ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ РЕКЛАМУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована методология и инструментарий исследования влияния внешней среды на социальную рекламу здорового образа жизни; разработаны направления ее развития в российском обществе; сформулированы социально - политические, социально - экономические и социокультурные условия ее функционирования; установлены факторы эффективности социальной рекламы здорового образа жизни, определяемые влиянием внешней среды.

Ключевые слова:
социальная реклама здорового образа жизни, внешняя среда, методология исследования, качество жизни, уровень жизни, социальные индикаторы, социальные стандарты, факторы эффективности
Текст

В обеспечении демографического роста, укрепления здоровья населения России важная роль отводится социальной рекламе здорового образа жизни. Предпринимаются попытки ее применения, но по своему содержанию, масштабам охвата и систематичности они, зачастую, не соответствуют возможностям социальной рекламы здорового образа жизни. Одна из ключевых причин указанной проблемы - недостаточная изученность социорекламной практики в сфере здорового образа жизни. В её исследовании не хватает комплексного, многоаспектного подхода, что обусловлено несовершенством используемого методологического обеспечения, не позволяющего, в частности, научно обоснованно учитывать влияние внешней среды. В статье анализируются некоторые методологические аспекты решения рассматриваемой проблемы с использованием объективных официальных статистических и субъективных данных по результатам проведенных авторских и вторичных социологических исследований.

Для решения поставленной задачи приведём авторские определения социальной рекламы здорового образа жизни и ее сущности, здорового образа жизни.

Социальная реклама здорового образа жизни рассматривается [Калмыков, 2012, С.115-116] как взаимодействие институционального, социокультурного, коммуникационного и социально-технологического процессов, направленных на укрепление (сохранения) здоровья (личности, социальной группы, общества), создание безопасной и благоприятной среды обитания на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинской помощи с учетом обеспечения государством, некоммерческими организациями и социально ориентированным бизнесом качественных характеристик указанных социальных практик и их социальной ответственности за здоровье нации.

Здоровый образ жизни представляет собой сочетание возможности и уровня укрепления (сохранения) здоровья личности, социальной группы, общества сложившимся образом, способом, стилем жизни с достигнутым их социальным благополучием на основе современного уровня и качества жизни.

Сущность социальной рекламы здорового образа жизни заключается в том, что она:

  • информирует общество о наиболее распространенных и опасных для его здоровья социальных проблемах;

  • является средством их профилактики;

  • предлагает пути решения демографического кризиса, достижения социальной и психологической безопасности в обществе;

  • формирует новые ценностные ориентации и одобряемые населением модели поведения с учетом сочетания современных общечеловеческих, национальных, региональных, конфессиональных и индивидуальных ценностей;

  • служит инструментом реализации государственной социальной и информационной политики.

Проанализируем понятия, связанные с интегральной категорией «социальная реклама здорового образа жизни»: внешняя среда, качество жизни и уровень жизни. Их рассмотрение обусловлено необходимостью формирования инструментария оценки влияния внешней среды на социальную практику продвижения здорового образа жизни с помощью социальной рекламы.

Как методологическая основа используется концепция изучения социальной реальности -

Список литературы

1. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни (К вопросу о теоретических основах исследования. Статья 1)//Журнал «Управление мегаполисом». - М.: НИК «Контент- Пресс», 2012. - № 1.-С.109-116.

2. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования - М.: РАН, 2000. №2.

3. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. - Т. 1.: Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985 - 2005). - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: РГСУ, 2007. - С. 535.

4. Бурдьё П. Социология политики: пер. с фр./сост., общая ред. и предисл. Н.А.Шматко/- М.: Socio -Logos, 1993. -С.ЗЗб.

5. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учеб. Пособие. - Новосибирск: Новосибирский университет, 1995.-С.120.

6. Bourdieu P. An Invitation to Reflexive Sociology. - Chicago: University Press of Chicago, 1992. P.I 01.

7. Кравченко C.A. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник. Серия «Учебник для вузов» - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Экзамен, 2007. - С.750.

8. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 г.г.)// Авторский коллектив под рук. В.Н. Бобкова - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2007. С.719.

9. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В., Васильев В.П. Неравенство качества и уровня жизни населения России: межстрановый и региональные аспекты (2000-2009 гг.). //Уровень жизни населения регионов России. - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2010. №5, С.3-37.

10. Бобков В.Н. Методологические подходы к разработке системы социальной стандартизации и опыт ее реализации в Российской Федерации Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Уровень жизни населения регионов России. - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2013. №4, С.З-б.

11. Бестужев - Лада И.В. Качество жизни. Энциклопедический социологический словарь //Под общей ред. Академика РАН Г.В.Осипова. РАН, Институт социально - политических исследований. - М.: ИСПИ, 1995. - С. 265.

12. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика.1985-2001 годы. - М.: РГСУ, 2002. С. 672.

13. Уровень и качество жизни населения в новой России//Уровень жизни населения регионов России. Авторский коллектив под рук. В.Н. Бобкова - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2006. №11/12, С.28-110.

14. Возьмитель А.А. Образ жизни. Материалы Всесоюзного исследования - М.: ИСИ АН СССР, 1981-1982.

15. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Социальные изменения в современной России: методология измерения и социальные практики. Материалы Всероссийского исследования /Научный консультант В.И.Жуков - М.: РГСУ, 2008.

16. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Уровень жизни населения регионов России.-М.: ОАО «ВЦУЖ», 2012. №12. -С.63-94.

17. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни: комплексная оценка /Монография- М.: Спутник+, 2011. - С.307.

Войти или Создать
* Забыли пароль?