УДК 348.71 Взаимоотношения церкви и государства
Христианская философия политики исторически включала уникальную богословскую модель, основанную на иудаизме и его представлении о единобожии, согласно которому Бог создал мир с сионистской перспективой. Цель этой статьи - исследовать политическую идею христианства как продолжение иудаизма, при этом оно одновременно теологически его опровергает. Основными методами исследования являются общенаучные методы, включающие классификацию, аналогию, индукцию и дедукцию, а также анализ и синтез. Дополнительно используются специальные методы политико-текстологического анализа и историко-политической реконструкции. Теоретическая значимость состоит в систематизации и классификации представлений о христианской политической идентичности в истории, а также в современном мире. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования можно использовать в преподавании курса истории политических учений, а также для разработки специальных или вспомогательных политологических спецкурсов, например, в политологическом анализе всемирной истории и культуры различных стран. Делается вывод, что христианство является сложным типом религии: единство Бога в понимании иудаизма в христианстве трансформировалось в центральную идею того, что Бог единый, но при этом является Троицей, следовательно, христианская теология является специфической и оказала колоссальное влияние на философию христианской политики.
Римская империя; христианская политика; катехон; христианская история; учение о царствах; империя; Византийская империя; симфония властей; цезарепапизм и папоцезаризм
1. Андреева Л.А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. Латинский Запад и православный Восток. М., Ладомир, 2007. - 304 с. EDN: https://elibrary.ru/QUHRQX
2. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х томах. - М., Мысль, Т.4, 1983. - 830 с.
3. Аристотель. Политика. Афинская полития. - М., Мысль, 1997. - 458 с.
4. Багрянородный К. Об управлении империей. - М., Наука, 1991, 496 с.
5. Бакулов В.Д. Доктрина Филофея Псковского «Москва – третий Рим» как видообразование положительной утопии // Научная мысль Кавказа. – 2002. - № 15. С. 18-28.
6. Богословский М.М. Петр I: Материалы для биографии. Т. 2. – М., ОГИЗ, 1941. - 847 с.
7. Бодрова Е.В. Когниции вербального самопредъявления в дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2010. – Вып. 2. - С. 102-104. EDN: https://elibrary.ru/MTBLHT
8. Болотов В.В. К вопросу о Filioque. - СПб.: Тип. М. Меркушева, 1914. - 138 с.
9. Будрайтскис И. Что удерживает «катехон»? Конечность государства в консервативной и социалистической мысли // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. - Т.5. - №2. С. 13-33. DOI: https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-2-13-33; EDN: https://elibrary.ru/EXIIBX
10. Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. - М., Канон+, 2012. - 208 с.
11. Буркин С. Интерпретация библейской эсхатологии в социально-историческом контексте // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - Т.26 (36). - С. 107-111.
12. Внуков А.А. К вопросу о причинах возникновения военного конфликта 442 года между гуннами и Восточной Римской империей // Tractus aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств. - 2023. - № 10 (2). - С. 201-212. DOI: https://doi.org/10.18413/2312-3044-2023-10-2-201-212; EDN: https://elibrary.ru/SNHPEY
13. Гизо Ф. История цивилизаций в Европе. - М.: ИД «Территория будущего», 2007. - 336 с.
14. Греков И.Б. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв. - М., Наука, 1984. - 288 с.
15. Греческая и латинская традиция об исхождении Святого Духа // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. / Сост. А. Юдин. - М., ББИ, 2005. - 596 с.
16. Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. - М., 1978. - 424 с.
17. Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме» / Под общ. ред. И.П. Медведева. - СПб.: Изд-во СПбГУ; Нестор-История, 2010. - 480 с. EDN: https://elibrary.ru/SJBEDJ
18. Дмитриев И.С. Теологические ипостаси натуральной философии в эпоху Просвещения // Социология науки и технологий. – 2023. - Т. 14. - №2. - С. 41-60. DOI: https://doi.org/10.24412/2079-0910-2023-2-40-60; EDN: https://elibrary.ru/YRBFAN
19. Дьяконов М. Власть московских государей. - СПб., 1889. - 221 с.
20. Ильин М.В. Translatio Imperii. Воспроизводство институционального наследия Рима // Политическая наука. – 2022. - №1. – С. 100-137. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2022.01.04; EDN: https://elibrary.ru/GSELLZ
21. Иосиф Флавий / Иудейские древности: [В 2 т.] (Классическая мысль). / Т. 2: О древности иудейского народа (Против Апиона): Кн. 13-20. - М.: Ладомир, 2002. - 612 с.
