В статье рассматриваются проблемы реализации в современных российских условиях требований Конвенции о правах инвалидов; проанализированы три ключевых направления: прохождение инвалидами освидетельствования, формирование индивидуальных программ инвалидов, практическая реализация индивидуальных программ инвалидов. Обосновано также изучение рассматриваемой социальной практики сучетом четырех групп потребностей целевой аудитории.
инвалиды, освидетельствование, комплексная реабилитация, классификация функционирования, домен, социальная защита, индивидуальная программа, медико-социальная экспертиза
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов [1], что стало очередным важнейшим шагом решения проблем интеграции в общество данной категории населения планеты. Мне хотелось бы напомнить о том, что предыдущий, сопоставимый по значимости международный документ, касающийся инвалидов, «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», был принят ООН в декабре 1993 г. [2]. В 2012 году указанная выше Конвенция была ратифицирована Россией [3] и теперь вопрос о реализации ее требований становится всё более актуальным. Учитывая то, что ратификация Конвенции не просто формальный акт, необходимо решить целый ряд вопросов как по совершенствованию законодательства, так и по совершенствованию системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов.
В настоящее время в рамках этой работы многими структурами, в том числе и специалистами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, большое внимание уделяется внедрению в работу с инвалидами Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья [4] (далее по тексту «МКФ»)1. Это вполне оправдано, но при этом не стоит расценивать это направление как панацею от всех бед в работе с инвалидами, на чем я остановлюсь чуть позже. Но предварительно давайте коротко остановимся на том, что же такое МКФ и какова область его применения.
Я бы хотел начать с того, что в предисловии к МКФ записано: «МКФ при надлежит к «семье» международных классификаций, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), которые применимы к различным аспектам здоровья. «Семья» международных классификаций ВОЗ обеспечивает общие правила кодирования широкого круга информации, связанной со здоровьем (например, диагноз, функционирование и ограничение жизнедеятельности)». Обращаю внимание, что МКФ - только один из элементов системы или «семьи» международных классификаторов и у него есть свое предназначение, хотя и широкое, но все же ограниченное. В целом же семья международных классификаций ВОЗ представляет собой ценный инструмент, позволяющий на международном уровне описывать и сравнивать популяционные данные о здоровье. Информация о смертности (в соответствии с МКБ-10), а также о показателях здоровья (в соответствии с МКФ) может комбинироваться при популяционных исследованиях здоровья с целью мониторинга и оценки его состояния, а также влияния различных факторов на смертность и заболеваемость.
Одновременно в указанном выше предисловии отмечается: «Всеобъемлющая цель МКФ - обеспечить унифицированным стандартным языком и определить рамки для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем. Она вводит определения составляющих здоровья и некоторых, связанных со здоровьем составляющих благополучия (таких как образование и труд)».
Домены, имеющиеся в МКФ, могут рассматриваться как домены2 здоровья и как домены, связанные со здоровьем. Эти домены описаны с позиций организма, индивида и общества по-
1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года // Российская газе-та от 24 октября 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok.html.
2. Стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности. Материалы 48 сессии Генеральной ассамблеи ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96). Нью-Йорк, Департамент общественной информации ООН, 1994. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow DocumlD 65813.html.
3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.qarant.ru/hotlaw/federal/396011/.
4. Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mse74.ru/zakonodatelstvo/Obshchie voprosi MSE?articles=321.
5. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Распоряжение Правительства РФ №1225 от 26 ноября 2012 г. Сайт Министерства труда и социального развития РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosmintrud.rU/ministry/programms/3/0.
6. Кавокин С.Н. Совершенствование системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации// Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - №4. - С.87- 97.
7. Стенограмма заседания Совета по делам инвалидов при Президенте РФ - апрель 2009 г.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 № 183-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 14.07.2013) // Российская газета от 24 ноября 1995 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.rU/1995/1 l/24/invalidy-dok.html.