МАОУ «Лицей им. И.В.Авдзейко» (преподаватель ИЗО)
В статье описаны результаты программы социализации подростков с нормальным и нарушенным слухом через изучение русского жестового языка и совместной творческой деятельности по созданию мультфильмов. Изучение жестового языка по результатам опроса вызвало интерес у подростков с нормальным слухом и послужило условием для общения и организации совместной творческой деятельности, а также способствовало развитию внимания и психологической устойчивости. Результаты исследования до и после применения программы показали, что у ребят повысилась самооценка, снизился уровень фрустрации, улучшилось эмоциональное отношение к мультипликации, команде, помощи, будущему, настоящему, уважению к старшим, к себе самому, произошло развитие творческой активности.
социализация подростков, нарушение слуха, мультипликация, язык жестов, творческая активность, самооценка, самоотношение, внимание, творческая состоятельность личности
1. Алексеевских, Д. Ю. Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с нарушениями слуха, в том числе в микросоциуме людей с нарушениями слуха / Д. Ю. Алексеевских, Н. С. Отдельнова. – Москва : Институт коррекционной педагогики, 2023. – ISBN 978-5-907593-50-3. – EDN CEFPOW.
2. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собрание сочинений в 6 т. : Т. 5: Основы дефектологии. – М. : Педагогика, 1983. – 369 с. – С. 196–218
3. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. - Москва: Ин-т консультирования и систем.решений, 2009. – 269 с.
4. Хрестоматия по арт-терапии Изд-во Питер, Санкт-Петербург, 2001
5. Максимова С.В., Развитие творческой активности школьников с ОВЗ как содействие их самореализации // Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I всероссийского сьезда дефектологов, М., 2015, с. 137 - 140
6. Зайцева Г. Л. «Русский жестовый язык (экспериментальная программа для школ глухих детей)». // Дефектология, 2002 - № 1. С. 32-42.
7. Базоев В. З. Билингвизм в образовании глухих: современные тенденции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – Вып. 4–2. – С. 320–330. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvizm-i-obrazovaniegluhih-sovre mennye-tendentsii
8. Асмолов А.Г. - "Непройденный путь: от культуры полезности — к культуре достоинства" — Вопросы психологии - https://asmolovpsy.ru/article/neprojdennyj-put-ot-kultury-poleznosti-k-kulture-dostoinstva-2/
9. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева и др. М.: Педагогика, 1971. 447 с.
10. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей: автореф. дис. … д-ра психол. наук (19.00.10) - М., 1977. – 38 с. (АПН СССР. НИИ дефектологии).
11. Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей/В. Петшак// Дисс. На соиск.уч.степ. д.п.н. – М. – 1991. – 199 с.
12. Суворов А.В. Встреча Вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих. М.: Эксмо, 2018. 512 с.
13. Максимова, С.В. Концепция баланса неадаптивности и адаптивности в творчестве /Психология творчества и одаренности / С.В. Максимова // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях, Москва, 15–17 ноября 2021 года / Под редакцией Д.Б. Богоявленской. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – 301 с. – ISBN 978-5-91916-044-1, с.100-104
14. Максимова С.В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации Автореферет диссертации на соискание уч.ст. канд. психол. Наук. – М., 2001.- 25 с.