В статье обоснована методология и инструментарий исследования влияния внешней среды на социальную рекламу здорового образа жизни; разработаны направления ее развития в российском обществе; сформулированы социально - политические, социально - экономические и социокультурные условия ее функционирования; установлены факторы эффективности социальной рекламы здорового образа жизни, определяемые влиянием внешней среды.
социальная реклама здорового образа жизни, внешняя среда, методология исследования, качество жизни, уровень жизни, социальные индикаторы, социальные стандарты, факторы эффективности
В обеспечении демографического роста, укрепления здоровья населения России важная роль отводится социальной рекламе здорового образа жизни. Предпринимаются попытки ее применения, но по своему содержанию, масштабам охвата и систематичности они, зачастую, не соответствуют возможностям социальной рекламы здорового образа жизни. Одна из ключевых причин указанной проблемы - недостаточная изученность социорекламной практики в сфере здорового образа жизни. В её исследовании не хватает комплексного, многоаспектного подхода, что обусловлено несовершенством используемого методологического обеспечения, не позволяющего, в частности, научно обоснованно учитывать влияние внешней среды. В статье анализируются некоторые методологические аспекты решения рассматриваемой проблемы с использованием объективных официальных статистических и субъективных данных по результатам проведенных авторских и вторичных социологических исследований.
Для решения поставленной задачи приведём авторские определения социальной рекламы здорового образа жизни и ее сущности, здорового образа жизни.
Социальная реклама здорового образа жизни рассматривается [Калмыков, 2012, С.115-116] как взаимодействие институционального, социокультурного, коммуникационного и социально-технологического процессов, направленных на укрепление (сохранения) здоровья (личности, социальной группы, общества), создание безопасной и благоприятной среды обитания на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинской помощи с учетом обеспечения государством, некоммерческими организациями и социально ориентированным бизнесом качественных характеристик указанных социальных практик и их социальной ответственности за здоровье нации.
Здоровый образ жизни представляет собой сочетание возможности и уровня укрепления (сохранения) здоровья личности, социальной группы, общества сложившимся образом, способом, стилем жизни с достигнутым их социальным благополучием на основе современного уровня и качества жизни.
Сущность социальной рекламы здорового образа жизни заключается в том, что она:
-
информирует общество о наиболее распространенных и опасных для его здоровья социальных проблемах;
-
является средством их профилактики;
-
предлагает пути решения демографического кризиса, достижения социальной и психологической безопасности в обществе;
-
формирует новые ценностные ориентации и одобряемые населением модели поведения с учетом сочетания современных общечеловеческих, национальных, региональных, конфессиональных и индивидуальных ценностей;
-
служит инструментом реализации государственной социальной и информационной политики.
Проанализируем понятия, связанные с интегральной категорией «социальная реклама здорового образа жизни»: внешняя среда, качество жизни и уровень жизни. Их рассмотрение обусловлено необходимостью формирования инструментария оценки влияния внешней среды на социальную практику продвижения здорового образа жизни с помощью социальной рекламы.
Как методологическая основа используется концепция изучения социальной реальности -
1. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни (К вопросу о теоретических основах исследования. Статья 1)//Журнал «Управление мегаполисом». - М.: НИК «Контент- Пресс», 2012. - № 1.-С.109-116.
2. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования - М.: РАН, 2000. №2.
3. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. - Т. 1.: Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985 - 2005). - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: РГСУ, 2007. - С. 535.
4. Бурдьё П. Социология политики: пер. с фр./сост., общая ред. и предисл. Н.А.Шматко/- М.: Socio -Logos, 1993. -С.ЗЗб.
5. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учеб. Пособие. - Новосибирск: Новосибирский университет, 1995.-С.120.
6. Bourdieu P. An Invitation to Reflexive Sociology. - Chicago: University Press of Chicago, 1992. P.I 01.
7. Кравченко C.A. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник. Серия «Учебник для вузов» - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Экзамен, 2007. - С.750.
8. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 г.г.)// Авторский коллектив под рук. В.Н. Бобкова - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2007. С.719.
9. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В., Васильев В.П. Неравенство качества и уровня жизни населения России: межстрановый и региональные аспекты (2000-2009 гг.). //Уровень жизни населения регионов России. - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2010. №5, С.3-37.
10. Бобков В.Н. Методологические подходы к разработке системы социальной стандартизации и опыт ее реализации в Российской Федерации Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Уровень жизни населения регионов России. - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2013. №4, С.З-б.
11. Бестужев - Лада И.В. Качество жизни. Энциклопедический социологический словарь //Под общей ред. Академика РАН Г.В.Осипова. РАН, Институт социально - политических исследований. - М.: ИСПИ, 1995. - С. 265.
12. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика.1985-2001 годы. - М.: РГСУ, 2002. С. 672.
13. Уровень и качество жизни населения в новой России//Уровень жизни населения регионов России. Авторский коллектив под рук. В.Н. Бобкова - М.: ОАО «ВЦУЖ», 2006. №11/12, С.28-110.
14. Возьмитель А.А. Образ жизни. Материалы Всесоюзного исследования - М.: ИСИ АН СССР, 1981-1982.
15. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Социальные изменения в современной России: методология измерения и социальные практики. Материалы Всероссийского исследования /Научный консультант В.И.Жуков - М.: РГСУ, 2008.
16. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Уровень жизни населения регионов России.-М.: ОАО «ВЦУЖ», 2012. №12. -С.63-94.
17. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни: комплексная оценка /Монография- М.: Спутник+, 2011. - С.307.