В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения обновилось содержание предметных областей, изменились цели обучения, а также способы и технологии организации образовательного процесса. Данная статья посвящена организации работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Актуальность и новизна исследования состоит в том, что до сих пор такая деятельность не была специально обозначена и не включалась в целеполагание образовательного процесса. В статье подробно описывается, каким образом можно формировать универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Следует отметить, что в каждой группе даны фрагменты учебных занятий по русскому языку, иллюстрирующие организационные возможности урока по формированию универсальных учебных действий. В конце статьи делаются выводы о том, что все перечисленные методы, приемы и виды работы помогут учителюсловеснику в рамках урока развить способности своих учеников, сформировать универсальные учебные действия, овладение которыми предоставляет обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия разделены на четыре группы:
- личностные;
- регулятивные, включая саморегуляцию;
- познавательные, включая логические и знаково-символические;
- коммуникативные [5].
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аминева Г.М. Методика и практика КСО на уроках русского языка: методическое пособие для студентов филологического факультета / Г.М. Аминева. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. - 74 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. - М., 1998. - 154 с.
4. Воровщиков С.Г. «Логические пятиминутки» для младших школьников / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова // Управление начальной школой. - 2011. - № 9. - С. 20-24.
5. ФГОС ОО: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М., 2010. http://standart.edu.ru/
6. Цховребова Ж.Н. Составление таблицы аргументов в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку / Ж.Н. Цховребова // Русский язык и литература. Все для учителя! - 2011. - № 5. - С. 35-39.