающей промышленности расположены в Плесецком и Онежском районах; в области деревообрабатывающей промышленности – в городе Онега и в Устьянском районе. Ведущие предприятия сельскохозяйственного профиля сосредоточены в Вельском. Устьянском и Холмогорском районах.
Рис. 4. Транспортно-планировочный каркас Архангельской области
Источник: Презентация П.П. Спирина «Концепция пространственного развития
Архангельской области в рамках Научно-исследовательской работы «Проект внесения изменений
в Схему территориального планирования Архангельской области»
Совокупность указанных факторов и условий привела к формированию своеобразной пространственной структуры экономики Архангельской области. Основная часть федеральных инвестиций сконцентрирована в северной части области и приходится на крупные города, в которых создаются объекты обрабатывающей и добывающей промышленности, объекты транспортной инфраструктуры. Создание таких предприятий мало влияет на развитие других населённых пунктов, особенно сельских. Наоборот, данная ситуация приводит к оттоку населения в крупные города, что соответствует росту количества населенных пунктов с малой людностью и не имеющих постоянного населения.
Особое место в пространственном планировании Архангельской области занимают проблемы лесного комплекса. В настоящее время крупные деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия, расположенные в г. Новодвинск, г. Коряжма, г. Онега, реализуют приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. В то же время в области, особенно в центральных и восточных районах, имеются обширные площади залесенных территорий и большое количество населенных пунктов, население которых формировалось на лесозаготовках и первичной деревообработке, а в настоящее время и стремительно сокращается. В целях сглаживания диспропорций, координации деятельности предприятий лесного комплекса и их кооперации в Архангельской области формируется территориальный инновационный лесопромышленный кластер, ключевая специализация которого лесоводство и деревообработка, целлюлозно-бумажное производство. Предусматривается упорядочение логистики и внедрение информационных технологий, сохранение существующей рабочей силы на действующих деревообрабатывающих предприятиях и создание новых рабочих мест в Пинежском, Плесецком, Виноградовском муниципальном районах. Активное развитие в лесопромышленном комплексе получает и сфера малого бизнеса (заготовка древесины, производство пиломатериалов, строганных изделий, мебели и др.), что особенно важно для сельских муниципальных образований.
К одной из приоритетных отраслей экономики в Архангельской области в настоящий период относится туризм. Привлекательность Архангельской области для развития туризма: выгодное географическое положение по отношению к развитым центральным районам страны, большое количество объектов туристского интереса, как исторических, так и природных, красота северной природы, благоприятная экологическая обстановка. В качестве приоритетных видов туризма рассматривается культурно-познавательный, детский, экологический и арктический [13] На основе анализа размещения объектов туристской инфраструктуры и перспективных планов по развитию определен перечень населенных пунктов, перспективная специализация которых будет связана с развитием туризма. В качестве потенциальных центров туризма, помимо г. Архангельска, на территории Архангельской области выделяются следующие точки притяжения туристов: г. Каргополь, пос. Пинега Пинежского района, г. Котлас и г. Сольвычегодск Котласского района, г. Вельск, дер. Вершинино Плесецкого района, село Красноборск.
На основе анализа современной территориально-отраслевой структуры, ресурсного потенциала муниципальных образований, приоритетных проектов и перспектив инвестиционного развития определены зоны и точки активизации хозяйственной деятельности на территории Архангельской области, на развитие которых должна быть направлена региональная политика по эффективному использованию пространственного фактора в усилении конкурентных позиций области (рис. 5).
Основные региональные зоны роста представлены агломерациями: Архангельской и Котласской, имеющей предпосылки для развития Плесецко – Мирненской. Характерной особенностью Архангельской агломерации является наличие двух центров: Архангельска и Северодвинска, городского округа Новодвинск и прилегающих сельских и городских поселений Приморского и Холмогорского района. На юге области формируется еще одна городская агломерация – Котласская, включающая городские округа Котлас, Коряжма и Котласский муниципальный район.
Также концепцией пространственного развития Архангельской области предлагается рассмотрение возможности формирования межмуниципальной Плесецко – Мирненской агломерации. Существенные преимущества данной агломерации связаны с чрезвычайно удобным центральным положением её территории в регионе. Влияние агломерации могло бы охватить всю срединную часть территории области, в которой нет других населенных пунктов, которые могли бы претендовать на роль такого межпоселенческого центра. Пгт Плесецк не обладает потенциалом по оказанию необходимого объема и качества социальных услуг, часть из которых реализуется в г. Мирный.
Вне зон влияния агломераций необходимо выделение организационно-хозяйственных центров и точек роста – опорных населенных пунктов регионального уровня: г. Вельск, с. Карпогоры и г. Онега. В качестве хозяйственных центров развития муниципального уровня выделены г. Каргополь, г. Мезень, г. Нямдома, пгт Коноша и п. Ерцево.
