The article describes the peculiarities of adaptation of foreign students to university life in Russia, which are determined by a number of factors: psychoand physiological, cognitive, socio-cultural, etc. The author studies the process of adaptation analyzing the phenomena presenting major difficulties for foreign students.
social and cultural adaptation; personality; language community; language barrier; leisure activities; gender differences.
Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к условиям высшего учебного заведения в незнакомой стране для успешной коммуникации в социально-бытовой и академической сфере. Примерно двое из ста обучающихся в высшей школе в мире на настоящий момент — иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран.
Подготовка иностранных специалистов в России имеет давние корни: среди первых иностранных слушателей были ученики Славяно-греко-латинской академии. В 1865 г. Министерство народного образования Российской империи приняло решение об обучении иностранных граждан в российских учебных заведениях. Правительством императора Александра II для них были назначены государственные стипендии, иностранные студенты были освобождены от платы за учебу. В начале 1920-х гг. правительство В.И. Ульянова-Ленина, руководствуясь политическими мотивами, продолжило практику бесплатного обучения иностранных студентов. После окончания Второй мировой войны на учебу в СССР стали приезжать студенты из Восточной Европы и Азии, а позднее и Африки. В 1960 г. в Москве был открыт Университет дружбы народов, названный именем Патриса Лумумбы. Он стал одним из крупнейших в мире по подготовке иностранных специалистов. В 1990 г. почти 80% студентов-иностранцев были выходцами из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Студенты из Африки составляли 24% от общего количества иностранных учащихся в советских вузах в 1988 г. После распада СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья в российских вузах сократилось в несколько раз, зато появились студенты из стран СНГ и Балтии. В 2012 г. в российских вузах учатся почти 100 тысяч студентов-иностранцев, в том числе из стран Азии, Африки и Латинской Америки (55%), а также государств — участников СНГ (33%) [10].
В связи с наличием специфических этнических и психологических особенностей иностранным студентам приходится преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения, т.е. проходить социокультурную адаптацию — сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды. Адаптация личности как социально-педагогический процесс направлена на снятие травмирующих воздействий внешней среды и включение личности в зменившуюся социальную среду.
1. Voevoda E.V. Razvitie tolerantnosti studentov sredstvami inostrannogo yazyka. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. - 2009. - № 4(11).
2. Goykhman O.Ya., Nadeina T.M. Rechevaya kommunikatsiya: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2006.
3. Dzhurinskiy A.N. Pedagogika mezhnatsional'nogo obshcheniya. Polikul'turnoe vospitanie v Rossii i za rubezhom. - M.: TTs Sfera, 2007.
4. Ivanova M.A., Titkova N.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov pervogo goda obucheniya v vuze. - SPb., 1993.
5. Leont'ev A.A. Kul'tury i yazyki narodov Rossii, stran SNG i Baltii: uchebno-spravochnoe posobie. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut: Flinta, 1998.
6. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya. - M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2004.
7. Nabok I.L. Pedagogika mezhnatsional'nogo obshcheniya. - M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2010.
8. Odin mir = One World: Obshcherossiyskaya gazeta dlya inostrannykh studentov v Rossii. - 2002. - May. - Vyp. 1 (1). URL: http://oneworld.bstu.ru/article/?id=28
9. Stolyarenko L.D., Samygin S.I. Sotsial'naya psikhologiya. - Rostov n/D: Feniks, 2009.
10. Studenty-inostrantsy v Rossii: ofitsial'naya statistika / Novgorodskiy universitet. - 2012. - № 17(920). URL: http://www.novsu.ru/press novuniver/i.2526/?number=2005_10_04&article=stran
11. Tkhorik V.I., Fanyan N.Yu. Lingvokul'turologiya i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. - M.: GIS, 2006.
12. Shiryaeva I.V. Osobennosti adaptatsii inostrannykh studentov k uchebno-vospitatel'nomu protsessu v sovetskom vuze. - Leningrad, 1980.