В статье предлагается анализ критериев и уровней сформированности познавательных потребностей младших школьников. Рассмотрены компоненты познавательных потребностей, включающие: идеальные представления младших школьников об образе ученика; познавательные ценности; познавательную установку; познавательные интересы. Идеальные представления младших школьников об образе ученика рассматриваются как стимулы и регуляторы их познавательной деятельности. Познавательные ценности – как осознание ценности познания, проявляющегося в понимании младшими школьниками важности учения для себя и для общества. Познавательная установка определяется как готовность младших школьников к учебной деятельности, обусловленная поведением и проявлением их личностных качеств (ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, познавательной активности, настойчивости). Познавательный интерес понимается как наличие положительного отношения младших школьников к учению. Охарактеризованы уровни сформированности познавательных потребностей младших школьников.
познавательные потребности младших школьников, идеалы, познавательные интересы, познавательная установка, познавательные ценности.
Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску наиболее эффективных форм образовательной деятельности, способствующих раскрытию максимальных возможностей личности к познанию, объяснению окружающего мира и его явлений.
В современных условиях рост научного знания, его постепенное превращение в производительную силу общества делает профессионально необходимым наличие у специалистов прежде всего таких качеств, как стремление к постоянному пополнению знаний и их творческому применению в профессиональной деятельности. Они должны формироваться в период обучения в школе, так как именно тогда происходит становление человека как личности. В связи с этим возрастает необходимость разработки возможных путей формирования у учащихся познавательных потребностей, служащих основой адаптации к социально-экономическим условиям и являющихся базой для подготовки к последующей профессиональной деятельности.
1. Асеев В.Г. Личность и значение побуждений. - М.: Мысль, 1993. - 223 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 187 с.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
4. Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1980. - 23 с.
5. Психологический словарь / сост. Ю.В. Микадзе [и др.]; под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
6. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград, 1994. - 115 с.