COMPETENCE-BASED MANAGEMENT AND ITS SPECIFICS I N PROFESSIONAL TRAINING OF MASTER’S DEGREE STUDENTS IN HIGHER-EDUCATION PEDAGOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The specifics of competence-based management in training students for the Master’s Degree in higher education pedagogy are revealed. The author argues for the necessity to replace the qualification model of higher education establishment graduate with the competence model and emphasizes the need to develop sophisticated methods to manage the professional competence building of prospective high-school teachers. The competence-based management is defined and its specific characteristics are highlighted to confirm that it is a separate form of higher education institution’s management. The original model for managing the process of building professional competence in the high-school pedagogy is described with its main ingredients: methodological, substantive and organizational and technological. The author lists the regulatory, managerial and organizational-and-pedagogic conditions for effective model performance and describes how to implement the proposed model and to set up evaluative and analytical monitoring of the model performance.

Keywords:
professional competence, competence-based management, management model, conditions of effective management, evaluative and analytical monitoring, effectiveness of management.
Text

Модернизация украинской системы высшего образования, которая обусловлена евроинтеграционными стремлениями Украины, свидетельствует об усилении ее компетентностной ориентации. Компетентностный подход в системе высшего образования Украины переходит из стадии теоретического самоопределения в стадию обязательной нормативной реализации. Ввиду того что будущие преподаватели вузов должны стать провайдерами компетентностной подготовки кадров в образовательном пространстве будущего, внедрение компетентностного подхода в подготовке магистрантов педагогики высшей школы является особенно актуальным [5].

Внедрение компетентностного подхода в высшем образовании предусматривает переход от квалификационной к компетентностной модели выпускника, а это означает, что цели образования должны быть связаны не только с выполнением конкретных профессиональных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса.

Компетентностно ориентированная подготовка будущих специалистов направлена на:

  1. усиление внутренней мотивации учения как источника развития личности;
  2. самоорганизацию в процессе учебной деятельности как условие овладения деятельностью в целом;
  3. достижение студентами личностно-значимых результатов;
  4. эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Изучение и анализ существующего опыта формирования профессиональной компетентности магистрантов педагогики высшей школы [1] показали, что профессиональная подготовка студентов требует существенной модернизации как на уровне обновления содержания подготовки, так и управления этим процессом. Это, в свою очередь, обусловливает актуальность разработки модернизированных механизмов управления формированием профессиональной компетентности будущих преподавателей высшей школы.

 

References

1. Drach I. I. Aktual´nye problemy podgotovki prepodavateley vysshey shkoly Ukrainy v usloviyakh magistratury / I.I. Drach. Pedagogika i psikhologiya: aktual´nye problemy issledovaniy na sovremennom etape: sb. mater. 1-y mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 1 marta 2013g. / NITs «Aprobatsiya». - M.: Pero, 2013. - S. 14-19.

2. Drach I.I. Zakonomіrnostі kompetentnіsno orієntovanogo upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh vikladachіv vishchoї / І.І. Drach. Novі tekhnologії navchannya: nauk.-metod.zb. / Іnstitut іnnovatsіynikh tekhnologіy і zmіstu osvіti MON Ukraїni. - K., 2012. - Vip.72. - S.153-159.

3. Drach I.I. Kompetentnіsna model' maybutn'ogo vikladacha vishchoї shkoli / I.I. Drach. Gumanіtarniy vіsnik. - Dodatok 1 do Vip. 27. - Tom II (35): Tematichniy vipusk «Vishcha osvіta Ukraїni u kontekstі іntegratsії do єvropeys'kogo osvіtn'ogo prostoru». - K.: Gnozis, 2012. - S.94-102.

4. Drach I.I. Kontseptual'nі pіdkhodi do viznachennya zakonomіrnostey upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh fakhіvtsіv / І.І. Drach. Naukovі zapiski: zb. nauk. prats' / M-vo osvіti і nauki, molodі ta sportu, Nats. ped. un-t іmenі M.P. Dragomanova; ukl. L.L. Makarenko. - K.: Vid-vo NPU іmenі M.P. Dragomanova, 2012. - Vipusk SVІ (106). - S.65-77.

5. Drach I.I. Osoblivostі profesіynoї dіyal'nostі vikladachіv vishchoї shkoli v іnformatsіynomu suspіl'stvі / І . І . Drach. Іmіdzh suchasnogo pedagoga. - № 1 (130). - 2013. - S. 27-30.

6. Drach, I.I. Printsipi upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh fakhіvtsіv v umovakh іnformatsіynogo suspіl'stva / І.І. Drach. Pedagogіka і psikhologіya tvorchoї osobistostі u vishchіy і zagal'noosvіtnіy shkolakh: zb. nauk. pr. - redkol.: T.І. Sushchenko (gol. red.) ta іn. - Zaporіzhzhya, 2012. - Vip. № 79 (26). - S. 137-144.

7. Drach, I.I. Sutnіsna kharakteristika printsipіv kompetentnіsno orієntovanogo upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh vikladachіv vishchoї shkoli / І.І. Drach. Novі tekhnologії osvіti. 75. - 2013. - S.115-121.

8. Drach, І.І. Sotsіal´no-psikhologіchnі funktsії kompetentnіsno orієntovanogo upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh vikladachіv VNZ / І.І. Drach //Zbіrnik naukovikh prats´ Berdyans´kogo derzhavnogo pedagogіchnogo unіversitetu (Pedagogіchnі nauki). - Berdyans´k: BDPU, 2012. - № 4. - S. 66-723.

9. Drach, І.І. Osoblivostі realіzatsії funktsіy upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh vikladachіv vishchoї shkoli na zasadakh kompetentnіsnogo pіdkhodu / І.І. Drach Vіsnik pіslyadiplomnoї osvіti. -2012. - № 7. - S. 52-61.

10. Drach, I.I. Vprovadzhennya lyudinotsentrichnogo pіdkhodu v upravlіnnya profesіynoyu pіdgotovkoyu maybutnіkh vikladachіv vishchoї shkoli / І.І. Drach. Gumanіtarniy vіsnik DVNZ «Pereyaslav-Khmel'nits'kiy derzhavniy pedagogіchniy unіversitet іmenі Grigorіya Skovorodi». - Dodatok 1 do Vip. 29. - Tom ІІ: Tematichniy vipusk «Mіzhnarodnі Chelpanіvs'kі psikhologo-pedagogіchnі chitannya». - K.: Gnozis, 2013. - S. 351-357.

11. Drach, I.I. Model' kompetentnіsno orієntovanogo upravlіnnya / І.І.Drach. Vishcha osvіta Ukraїni: naukovo-metod. chasopis. - № 2 (Dodatok 2). - Tematichniy vipusk «Naukovo-metodichnі zasadi upravlіnnya yakіstyu osvіti u vishchikh navchal'nikh zakladakh». - S. 35-43.

Login or Create
* Forgot password?