22. Йегер В. Теология ранних древних греческих философов. - СПб.: Владимир Даль, 2021. - 352 с.
23. Киященко Л.П., Голофаст А.В. Семиозис политического действия // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. – 2023. - Т. 39. - Вып. 3. - С. 531-543.
24. Козьякова Н.С. Отношения Церкви и государства в общественно-политической мысли Византии и России // Российский социально-гуманитарный журнал. - 2012. - №1. – С. 21-25. EDN: https://elibrary.ru/OQOVVN
25. Корсунский, А.Р., Гюнтер, Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., Изд-во МГУ, 1984. - 256 с.
26. Кузенков П.В. Военно-политическая элита в Римской и Византийской империи: этническая динамика (по данным происхождениям императоров) // История военной элиты. - 2024. - №1. - С. 54-74.
27. Кузенков П.В. Эволюция империи: от Древнего мира к Новому времени // Политическая наука. – 2022. - №1. - С. 80-99. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2022.01.03; EDN: https://elibrary.ru/MCBSKT
28. Кузнецов М.Н., Шайрян Г.П. «Симфония властей» как традиционная ценность отечественной государственности // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. – 2024. - №1. - С. 150-173. EDN: https://elibrary.ru/UIHYZS
29. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII в.: трагическая ошибка или диверсия? // Церковь. – 1992. - №1. - С. 43-51.
30. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. - СПб., Алетейа, 1999. - 308 с.
31. Левандовский А.П. Франкская империя карла Великого. «Евросоюз Средневековья». - М., Алгоритм, 2013. - 288 с.
32. Ливий Тит. История от основания города / Пер. под ред. В.М. Смирина и др. Т. 3. - М., 1989-1994. - 770 с.
33. Маккиавелли Н. История Флоренции. - СПб., Азбука-Аттикус, 2017. - 384 с.
34. Митрофанов П. История Австрии. Ч. 1: С древнейших времен до 1792 г. / П. Митрофанов. – СПб., Брокгауз-Ефрон, 1910. - 232 с.
35. Моммзен Т. История Рима. Т.1, Кн.1. - М., 2002. - 732 с.
36. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М., Скрижаль, 2020. - 786 с.
37. Острогорский Г.А. Византийский император и иерархическое мироустройство // Русско-Византийский вестник. – 2018. - № 1. – С. 16-24. EDN: https://elibrary.ru/XYMXAD
38. Пеликан Я. Христианская традиция: история развития вероучения. В 2 т. Т.2. - М., 2009. - 376 с.
39. Пешков А.А. Богопознание и образование как христианский путь в сочинениях церковных писателей I-II вв. // Труды Нижегородской духовной семинарии. – 2024. № 3. - С. 104-120. EDN: https://elibrary.ru/YAHUHT
40. Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV – начале XVI века // Советское искусствознание. – 1986. - № 20. - С. 62-91
41. Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. - Кишинев, Штиинца, 1979. - 201 с.
42. Сардарян Г.Т. Значение II Ватиканского собора в контексте эволюции католической политической доктрины // Ценности и смыслы. – 2019. - № 3. - С. 23-33. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6427-2019-10066; EDN: https://elibrary.ru/UHYEZE
43. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т.2. - М.: Русские огни, 1994. - 320 с.
44. Смирнов Е.И. История христианской церкви. - М., 2007. - 769 с. EDN: https://elibrary.ru/QUEJCD
45. Суворов Н.С. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. - М., Университетская типография в Страстном бульваре, 1902. - 160 с.
46. Суттнер Э.Х. Исторические этапы взаимных отношений Церквей Востока и Запада. - М., ББИ, 1998. - 313 с.
47. Тойнби А. Дж. Византийское наследие России // Альма-матер. – 1996. - № 2. - С. 32-35.
48. Томпсон Э.А. Римляне и варвары: Падение Западной империи. - СПб.: Ювента, 2003. - 288 с.
49. Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. - М., Языки русской культуры, 2000. - 144 с.
50. Успенский Ф.И. История Византийской империи VI-IX вв. (из истории великих империй). - М., Мысль. - 827 с.
51. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. - СПб., Алетейя, 1998. - 249 с.
52. Яркеев А.В. Катехон как теолого-политическая парадигма мирового порядка // Социологическое обозрение. – 2024. - Т. 23. - № 1. - С. 135-159. EDN: https://elibrary.ru/YMBQGE