РИТОРИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ОБЛИЧЕНИЯ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СРЕДСТВО ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье осуществлен риторико-стилистический и лингво-когнитивный анализ французского политического медиапространства на примере исследования специфики политической коммуникации лидеров трех ключевых политических партий в современной Франции (Ж.-Л. Меланшона, М. Ле Пен и Э. Макрона), проведенный в рамках нового направления исследований риторико-стилистических особенностей политической медиакоммуникации, — политической медиариторики. Доказывается, что в современном французском политическом медиапространстве риторический прием обличения играет особую роль, выступая в качестве своего рода «коммуникативного орудия» информационной войны. Определяется, что стратегия персуазивности детерминирует использование французскими политическими деятелями определенных риторических средств как рационального убеждения, так и эмоционального воздействия, одним из самых эффективных среди которых и является риторический прием обличения. Цель риторического приема обличения — моделирование негативного образа того или иного актора политической арены у реципиента, в частности, дискредитация привычного социуму образа политикаоппонента посредством использования указанного риторико-стилистического средства. В качестве эмпирической базы исследования выступили мультимодальные платформы политиков, такие как https:// lafranceinsoumise.fr/, https://rassemblementnational.fr/, а также фрагменты их дебатов, подвергнутые риторико-стилистическому анализу и репрезентирующие реализацию риторического приема обличения.

Ключевые слова:
медиатизация, французское политическое медиапространство, риторический прием обличения, информационная война
Список литературы

1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ [Текст] / Д. Брайант, С. Томпсон; пер. с англ. — М.: Вильямc, 2004. — 432 с. EDN: https://elibrary.ru/QODEPH

2. Голоднов А.В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе (на материале немецкого языка) [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / А.В. Голоднов. — СПб., 2011. — 402 с. EDN: https://elibrary.ru/QFKPIP

3. Грачев М.Н. Трансформация политико-коммуникационных процессов в информационном обществе: от медиации к медиатизации [Текст] / М.Н. Грачев // Российская школа связей с общественностью. — 2020. — Вып. 18–19. С. 23. EDN: https://elibrary.ru/PDKNZH

4. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики [Текст] / Э. Гриффин; пер. с англ. — Xарьков: Гуманитарный центр, Науменко А.А., 2015. — 688 с.

5. Данилина В.Р. Политическая риторика как научное направление // Вестник Моск. ун-та. Серия 21. Управление (государство и общество). — 2005. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: file:///C:/Users/User/Downloads/politicheskayaritorika-kak-nauchnoe-napravlenie%20(3).pdf

6. Денкэн Ж.-М. Политическая наука. Международный независимый эколого-политилогический университет [Текст] / Ж.-М. Денкэн; перевод И.А. Гобозова. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. — 162 с.

7. Добросклонская Т.Г. Политическая медиариторика: системный подход к исследованию речевых практик политического медиадисакурса [Текст] / Т.Г. Добросклонская, П.Г. Логинова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2023. — Т. 12. № 4. — С. 47–55. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-4-47-54; EDN: https://elibrary.ru/RGQOQW

8. Засурский Я.Н. Масс-медиа Второй республики [Текст] / Я.Н. Засурский. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. — 272 с.

9. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка [Текст] / Г.В. Колшанский. — 4-е изд. — М.: Ленанд, 2018. — С. 23.

10. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн; пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. — 462 с. EDN: https://elibrary.ru/QOGTQD

11. Олешко В.Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти [Текст]: монография / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 470 с. DOI: https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3074-4.0; EDN: https://elibrary.ru/ALGGZF

12. Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности [Текст] / Д.А. Швец // Сб. «Массовая коммуникация и массовое сознание». — М.: Изд-во МГИМО, 2003. — 34 с.

13. Ciceron. Ciceronis Scripta. Brutus. Vol. II. Part I. Lips., 1863.Параграф 45. — С. 208.

14. Débat d’entre-deux-tours: Débat 2017 entre Marine Le Pen et Emmanuel Macron résumé en 15 minutes | Archive INA [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ncI3t-ImqGg

15. Débat présidentiel 2017: Emmanuel Macron — Marine Le Pen | Archive INA [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FIJpp_TZC6k

16. Macron et les rois du fric [Электронный ресурс]. URL: https://melenchon.fr/2023/05/15/macron-et-les-rois-du-fric-2

17. La France Insoumise [Электронный ресурс]. URL: https://lafranceinsoumise.fr/

18. Rouquette S. Aux marges de l’espace public médiatique. Politique de communication. 2016 / 1 (no. 6), pp. 81–111 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cairn.info/revue-politiques-de-communication-2016-1-page-81.htm?ref=doi

Войти или Создать
* Забыли пароль?