МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема формирования готовности педагога к развитию познавательной компетентности обучающихся. Авторы обосновывают значимость формирования познавательной компетентности. Особое место отводится анализу характеристик образовательного пространства. Акцентировано внимание на проблемах формирования личности педагога в условиях непрерывного образования. В основе непрерывного обучения в течение жизни лежит повышенная потребность в получении образования. Авторы обозначают свою позицию относительно роли самообразования в становлении личности педагога, способного и стремящегося к самореализации. Предложены методы, способствующие профессиональному саморазвитию педагога. Рассматриваются адаптированные методики: «самооценка уровня сформированности профессионально значимых умений педагога», «план самообразования педагога», «график Ганнта».

Ключевые слова:
готовность педагога к развитию познавательной компетентности обучающихся, методы профессионального саморазвития педагога.
Текст

Система подготовки профессиональных кадров на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. Значимость данной ступени образования неуклонно возрастает при снижении качества подготовки выпускников учреждений СПО. Одна из причин обусловлена методической подготовкой специалистов. Ориентация профессионального образования на компетентностные основы предполагает, что педагог не только владеет своим предметом, но и способен создавать условия для развития и саморазвития личности обучающегося. Профессиональная компетентность обучающегося наряду с зависимой от специальности вариативной составляющей включает инвариантные составляющие, среди которых приоритет ное место занимает познавательная компетентность. Последняя, являясь ключевой, предполагает освоение способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и их использование для решения практических задач.

Реализация идей компетентностно ориентированного профессионального образования определяется уровнем готовности педагога к формированию и развитию познавательной компетентности студентов. Понятие готовности рассматривается как интегративная характеристика, отражающая способность педагога эффективно проектировать и реализовывать условия развития опыта обучающегося в самостоятельном решении профессиональных проблем через учебную деятельность, установку педагога на саморазвитие [1]. Критерии готовности педагога к развитию познавательной компетентности обучающихся определяются высоким уровнем познавательных потребностей, владением методами, технологиями, сформированностью мотивации профессионального саморазвития [1]. В данном аспекте для педагога важно оценить собственные профессионально значимые умения. С данной целью эффективно использование модифицированного варианта методики самооценки уровня сформированности профессионально значимых умений педагога [3].

Список литературы

1. Булакова Н.А. Формирование готовности учителя к развитию учебно-познавательной компетентности школьников: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.А. Булакова. М, 2009. - 23 с.

2. Цукерман Г.А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики / Г.А. Цукерман, Ю.И. Суховерша // Начальная школа +: До и После. - 2005. - №2. - С. 12-20.

3. Ярулов А.А. Критериально ориентированная диагностика в школе / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2003. - №4. - С. 150-169.

Войти или Создать
* Забыли пароль?