Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the authors consider the methodology and tools of research of influence of an environment on social advertising of healthy lifestyles; they develop the directions of its development in Russian society; it formulates the socio-political, socio-economic and socio-cultural conditions of its functioning; the factors of efficiency of social advertising of healthy lifestyles are established, which are defined by the influence of environment.

Keywords:
social advertising of healthy lifestyle, environment, research methodology, quality of life, standard of living, social indicators, social standards, efficiency factors
Text

В обеспечении демографического роста, укрепления здоровья населения России важная роль отводится социальной рекламе здорового образа жизни. Предпринимаются попытки ее применения, но по своему содержанию, масштабам охвата и систематичности они, зачастую, не соответствуют возможностям социальной рекламы здорового образа жизни. Одна из ключевых причин указанной проблемы - недостаточная изученность социорекламной практики в сфере здорового образа жизни. В её исследовании не хватает комплексного, многоаспектного подхода, что обусловлено несовершенством используемого методологического обеспечения, не позволяющего, в частности, научно обоснованно учитывать влияние внешней среды. В статье анализируются некоторые методологические аспекты решения рассматриваемой проблемы с использованием объективных официальных статистических и субъективных данных по результатам проведенных авторских и вторичных социологических исследований.

Для решения поставленной задачи приведём авторские определения социальной рекламы здорового образа жизни и ее сущности, здорового образа жизни.

Социальная реклама здорового образа жизни рассматривается [Калмыков, 2012, С.115-116] как взаимодействие институционального, социокультурного, коммуникационного и социально-технологического процессов, направленных на укрепление (сохранения) здоровья (личности, социальной группы, общества), создание безопасной и благоприятной среды обитания на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинской помощи с учетом обеспечения государством, некоммерческими организациями и социально ориентированным бизнесом качественных характеристик указанных социальных практик и их социальной ответственности за здоровье нации.

Здоровый образ жизни представляет собой сочетание возможности и уровня укрепления (сохранения) здоровья личности, социальной группы, общества сложившимся образом, способом, стилем жизни с достигнутым их социальным благополучием на основе современного уровня и качества жизни.

Сущность социальной рекламы здорового образа жизни заключается в том, что она:

  • информирует общество о наиболее распространенных и опасных для его здоровья социальных проблемах;

  • является средством их профилактики;

  • предлагает пути решения демографического кризиса, достижения социальной и психологической безопасности в обществе;

  • формирует новые ценностные ориентации и одобряемые населением модели поведения с учетом сочетания современных общечеловеческих, национальных, региональных, конфессиональных и индивидуальных ценностей;

  • служит инструментом реализации государственной социальной и информационной политики.

Проанализируем понятия, связанные с интегральной категорией «социальная реклама здорового образа жизни»: внешняя среда, качество жизни и уровень жизни. Их рассмотрение обусловлено необходимостью формирования инструментария оценки влияния внешней среды на социальную практику продвижения здорового образа жизни с помощью социальной рекламы.

Как методологическая основа используется концепция изучения социальной реальности -

References

1. Kalmykov S.B. Sotsial´naya reklama zdorovogo obraza zhizni (K voprosu o teoreticheskikh osnovakh issledovaniya. Stat´ya 1)//Zhurnal «Upravlenie megapolisom». - M.: NIK «Kontent- Press», 2012. - № 1.-S.109-116.

2. Toshchenko Zh.T. Sotsiologiya zhizni kak kontseptsiya issledovaniya sotsial´noy real´nosti. Sotsiologicheskie issledovaniya - M.: RAN, 2000. №2.

3. Zhukov V.I. Rossiya v global´nom mire: filosofiya i sotsiologiya preobrazovaniy: v 3 t. - T. 1.: Rossiya na rubezhe tysyacheletiy: sotsiologiya ekonomiki i politiki (1985 - 2005). - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: RGSU, 2007. - S. 535.

4. Burd´e P. Sotsiologiya politiki: per. s fr./sost., obshchaya red. i predisl. N.A.Shmatko/- M.: Socio -Logos, 1993. -S.ZZb.

5. Sovremennaya sotsial´naya teoriya: Burd´e, Giddens, Khabermas. Ucheb. Posobie. - Novosibirsk: Novosibirskiy universitet, 1995.-S.120.

6. Bourdieu P. An Invitation to Reflexive Sociology. - Chicago: University Press of Chicago, 1992. P.I 01.

7. Kravchenko C.A. Sotsiologiya: paradigmy cherez prizmu sotsiologicheskogo voobrazheniya. Uchebnik. Seriya «Uchebnik dlya vuzov» - 3-e izd., pererab. i dopoln. - M.: Ekzamen, 2007. - S.750.

8. Kachestvo i uroven´ zhizni naseleniya v novoy Rossii (1991-2005 g.g.)// Avtorskiy kollektiv pod ruk. V.N. Bobkova - M.: OAO «VTsUZh», 2007. S.719.

9. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V., Vasil´ev V.P. Neravenstvo kachestva i urovnya zhizni naseleniya Rossii: mezhstranovyy i regional´nye aspekty (2000-2009 gg.). //Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. - M.: OAO «VTsUZh», 2010. №5, S.3-37.

10. Bobkov V.N. Metodologicheskie podkhody k razrabotke sistemy sotsial´noy standartizatsii i opyt ee realizatsii v Rossiyskoy Federatsii Mezhregional´noe neravenstvo urovnya zhizni: sostoyanie i vektor razvitiya. Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. - M.: OAO «VTsUZh», 2013. №4, S.Z-b.

11. Bestuzhev - Lada I.V. Kachestvo zhizni. Entsiklopedicheskiy sotsiologicheskiy slovar´ //Pod obshchey red. Akademika RAN G.V.Osipova. RAN, Institut sotsial´no - politicheskikh issledovaniy. - M.: ISPI, 1995. - S. 265.

12. Zhukov V.I. Rossiyskie preobrazovaniya: sotsiologiya, ekonomika, politika.1985-2001 gody. - M.: RGSU, 2002. S. 672.

13. Uroven´ i kachestvo zhizni naseleniya v novoy Rossii//Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii. Avtorskiy kollektiv pod ruk. V.N. Bobkova - M.: OAO «VTsUZh», 2006. №11/12, S.28-110.

14. Voz´mitel´ A.A. Obraz zhizni. Materialy Vsesoyuznogo issledovaniya - M.: ISI AN SSSR, 1981-1982.

15. Voz´mitel´ A.A., Osadchaya G.I. Sotsial´nye izmeneniya v sovremennoy Rossii: metodologiya izmereniya i sotsial´nye praktiki. Materialy Vserossiyskogo issledovaniya /Nauchnyy konsul´tant V.I.Zhukov - M.: RGSU, 2008.

16. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. Mezhregional´noe neravenstvo urovnya zhizni: sostoyanie i vektor razvitiya. Uroven´ zhizni naseleniya regionov Rossii.-M.: OAO «VTsUZh», 2012. №12. -S.63-94.

17. Kalmykov S.B. Sotsial´naya reklama zdorovogo obraza zhizni: kompleksnaya otsenka /Monografiya- M.: Sputnik+, 2011. - S.307.

Login or Create
* Forgot password?