In the article the authors consider the methodology and tools of research of influence of an environment on social advertising of healthy lifestyles; they develop the directions of its development in Russian society; it formulates the socio-political, socio-economic and socio-cultural conditions of its functioning; the factors of efficiency of social advertising of healthy lifestyles are established, which are defined by the influence of environment.
social advertising of healthy lifestyle, environment, research methodology, quality of life, standard of living, social indicators, social standards, efficiency factors
В обеспечении демографического роста, укрепления здоровья населения России важная роль отводится социальной рекламе здорового образа жизни. Предпринимаются попытки ее применения, но по своему содержанию, масштабам охвата и систематичности они, зачастую, не соответствуют возможностям социальной рекламы здорового образа жизни. Одна из ключевых причин указанной проблемы - недостаточная изученность социорекламной практики в сфере здорового образа жизни. В её исследовании не хватает комплексного, многоаспектного подхода, что обусловлено несовершенством используемого методологического обеспечения, не позволяющего, в частности, научно обоснованно учитывать влияние внешней среды. В статье анализируются некоторые методологические аспекты решения рассматриваемой проблемы с использованием объективных официальных статистических и субъективных данных по результатам проведенных авторских и вторичных социологических исследований.
Для решения поставленной задачи приведём авторские определения социальной рекламы здорового образа жизни и ее сущности, здорового образа жизни.
Социальная реклама здорового образа жизни рассматривается [Калмыков, 2012, С.115-116] как взаимодействие институционального, социокультурного, коммуникационного и социально-технологического процессов, направленных на укрепление (сохранения) здоровья (личности, социальной группы, общества), создание безопасной и благоприятной среды обитания на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинской помощи с учетом обеспечения государством, некоммерческими организациями и социально ориентированным бизнесом качественных характеристик указанных социальных практик и их социальной ответственности за здоровье нации.
Здоровый образ жизни представляет собой сочетание возможности и уровня укрепления (сохранения) здоровья личности, социальной группы, общества сложившимся образом, способом, стилем жизни с достигнутым их социальным благополучием на основе современного уровня и качества жизни.
Сущность социальной рекламы здорового образа жизни заключается в том, что она:
-
информирует общество о наиболее распространенных и опасных для его здоровья социальных проблемах;
-
является средством их профилактики;
-
предлагает пути решения демографического кризиса, достижения социальной и психологической безопасности в обществе;
-
формирует новые ценностные ориентации и одобряемые населением модели поведения с учетом сочетания современных общечеловеческих, национальных, региональных, конфессиональных и индивидуальных ценностей;
-
служит инструментом реализации государственной социальной и информационной политики.
Проанализируем понятия, связанные с интегральной категорией «социальная реклама здорового образа жизни»: внешняя среда, качество жизни и уровень жизни. Их рассмотрение обусловлено необходимостью формирования инструментария оценки влияния внешней среды на социальную практику продвижения здорового образа жизни с помощью социальной рекламы.
Как методологическая основа используется концепция изучения социальной реальности -
1. Kalmykov S.B. Sotsial´naya reklama zdorovogo obraza zhizni (K voprosu o teoreticheskikh osnovakh issledovaniya. Stat´ya 1)//Zhurnal «Upravlenie megapolisom». - M.: NIK «Kontent- Press», 2012. - № 1.-S.109-116.
2. Toshchenko Zh.T. Sotsiologiya zhizni kak kontseptsiya issledovaniya sotsial´noy real´nosti. Sotsiologicheskie issledovaniya - M.: RAN, 2000. №2.
3. Zhukov V.I. Rossiya v global´nom mire: filosofiya i sotsiologiya preobrazovaniy: v 3 t. - T. 1.: Rossiya na rubezhe tysyacheletiy: sotsiologiya ekonomiki i politiki (1985 - 2005). - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: RGSU, 2007. - S. 535.
4. Burd´e P. Sotsiologiya politiki: per. s fr./sost., obshchaya red. i predisl. N.A.Shmatko/- M.: Socio -Logos, 1993. -S.ZZb.
5. Sovremennaya sotsial´naya teoriya: Burd´e, Giddens, Khabermas. Ucheb. Posobie. - Novosibirsk: Novosibirskiy universitet, 1995.-S.120.
6. Bourdieu P. An Invitation to Reflexive Sociology. - Chicago: University Press of Chicago, 1992. P.I 01.
7. Kravchenko C.A. Sotsiologiya: paradigmy cherez prizmu sotsiologicheskogo voobrazheniya. Uchebnik. Seriya «Uchebnik dlya vuzov» - 3-e izd., pererab. i dopoln. - M.: Ekzamen, 2007. - S.750.
8. Kachestvo i uroven´ zhizni naseleniya v novoy Rossii (1991-2005 g.g.)// Avtorskiy kollektiv pod ruk. V.N. Bobkova - M.: OAO «VTsUZh», 2007. S.719.
9. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V., Vasil´ev V.P. Neravenstvo kachestva i urovnya zhizni naseleniya Rossii: mezhstranovyy i regional´nye aspekty (2000-2009 gg.). //Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. - M.: OAO «VTsUZh», 2010. №5, S.3-37.
10. Bobkov V.N. Metodologicheskie podkhody k razrabotke sistemy sotsial´noy standartizatsii i opyt ee realizatsii v Rossiyskoy Federatsii Mezhregional´noe neravenstvo urovnya zhizni: sostoyanie i vektor razvitiya. Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. - M.: OAO «VTsUZh», 2013. №4, S.Z-b.
11. Bestuzhev - Lada I.V. Kachestvo zhizni. Entsiklopedicheskiy sotsiologicheskiy slovar´ //Pod obshchey red. Akademika RAN G.V.Osipova. RAN, Institut sotsial´no - politicheskikh issledovaniy. - M.: ISPI, 1995. - S. 265.
12. Zhukov V.I. Rossiyskie preobrazovaniya: sotsiologiya, ekonomika, politika.1985-2001 gody. - M.: RGSU, 2002. S. 672.
13. Uroven´ i kachestvo zhizni naseleniya v novoy Rossii//Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. Avtorskiy kollektiv pod ruk. V.N. Bobkova - M.: OAO «VTsUZh», 2006. №11/12, S.28-110.
14. Voz´mitel´ A.A. Obraz zhizni. Materialy Vsesoyuznogo issledovaniya - M.: ISI AN SSSR, 1981-1982.
15. Voz´mitel´ A.A., Osadchaya G.I. Sotsial´nye izmeneniya v sovremennoy Rossii: metodologiya izmereniya i sotsial´nye praktiki. Materialy Vserossiyskogo issledovaniya /Nauchnyy konsul´tant V.I.Zhukov - M.: RGSU, 2008.
16. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. Mezhregional´noe neravenstvo urovnya zhizni: sostoyanie i vektor razvitiya. Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii.-M.: OAO «VTsUZh», 2012. №12. -S.63-94.
17. Kalmykov S.B. Sotsial´naya reklama zdorovogo obraza zhizni: kompleksnaya otsenka /Monografiya- M.: Sputnik+, 2011. - S.307.