В статье рассматриваются авторские методики оценки качества патриотического воспитания в общеобразовательной школе, которое выражается в овладении опытом патриотической деятельности. Структура опыта представляет собой единство трех компонентов: эмоционально-чувственного (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, явлений патриотического характера); отношенческого (отношение к фактам, явлениям, событиям патриотического характера); действенно-практического (виды деятельности, действия патриотического характера). При этом опыт выражения патриотизма как социального чувства является одной из составляющих личностных достижений школьника в образовательном процессе, что соответствует его трактовке в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Качество патриотического воспитания замеряется с помощью таких диагностических средств, как «Программа наблюдения за проявлением подростком эмоций и чувств в связи с событиями и явлениями патриотического характера», «Методика оценки сформированности патриотического отношения подростков (на основе оценочной шкалы), «Методика графического тестирования», интегративная методика «Наблюдение за характером педагогического взаимодействия учителя-воспитателя и школьника в ситуации патриотического воспитания». В статье также показывается значимость целостного подхода как методологического регулятива в проектировании и оценке процесса и результата патриотического воспитания.
стандарт среднего (полного) общего образования, целостность, целостный подход, качество, патриотическое воспитание, патриотизм как социальное чувство, опыт патриотической деятельности как личностный результат, личностные достижения.
Осмысление целостной природы педагогических явлений и процессов далеко не всегда является результатом научно-педагогической деятельности. Это связано с нечеткостью представлений о сущности феномена «целостность», а также с неразвитостью методологии целостного подхода как инструмента исследования сложных педагогических объектов. Главная особенность целостного подхода, отличающего его от других методологических подходов, заключается в том, что если «последние акцентируют внимание на каком-либо аспекте исследуемого феномена, целостный подход прежде всего предполагает анализ целостности исследуемого и проектируемого феномена (качества личности, личности в целом, педагогического процесса, его фрагмента, «единицы» и т.д.), путей обеспечения и повышения его целостности. А это можно обеспечить, если методологию целостного подхода реализовать в процессе осуществления всех других подходов. Словом, целостный подход есть своего рода метаподход, метарегулятив (система метарегулятивов), реализация которого важна для эффективного полноценного осуществления личностного, системного, деятельностного, синергетического, культурологического, компетентностного и всех других подходов. Именно отказ от идей целостности приводит к низкой эффективности иных подходов» [2].
В чем же состоит анализ целостности опыта патриотической деятельности школьника как личностной характеристики, а также путей обеспечения целостности процесса патриотического воспитания? В своем исследовании использовали идеи целостного подхода.
Эти идеи положены в основу разработки научных представлений о сущности, компонентах, структуре, уровнях развития опыта патриотической деятельности как целостного феномена в структуре целостности более высокого порядка - личности в целом. Структура опыта представляет собой единство трех компонентов:
- эмоционально-чувственного (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, явлений патриотического характера);
- отношенческого (отношение к фактам, явлениям, событиям патриотического характера);
- действенно-практического (виды деятельности, действия патриотического характера).
1. Попова Е.Н. Педагогический анализ и оценка качества патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис…. канд. пед. наук /
2. Е.Н. Попова. - Волгоград: Перемена, 2011. - 24с.
3. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике / Н.К.Сергеев; отв. ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2011. -284с.
4. Сергеев Н.К. Теория и практика целостного педагогического процесса: три десятилетия исканий (к 85-летию со дня рождения В.С. Ильина) / Н.К. Сергеев, В.В. Сериков // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер. «Педагогические науки», 2007. -№1 (19). - С. 9-18.
5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография /В.В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты. http://standart.edu.ru/