Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности адаптации студентов-иностранцев к учебе в России, которые определяются комплексом факторов: психофизиологических, учебно-познавательных, социокультурных и др. Автор рассматривает этапы адаптации к новой языковой среде и культуре страны пребывания и обучения, анализируя то, что представляет наибольшие трудности для студентов-иностранцев в период адаптации.

Ключевые слова:
социокультурная адаптация; личность; языковая среда; языковой барьер; досуговая деятельность; гендерные различия.
Текст

Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к условиям высшего учебного заведения в незнакомой стране для успешной коммуникации в социально-бытовой и академической сфере. Примерно двое из ста обучающихся в высшей школе в мире на настоящий момент — иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран.

Подготовка иностранных специалистов в России имеет давние корни: среди первых иностранных слушателей были ученики Славяно-греко-латинской академии. В 1865 г. Министерство народного образования Российской империи приняло решение об обучении иностранных граждан в российских учебных заведениях. Правительством императора Александра II для них были назначены государственные стипендии, иностранные студенты были освобождены от платы за учебу. В начале 1920-х гг. правительство В.И. Ульянова-Ленина, руководствуясь политическими мотивами, продолжило практику бесплатного обучения иностранных студентов. После окончания Второй мировой войны на учебу в СССР стали приезжать студенты из Восточной Европы и Азии, а позднее и Африки. В 1960 г. в Москве был открыт Университет дружбы народов, названный именем Патриса Лумумбы. Он стал одним из крупнейших в мире по подготовке иностранных специалистов. В 1990 г. почти 80% студентов-иностранцев были выходцами из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Студенты из Африки составляли 24% от общего количества иностранных учащихся в советских вузах в 1988 г. После распада СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья в российских вузах сократилось в несколько раз, зато появились студенты из стран СНГ и Балтии. В 2012 г. в российских вузах учатся почти 100 тысяч студентов-иностранцев, в том числе из стран Азии, Африки и Латинской Америки (55%), а также государств — участников СНГ (33%) [10].

В связи с наличием специфических этнических и психологических особенностей иностранным студентам приходится преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения, т.е. проходить социокультурную адаптацию — сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды. Адаптация личности как социально-педагогический процесс направлена на снятие травмирующих воздействий внешней среды и включение личности в зменившуюся социальную среду.

Список литературы

1. Воевода Е.В. Развитие толерантности студентов средствами иностранного языка // Российский научный журнал. - 2009. - № 4(11).

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. - СПб., 1993.

5. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: учебно-справочное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

6. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

7. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. - М.: Изд. центр «Академия», 2010.

8. Один мир = One World: Общероссийская газета для иностранных студентов в России. - 2002. - Май. - Вып. 1 (1). URL: http://oneworld.bstu.ru/article/?id=28

9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

10. Студенты-иностранцы в России: официальная статистика / Новгородский университет. - 2012. - № 17(920). URL: http://www.novsu.ru/press novuniver/i.2526/?number=2005_10_04&article=stran

11. Тхорик В.И., Фанян Н.Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - М.: ГИС, 2006.

12. Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. - Ленинград, 1980.

Войти или Создать
* Забыли пароль?