Рис. 5. Зоны и точки активизации хозяйственной деятельности
Источник: Презентация П.П. Спирина «Концепция пространственного развития Архангельской области
в рамках Научно-исследовательской работы «Проект внесения изменений в Схему территориального
планирования Архангельской области»
К основным мероприятиям по развитию сельских территорий отнесено формирование опорных зон и выделение сельских населенных, являющихся базовыми для лесохозяйственных и агропромышленных предприятий, сельского туризма, что потребует развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Пространственное планирование регионального масштаба должно быть направлено на обеспечение экологической стабильности территории посредством формирования природно-экологического каркаса и сохранения его структурных элементов в условиях увеличения антропогенной нагрузки в зонах активизации экономической деятельности. Пространственная структура природно-экологического каркаса представлена взаимосвязанной системой территорий с установленным или требующим установления природоохранным режимом и природных осей – экологических коридоров (рис. 6).
Особо охраняемые природные территории Архангельской области формируют основу природно- экологического каркаса, являясь его ключевыми звеньями. Особо охраняемые природные территории (ООПТ), имеющие федеральный статус, являются ключевыми ядра экологического каркаса как Север-Западного федерального округа, так и Архангельской области. Среди известных заповедных территорий региона, привлекательных для экологического туризма – государственный природный заповедник «Пинежский», национальные парки «Кенозерский»; «Водлозерский», «Онежское Поморье» и «Русская Арктика», расположенный на архипелаге Земля Франца-Иосифа.
ООПТ регионального значения представлены 36 заказниками, 65 памятниками природы и одним природным парком, что свидетельствует о развитости сети особо охраняемых природных территорий Архангельской области, обладающей разнообразным природным потенциалом, который может быть использован как в природоохранных, так и в туристических целях [14]. К наиболее ценным экосистемам в пределах области относятся малонарушенные лесные массивы, доля которых в Архангельской области является самой высокой по Северо-Западному региону и составляет около 30 % от площади лесного фонда.
Рис. 6. Природно-экологический каркас Архангельской области
Источник: Презентация П.П. Спирина «Концепция пространственного развития Архангельской области в рамках Научно-исследовательской работы «Проект внесения изменений в Схему территориального планирования Архангельской области»
Природный экологический каркас региона тесно связан с историко-культурным каркасом, формирование которого можно отнести к «стратегическим направлениям использования культурного потенциала» [15].
Основой историко-культурного каркаса Архангельской области являются исторические оси расселения вдоль основных рек – Северная Двина, Онега, Мезень, Пинега, Вага и их многочисленных притоков, где исторически сложилась сеть населенных мест, сохранивших до настоящего времени пространственно-планировочную организацию, отмечается наибольшая концентрация объектов культурного наследия, представленная ансамблями и памятниками истории и культуры, народными художественными промыслами и ремеслами. Основные узлы (или ядра) историко-культурного каркаса представлены историческими городами: Каргополь (1380 г.) и Сольвычегодск (1492 г.) – федерального значения, Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником (входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО), Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Также к элементам историко-культурного каркаса отнесены:
- Старинные сельские поселения. Они сохранили характерную северную и поморскую планировку деревень и сёл, храмы, часовни, обетные кресты, сакральные места, крестьянского дома и сельские усадьбы;
- Монастыри. (Соловецкий монастырь, Антониев Сийский и Крестный Онежский монастырь на Кий-острове и др.);
- Традиционные поселения, которые востребованы неорганизованными и организованными туристам. Среди них: д. Кимжа Мезенского района, дер. Ошевенское, дер. Лядины Каргопольского района, с. Веркола, с. Сура Пинежского района и другие.
Архангельская область является уникальной территорий сосредоточения памятников деревянной архитектуры (первое место в Российской Федерации, https://bereginja.mirtesen.ru/blog/43861639544/KULTURNO-ISTORICHESKOE-NASLEDIE-ARHANGELSKOGO-KRAYA). Однако регион слабо использует свой уникальный историко-культурный потенциал вследствие недостаточного развития объектов туристской инфраструктуры и транспортных связей. Пространственное планирование предусматривает создание условий для развития туристкой деятельности и формирования туристских центров для реализации инвестиционных проектов в сельских поселениях.
В качестве основного сценария социально-экономического развития Архангельской области, определяющего политику пространственного планирования, определен инновационный сценарий социально-экономического развития (Областной закон Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ URL: https://www.garant.ru/hotlaw/arhangelsk/1261675/ (дата обращения 22.02 2025)), направленный на максимальное использование ресурсного потенциала Архангельской области. Изменения в пространственной организации территории области базируются на анализе конкурентных преимуществ муниципальных образований и транспортной связности населенных пунктов, выделении опорных центров расселения внутрирегионального, межмуниципального и поселенческого (локального) уровней.
