РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются результаты проведенного исследования особенностей компетентностно ориентированного управления профессиональной подготовкой магистрантов педагогики высшей школы. Обосновывается необходимость перехода от квалификационной к компетентностной модели выпускника высшего учебного заведения, актуальность разработки модернизированных механизмов управления формированием профессиональной компетентности будущих преподавателей высшей школы. Сформулировано определение компетентностно ориентированного управления, раскрыты его специфические черты, определяющие самостоятельный статус данного вида управления в системе управленческой деятельности высшего учебного заведения. Охарактеризована разработанная авторская модель управления формированием профессиональной компетентности магистрантов педагогики высшей школы и ее основные компоненты: методологический, содержательный и организационно-технологический. Выделены нормативно-правовые, управленческие и организационно-педагогические условия эффективного управления формированием профессиональной компетентности магистрантов педагогики высшей школы, раскрыта сущность оценочно-аналитического мониторинга его эффективности и представлен алгоритм действий по внедрению модели управления формированием профессиональной компетентности магистрантов педагогики высшей школы.

Ключевые слова:
профессиональная компетентность, компетентностно ориентированное управление, модель управления, условия эффективного управления, оценочно-аналитический мониторинг эффективности управления.
Текст

Модернизация украинской системы высшего образования, которая обусловлена евроинтеграционными стремлениями Украины, свидетельствует об усилении ее компетентностной ориентации. Компетентностный подход в системе высшего образования Украины переходит из стадии теоретического самоопределения в стадию обязательной нормативной реализации. Ввиду того что будущие преподаватели вузов должны стать провайдерами компетентностной подготовки кадров в образовательном пространстве будущего, внедрение компетентностного подхода в подготовке магистрантов педагогики высшей школы является особенно актуальным [5].

Внедрение компетентностного подхода в высшем образовании предусматривает переход от квалификационной к компетентностной модели выпускника, а это означает, что цели образования должны быть связаны не только с выполнением конкретных профессиональных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса.

Компетентностно ориентированная подготовка будущих специалистов направлена на:

  1. усиление внутренней мотивации учения как источника развития личности;
  2. самоорганизацию в процессе учебной деятельности как условие овладения деятельностью в целом;
  3. достижение студентами личностно-значимых результатов;
  4. эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Изучение и анализ существующего опыта формирования профессиональной компетентности магистрантов педагогики высшей школы [1] показали, что профессиональная подготовка студентов требует существенной модернизации как на уровне обновления содержания подготовки, так и управления этим процессом. Это, в свою очередь, обусловливает актуальность разработки модернизированных механизмов управления формированием профессиональной компетентности будущих преподавателей высшей школы.

 

Список литературы

1. Драч И. И. Актуальные проблемы подготовки преподавателей высшей школы Украины в условиях магистратуры / И.И. Драч // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сб. матер. 1-й междунар. науч.-практ. конф., 1 марта 2013г. / НИЦ «Апробация». - М.: Перо, 2013. - С. 14-19.

2. Драч I.I. Закономірності компетентнісно орієнтованого управління професійною підготовкою майбутніх викладачів вищої / І.І. Драч // Нові технології навчання: наук.-метод.зб. / Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОН України. - К., 2012. - Вип.72. - С.153-159.

3. Драч I.I. Компетентнісна модель майбутнього викладача вищої школи / I.I. Драч // Гуманітарний вісник. - Додаток 1 до Вип. 27. - Том II (35): Тематичний випуск «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору». - К.: Гнозис, 2012. - С.94-102.

4. Драч I.I. Концептуальні підходи до визначення закономірностей управління професійною підготовкою майбутніх фахівців / І.І. Драч // Наукові записки: зб. наук. праць / М-во освіти і науки, молоді та спорту, Нац. пед. ун-т імені М.П. Драгоманова; укл. Л.Л. Макаренко. - К.: Вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2012. - Випуск СVІ (106). - С.65-77.

5. Драч I.I. Особливості професійної діяльності викладачів вищої школи в інформаційному суспільстві / І . І . Драч // Імідж сучасного педагога. - № 1 (130). - 2013. - С. 27-30.

6. Драч, I.I. Принципи управління професійною підготовкою майбутніх фахівців в умовах інформаційного суспільства / І.І. Драч // Педагогіка і психологія творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах: зб. наук. пр. - редкол.: Т.І. Сущенко (гол. ред.) та ін. - Запоріжжя, 2012. - Вип. № 79 (26). - С. 137-144.

7. Драч, I.I. Сутнісна характеристика принципів компетентнісно орієнтованого управління професійною підготовкою майбутніх викладачів вищої школи / І.І. Драч // Нові технології освіти. 75. - 2013. - С.115-121.

8. Драч, І.І. Соціально-психологічні функції компетентнісно орієнтованого управління професійною підготовкою майбутніх викладачів ВНЗ / І.І. Драч //Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки). - Бердянськ: БДПУ, 2012. - № 4. - С. 66-723.

9. Драч, І.І. Особливості реалізації функцій управління професійною підготовкою майбутніх викладачів вищої школи на засадах компетентнісного підходу / І.І. Драч Вісник післядипломної освіти. -2012. - № 7. - С. 52-61

10. Драч, I.I. Впровадження людиноцентричного підходу в управління професійною підготовкою майбутніх викладачів вищої школи / І.І. Драч // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди». - Додаток 1 до Вип. 29. - Том ІІ: Тематичний випуск «Міжнародні Челпанівські психолого-педагогічні читання». - К.: Гнозис, 2013. - С. 351-357.

11. Драч, I.I. Модель компетентнісно орієнтованого управління / І.І.Драч // Вища освіта України: науково-метод. часопис. - № 2 (Додаток 2). - Тематичний випуск «Науково-методичні засади управління якістю освіти у вищих навчальних закладах». - С. 35-43.

Войти или Создать
* Забыли пароль?