Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, реализующих компетентностную парадигму в образовании, является основанием для создания новой системы геометро-графической подготовки. В статье рассмотрено формирование геометро-графической подготовки. Геометро-графическая подготовка определяется как базис для изучения общеинженерных и специальных дисциплин. Научное знание теории геометрического моделирования регулирует процесс организации и развития всего спектра технических дисциплин. Рассматривая цикл общеинженерного образования с позиций целостности, необходимо определить принципы организации геометро-графического знания как обеспечивающего базиса для освоения теоретических основ общеинженерных и специальных дисциплин. Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Описаны общепедагогические принципы целостного педагогического процесса: научность, фундаментальность, связь теории с практикой, системность, систематичность и последовательность, профессиональная направленность, доступность и наглядность. Реализация названных принципов в их взаимодействии отражает диалектику реального процесса геометро-графической подготовки в целях, содержании, формах и средствах обучения. Соблюдение указанных общепедагогических принципов целостного педагогического процесса должно обеспечить повышение качества образования даже при сокращении учебных часов по общеинженерным дисциплинам.
геометро-графическая подготовка, педагогические принципы, теория геометрического моделирования.
Введение уровневого высшего профессионального образования является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3), реализующих компетентностную парадигму в образовании, является основой для создания новой системы геометро-графической подготовки. При этом необходимо учитывать общие закономерности развития высшего образования, выраженных в принципах, являющихся основой процедуры формирования структуры учебных курсов, которая должна быть отражена в учебных программах и планах дисциплин.
Существуют различные подходы к отбору методологических принципов организации научного знания, определению их функциональной нагрузки [1]. Представляется целесообразным использовать для этого методы системного анализа конкретной научной теории, лежащей в основе учебной дисциплины, поскольку концептуальные положения научной теории являются ведущим компонентом содержания образования [2]. Научная теория является высшей формой научного знания, результатом научного познавательного процесса, а образовательное (учебное) знание – это результат изучения (познания) научного знания. Научное и связанное с ним учебное знание, принимая форму теории, является системным. Системное усвоение теории и ее элементов – необходимое, но недостаточное условие системного усвоения курса. Важно сформировать у студентов представление о науке как о внутренне едином целом. Исследуя научную теорию с системных позиций, можно заметить, что в качестве системообразующих связей выступают такие свойства теории, которые обеспечивают целостность и непротиворечивость ее строения, возможность внутреннего развития. Эти свойства и выражают методологические принципы соответствующей области знания.
1. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Владос, 2006. - 239 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд. стер. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
3. Дорофеев А.А. Дидактические основы проектирования учебной литературы по дисциплинам специальности технического университета / А.А. Дорофеев. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 272 с.