Министерство экономики Республики Саха (Якутия) (департамент прогнозирования и развития реального сектора экономики, главный специалист)
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан представляет собой стратегический инфраструктурный проект, направленный на стимулирование экономического и социального развития в Дальнем Востоке России. В статье анализируется влияние данного проекта на региональную экономику, включая рост грузооборота, освоение минерально-сырьевой базы и улучшение транспортной доступности. На основе данных государственных органов и научных организаций проведена оценка потенциальных экономических и социальных эффектов, таких как прирост ВВП, налоговые поступления и создание новых рабочих мест. Исследование выявило, что реализация проекта обеспечит грузооборот до 24 млн тонн в год, преимущественно за счет перевозки угля и других полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в 5,2 трлн рублей. Проект предусматривает три этапа строительства и два варианта трассы, различающихся по протяженности и срокам реализации. Макроэкономический эффект оценивается в 5,5 трлн рублей прироста ВВП к 2055 году и 1 трлн рублей налоговых поступлений. Несмотря на высокую стоимость и сложные климатические условия, проект признан экономически целесообразным и включен в национальную программу развития Дальнего Востока.
железнодорожная инфраструктура, экономическое развитие, Дальний Восток, грузопоток, инвестиционный проект.
1. Богданов А. И. Новая железная дорога Якутск-Магадан и перспективы развития транспортной сети Дальневосточного Федерального округа // Проектирование развития транспортной сети Дальнего Востока. 2023. № 11. С. 40-47. EDN: https://elibrary.ru/MTHQUA
2. Булатова Н. Н. Развитие региональной транспортной инфраструктуры // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2017. № 4. С. 30–38. EDN: https://elibrary.ru/YQYVYQ
3. Дубровская Ю.В., Копнинцева Н.М., Поздеева А.Н. Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 293-296. EDN: https://elibrary.ru/TIBUVP
4. Зайцев А. А. О проектировании линии Нижний Бестях - Магадан в условиях залегания многолетнемерзлых грунтов // Путь и путевое хозяйство. 2024. № 2. С. 29-31. EDN: https://elibrary.ru/WYSHIC
5. Зандер Е.В., Корякова Е.А. Развитие транспортной инфраструктуры как необходимое условие социально-экономического развития региона // Сибирский журнал науки и технологий. 2011. № 1. С. 173-178. EDN: https://elibrary.ru/NTPCJB
6. Змий В. В. О прогнозе загрузки новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Магадан // Бюллетень ученого совета АО "ИЭРТ". 2022. № 7. С. 28-32. EDN: https://elibrary.ru/VCIWDL
7. Кибалов Е.Б., Шибикин Д.Д. К вопросу развития российской железнодорожной сети на Восточном полигоне // ЭКО. 2024. № 1. С. 233–245. DOI:https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2024-1-233-245. EDN: https://elibrary.ru/NLNTBO
8. Лебедев М.К., Еременко А.А. О разработанном предварительном обосновании инвестиций в строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Магадан // Бюллетень ученого совета АО "ИЭРТ". 2022. № 7. С. 14-27. EDN: https://elibrary.ru/GRYZVO
9. Ледней А.Ю. Разработка методических подходов к оценке экономической эффективности развития транспортной инфраструктуры с учетом объемов и неравномерности перевозок: дис. ... канд. экон. Наук: 08.00.05. Москва, 2020. 176 с. EDN: https://elibrary.ru/YYRNLB
10. Министерство экономики Республики Саха(Якутия) [Электронный ресурс] // URL: https://mineconomic.sakha.gov.ru/main/
11. Михайлова Т.Н. Москва-Казань: как транспортные проекты меняют экономическую географию // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 2. С. 60-63. EDN: https://elibrary.ru/TQFXGJ
12. Предварительное обоснование инвестиций в строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях (ЖДЯ) – Магадан [Электронный ресурс] // АО «Институт экономики и развития транспорта». URL: http://iedt.ru/projects/305 (дата обращения: 11.07.2024).
13. Рожков А. Д. Оценка социально-экономических эффектов от реализации инвестиционных проектов (на примере новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Магадан) // Бюллетень ученого совета АО "ИЭРТ". 2022. № 7. С. 33-38. EDN: https://elibrary.ru/LQERFO
14. Рослякова Н.А. Механизмы обеспечения экономического роста регионов на основе развития транспортной инфраструктуры: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2019. 213 с. EDN: https://elibrary.ru/DVWKTK
15. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №3. С. 65-78. EDN: https://elibrary.ru/RBVOVZ