На рисунке 7 представлена модель пространственной организации территории Архангельской области. Планирование пространственного развитие региона строится на основе системы отраслевых и пространственных приоритетов.
Рис. 7. Модель пространственной организации Архангельской области
Источник: Отчет о научно-исследовательской работе «Внесение изменений в схему
территориального планирования Архангельской области». Том 2, книга 1. Санкт-Петербург, 2020
Модель пространственной организации Архангельской области отражает тенденции развития системы расселения и территориальной организации экономики. Главные региональные планировочные центры представлены городскими агломерациями, располагающимися на главных планировочных осях пространственного каркаса области. Относительно равномерное распределением точек роста, как планировочных узлов различного ранга, определено диверсифицированным развитием экономики с учетом специфики северных территорий. К приоритетным направлениям в области пространственного планирования отнесено развитие транспортно-планировочных осей регионального и межмуниципального уровня, определяющих устойчивое развитие опорных городских и сельских населенных пунктов Архангельской области.
Выводы.
Особенности пространственного развития Архангельской области определяются исторически сложившимися особенностями экономического освоения территории: очаговым размещением основных населенных пунктов и малой освоенностью огромной по площади, преимущественно залесенной территории.
Безусловным и важным обстоятельством развития Архангельской области является ее приморское положение, выступающее оплотом в развития инфраструктуры освоения арктического сегмента России и усиления ее геостратегического положения.
Цели пространственного планирования Архангельской области — значительное повышение эффективности использования пространственного фактора в усилении конкурентных позиций региональной политики.
Основными конкурентными преимуществами Архангельской области являются: выгодное экономико-географическое положение, транспортно-логистический потенциал Архангельской области, как опорной зоны Арктики, значительные запасы лесных, водных ресурсов; наличие стратегических минерально-сырьевых ресурсов (алмазы, бокситы, редкие металлы); развитие городских агломераций, как центров расселения, уникальный историко-культурный и экологический потенциалы.
В условиях сложившейся планировочной организации Архангельской области необходимо использование методов системного последовательного регулирования развития территории, направленные на оптимизацию системы расселения и максимальное использование конкурентных преимуществ территории.
В качестве основных направлений пространственного планирования Архангельской области определены: развитие сети опорных центров расселения (опорных населенных пунктов), территориальной инженерно-транспортной инфраструктуры, создание и развитие территориальных производственных кластеров, развитие сельских населенных на базе производства сельскохозяйственной продукции и туризма, сохранение и развитие структурных элементов природно-экологического каркаса региона
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р об утверждении Стратегии пространственного развития России до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87971.html (дата обращения: 20.02.2025).
2. Чистобаев А.И., Федулова С.И. Пространственное планирование как инструмент региональной политики России // Россия: тенденции и перспективы развития - Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2017. № 12–2. С. 984-987.
3. Областной закон Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года". [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/arhangelsk/1261675/ (дата обращения 22.02 2025)
4. Майборода В.А., Митягин С.Д., Спирин П.П Правовые основы устойчивого развития (градостроительство). Санкт-Петербург: Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства, 2024. 236 с.
5. Мякиненков В.М. Экономические проблемы расселения и районной планировки на Севере // Стройиздат: Ленинградское отделение, 1983. 115 с.
6. Митягин С.Д., Спирин П.П. Природно-экономические основы градостроительства // Город и люди: пространство и время. Сборник статей Международной конференции, Смоленск, 28–30 апреля 2023 года. Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. С. 389–396.
7. Панов Л.К. Системы расселения и охрана природной среды на Севере // Проблемы Севера. М., 1973. Выпуск 18.
8. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (дата обращения: 25.02 2025).
9. Журавлёв П.С. Арктическая политика Архангельской области // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 54–60.
10. Отчет о научно-исследовательской работе «Внесение изменений в схему территориального планирования Архангельской области». Том 2, книга 1. НИИ ПГ Санкт-Петербург, 2020.
11. Отчет о научно-исследовательской работе «Концепция пространственного развития территории Архангельской области» в составе НИР «Внесение изменений в схему территориального планирования Архангельской области», Санкт-Петербург, 2020. 289 с.
12. Отчет по выполнению части 3 НИР «Пространственная характеристика Архангельской области» // Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. Санкт-Петербург, 2018. 187 с
13. Закон Архангельской области от 24 марта 2014 г. № 99-6-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Архангельской области" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/25110112/?ysclid=m9chemwqxl219164122 (дата обращения 25.02 2025).
14. Постановление Правительства Архангельской области от 7 августа 2018 года № 358-пп Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области и плана ее реализации на период до 2028 года (с изменениями на 19 марта 2024 года).
15. Шульгин П.М. Концепция культурного ландшафта и практика охраны этнографического наследия (на примере территорий российского Севера) // Мир России. 2007. № 3. С. 147–166.



