ОТ ДУАЛИЗМА – К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные отраслевые и региональные рынки услуг в Российской Федерации характеризуются высоким уровнем конкурентности. В связи с этим отмечается нехватка квалифицированных рабочих рук, способных на практике эффективно осуществлять трудовую деятельность на предприятиях. В этих условиях значительно возросли требования к профессиональной подготовке выпускников образовательных учреждений всех уровней. В настоящей статье рассматривается дуальное образование как система обучения, сочетающая теоретическую подготовку обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования с усиленной практической подготовкой будущего специалиста на предприятии. Дуальное обучение носит практико-ориентированный характер и способно, как показывает практика, обеспечить не только должную подготовку выпускника в соответствии с образовательной программой, но и создать условия для овладения профессиональными навыками в условиях предприятия. В статье рассматриваются понятия дуализм и дуальность, приводятся термины, связанные с дуальностью применительно к образованию за рубежом и в России, описывается система профессионального образования в Советском Союзе (история вопроса), исследуются особенности реализации дуального обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования на примере внедрения системы дуального обучения в разных регионах нашей страны, начиная с периода, когда был запущен пилотный проект, до настоящего времени.

Ключевые слова:
дуализм, дуальность, дуальное образование, практико-ориентированное обучение, модель дуального обучения
Список литературы

1. Газета «Коммерсантъ» №56/П от 01.04.2024, с. 5. [Электронный ресурс]. URL: https://www. kommersant.ru/doc/6608813 (дата обращения:21.03.2024).

2. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения// Образовательные исследования. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2018. – № 2. – С. 117–138.

3. Ерохина Е.В., Ковалева О.А. Инновационные подходы к профессиональному обучению в современном образовании (на материалах Калужской области)// Вектор экономики 2022. – № 5(71). С. 84–99.

4. Ефанов А.В. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург, 2012. – 232 с.

5. Исламгалиев Ф. Г. Особенности профессионального образования Свердловской области в контексте развития дуальной системы. URL: http://web-bic.irro.ru/bks/stat-16-53.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

6. Клименко Т.К. К вопросу о дуальном образовании // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. – 2016. – Т. 11. – № 2. – С. 32–36.

7. Кольга В.В., Шувалова М.А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы науки и образования. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18103 (дата обращения: 21.03.2024).

8. Кузембаев С.Б. К теории дуального образования/ С.Б. Кузембаев [и др.]//Караганды университетінін хабаршысы. Педагогика сериясы.= Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. = Bulletin of the Karaganda University. Pedagogy Series. – 2013. – №1. – С.15–20.

9. Мониторинг реализации НП «Образование» в Калужской области URL: https://pre.admoblkaluga. ru/upload/ctrlplt/docs/np/pril4/01mol_prof.PDF (дата обращения: 21.03.2024).

10. Неумывакин В.С. О ключевых направлениях государственной политики в сфере среднего профессионального образования в 2023/2024 учебном году. [Электронный ресурс] URL: https:// report.apkpro.ru/uploads/share/%D0%A1%D0%B A%D0%B2%D0%BE%D1% 80% D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20 %D0%9C_%D0%90.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

11. Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. (2014) Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. – Т. 17. – № 5. – С. 339–344.

12. Плешакова А.Ю. Условия и перспективы внедрения дуальной системы в российское профессиональное образование // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 5А. – Ч. I. – С. 56–66.

13. Пономарева М.А., Моисеева Л.В. Перспективы дуального обучения в повышении качества профессионального образования студентов лесотехнического колледжа // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. С. 79.

14. Постановление Правительства Калужской области. 20 декабря 2013 г. N 711 Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие рынка труда в Калужской области».

15. Правительственный сайт Московской области. [Электронный ресурс] URL: https://mosreg.ru/ sobytiya/novosti/news-submoscow/dualnoeobrazovanie-v-podmoskove-teoriya-za-partoi-ipraktika-na-proizvodstve (дата обращения: 21.03.2024).

16. Романцев Г.М. Новая отрасль профессионального образования [Текст] / Г.М. Романцев // Профессиональное образование. 2004. – № 9. – С. 2–3.

17. Русская система обучения ремеслам. Том I. М.: НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации»; ООО «Высшая Школа Инженерного Бизнеса», 2015. – 238 с.

18. Сапегина К.В., Чачина Л.В. Дуальная система профессионального образования// Профессиональное образование и рынок труда Учредители: ГАПОУ СО «Уральский техникум «Рифей», Ассоциация учреждений по содействию в развитии начального и среднего профессионального образования Свердловской области. –2013. – №1. – С. 28–29.

19. Словарь иностранных слов современного русского языка. – М.: Аделант, 2014. – 800с.

20. Фалько К.И. Эволюция понятия дуальность в современном высшем образовании / К.И. Фалько // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5(59), ч. 1. – С. 212–214.

21. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. (2016). Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. № 4 (7). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-dualnogoobrazovaniya-kak-vozmozhnost-povysheniyaeffektivnosti-professionalnoy-podgotovkiobuchayuschihsya (дата обращения: 21.03.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?