докторант с 01.01.2002 по настоящее время
Орел, Орловская область, Россия
Орел, Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Целевой установкой статьи выступает комплексное изучение государственной политики в сфере высшего образования России, характеристика её концептуальных основ и практических механизмов реализации. Актуальность работы обусловлена динамичной трансформацией образовательного пространства под влиянием технологической революции, глобализационными процессами и изменяющимися требованиями современной экономики к подготовке специалистов. В условиях цифровой трансформации и усиления международной конкуренции в сфере знаний высшее образование приобретает стратегическое значение как фактор экономического развития и национальной безопасности. Это требует от государства выработки сбалансированной политики, сочетающей инновационные подходы с сохранением традиционных академических ценностей. Особое значение приобретают вопросы обеспечения равного доступа к качественному образованию и поддержки научно-исследовательской деятельности в вузах. Методологическая основа исследования строится на сочетании системного подхода и междисциплинарного анализа. Изучение нормативно-правовой базы и стратегических документов позволяет выявить приоритеты государственного регулирования в образовательной сфере. Применение социологических методов (экспертные интервью, анализ общественного мнения) даёт возможность оценить эффективность реализуемых мер и выявить существующие проблемы. Особое внимание в работе уделяется роли государства как системообразующего элемента в развитии высшего образования. Теоретическая значимость заключается в систематизации проблемных аспектов государственной политики в сфере высшего образования в современной России, что способствует углублению научных представлений о её эффективности и противоречиях. Работа расширяет теоретическую базу для анализа образовательных реформ, выявляет ключевые тенденции и закономерности, а также формирует основу для дальнейших исследований в области образовательной политики. Результаты могут быть использованы для разработки новых концепций и моделей управления высшим образованием. Практическая значимость состоит в выявлении ключевых проблем высшего образования, что позволяет разработать рекомендации для органов власти по совершенствованию образовательной политики. На основе актуальных данных авторы выявляют ключевые тенденции и перспективы развития российской системы высшего образования в условиях глобальных вызовов.
высшее образование, государственная политика в сфере высшего образования, студенческое сообщество, органы государственной власти, образовательные учреждения
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Российская газета. 1993. – 25 дек. (№ 237); СЗ РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 6933.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 28.02.2025г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч.1). – Ст. 7598; 2023. – № 2 (Ч. 1). – Ст.37.; 2025. – № 3 (Ч. 2). – Ст. 2571.
3. Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 138 с.
4. Масалова, Ю. А. Система высшего образования и науки в России: состояние, особенности модернизации, критерии эффективности / Ю. А. Масалова // Актуальные направления научной мысли: проблемы и перспективы: Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической (национальной) конференции, Новосибирск, 22 декабря 2022 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2023. – С. 68-86. – EDN EPPQYP.
5. Боташева, А. А. Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и перспективы развития / А. А. Боташева, К. Х. Абдурайимов // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 107-4. – С. 23-25. – DOIhttps://doi.org/10.18411/trnio-03-2024-164. – EDN RVHMXW.
6. Как изменится обучение в вузах с 2025 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – свободный. – URL: https://repetitorufa.ru/tpost/lpvxse1pn1-kak-izmenitsya-obuchenie-v-vuzah-s-2025?ysclid=m9aq8ctqp7405127144 (дата обращения 07.03.2025).
7. Богданова, А. Д. Современные проблемы высшего образования в России / А. Д. Богданова // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития: Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06 февраля 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2024. – С. 104-106. – EDN VGZOUI.
8. Малявкина, Н. В. Основные приоритеты государственной политики в сфере образования / Н. В. Малявкина // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики : Сборник научных статей и докладов XVI Международной научно-практической конференции, Орёл, 24 мая 2024 года. – Орёл: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2024. – С. 54-56. – EDN SLOMTC.
9. Матвеева, Е. С. Религиозное (православное) и нравственное воспитание молодого поколения в научном наследии К. Д. Кавелина / Е. С. Матвеева, Р. Р. Норов // Вестник государственного и муниципального управления. – 2024. – Т. 13, № 3. – С. 161-172. – DOIhttps://doi.org/10.22394/2225-8272-2024-13-3-161-172. – EDN SDYNES.
10. Норов, Р. Р. Особенности реформы Российской системы высшего образования как приоритетного национального проекта современной России / Р. Р. Норов // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей и докладов XV Международной научно-практической конференции, Орёл, 02 июня 2023 года. – Орёл: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2023. – С. 147-150. – EDN DSNVDZ.
11. Норов, Р. Р. Реформирование системы высшего образования современной России: проблемы и нововведения / Р. Р. Норов // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов XVI Международной научно-практической конференции, Орёл, 24 мая 2024 года. – Орёл: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2024. – С. 166-171. – EDN EHLVGP.
12. Меркулов, П. А. Реформы антикризисного управления агропромышленным сектором Российской Федерации в 1990-х годах: практическая реализация / П. А. Меркулов // Вестник государственного и муниципального управления. – 2024. – Т. 13, № 2. – С. 10-23. – DOIhttps://doi.org/10.22394/2225-8272-2024-13-2-10-23. – EDN ENLPQP.
13. Елисеев, А. Л. Опыт зарубежных стран в практике реализации современной молодёжной политики в Российской Федерации / А. Л. Елисеев, Е. В. Титова // Вестник государственного и муниципального управления. – 2023. – Т. 12, № 1. – С. 64-77. – DOIhttps://doi.org/10.22394/2225-8272-2023-12-1-64-77. – EDN DBZEKW.
14. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – свободный. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения 07.03.2025).



