СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАЛОЙ АВИАЦИИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Социально-экономическое развитие северных территорий России напрямую зависит от состояния региональных транспортно-логистических систем. Важно отметить, что малая авиация играет особую стратегическую роль в связности северных территорий в условиях ограниченной транспортной доступности и отсутствия иного круглогодичного транспортного сообщения. На примере таких северных регионов России как Архангельская область и Ненецкий автономный округ автором дается характеристика работы авиапредприятий на местных воздушных линиях, включая маршрутную сеть, состояние парка судов, рассматриваются финансовые показатели региональных авиаотрядов, выполнен анализ динамики пассажиропотока. По результатам проведенного SWOT-анализа развития малой авиации Архангельской области и Ненецкого автономного округа установлено, что её слабыми сторонами являются: высокие затраты на организацию перевозок; недостаток квалифицированного персонала; ограниченная возможность обновления парка воздушных судов вследствие санкционных ограничений; перенос сроков производства и введения в эксплуатацию новых отечественных пассажирских воздушных судов. Общими для северных регионов остаются проблемы наличия избыточных требований к выполнению авиаперевозок и эксплуатации посадочных площадок, рост цен на горюче-смазочные материалы и комплектующие изделия, что приводит к увеличению затрат региональных бюджетов. Для развития малой авиации в северных регионах России в статье предлагаются такие решения как: снижение акцизного сбора на авиационное топливо для авиапредприятий, осуществляющих социально-значимые перевозки; одобрение чартерных перевозок в пределах территории субъекта по нерегулируемым тарифам и иным маршрутам для получения дополнительных доходов в рамках утвержденного транспортного заказа.

Ключевые слова:
Север, Арктика, социально-экономическое развитие территории, транспорт, логистика, региональная авиация, стратегические решения
Текст

Введение

Принятие стратегических решений по развитию региональных транспортных систем Севера и Арктики должно происходить в рамках утвержденного сценария развития территорий [1; 2]. При этом стратегически важным является вопрос связности как внутри региона, так и между субъектами РФ. Проблемным вопросом связности всех северных регионов России и особенно в Ненецком автономном округе и Архангельской области является низкий уровень развития автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры [3, с. 51]. Поэтому для этих территорий и их транспортно-логистической системы важное  значение имеет малая авиация.

Маршрутная сеть воздушного транспорта на территории Севера России исторически сформирована со времен Советского Союза и обеспечивает транспортную связь малых населенных пунктов с районными центрами и столицами регионов. В условиях ограниченной транспортной доступности и отсутствия иного круглогодичного транспортного сообщения малая авиация является основным способом доставки пассажиров, грузов и почты в отдаленные населенные пункты [4, с. 5]. Малые воздушные суда также активно используются для выполнения санитарных заданий в целях оказания медицинской помощи жителям отдаленных территорий. Авиапредприятия регионов активно выполняют коммерческие авиационные работы в интересах крупных компаний, осуществляющих добычу и транспортировку полезных ископаемых на Севере и в Арктике.

 

Материал и методы исследования

Информационную основу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам социально-экономического развития территорий, роли малой авиации в региональной транспортно-логистической системе,  принятию и обоснованию стратегических решений, нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования федерального и регионального уровней. В работе использовались системный подход, методы компаративного, экономического и SWOT анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время на территории Архангельской области в гражданской авиации задействовано 2 аэродрома и 21 посадочная площадка, из которых только 7 имеют искусственные взлетно-посадочные полосы (далее – ИВПП), остальные являются грунтовыми. Маршрутная сеть местных авиалиний Архангельской области представлена на рисунке 1.

 

Рисунок  1 - Маршрутная сеть местных авиалиний Архангельской области [5]

Figure 1 - The route network of local airlines of the Arkhangelsk oblast [5]

 

На территории Ненецкого автономного округа (НАО) в гражданской авиации задействован 1 аэродром (г. Нарьян-Мар) и 35 посадочных и вертолетных площадок, из которых 3 имеют искусственное покрытие. Маршрутная сеть Ненецкого автономного округа не приводится, поскольку в соответствии решением регионального Правительства перевозки осуществляются по сложным маршрутам из г. Нарьян-Мар в отдаленные населенные пункты, так и между ними [6]. Всего по территории НАО перелеты выполняются по 13 местным маршрутам, в том числе 12 - круглогодичным (включают 21 сельский населенный пункт) и 1 - действующему в период ледохода и ледостава на р. Печоре (включает дополнительно 14 сельских населенных пунктов).

Перевозчиками на местных воздушных линиях Архангельской области и НАО являются АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд». На 2023 год субсидировалось 25 направлений маршрутной сети по Архангельской области и 7 направлений полетов в НАО. Характеристика парка воздушных судов Архангельской области и Ненецкого автономного округа дана в таблице 1.

 

Таблица 1

Краткая характеристика парка воздушных судов АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»

Table 1

Brief description of the aircraft fleet of JSC «2nd Arkhangelsk United Aviation Squadron» and JSC «Naryan-Mar United Aviation Squadron»

АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд»

АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»

ТИП воздушного судна

Количество

Годы выпуска

ТИП воздушного судна

Количество

Годы выпуска

L 410 UVP-E20 

3

2017-2019

-

-

-

Ан-2

5

1976-1990

Ан-2

1

1982-1987

Ан-2Т 

1

Ан-2Т 

1

Ан-2ТП 

2

Ан-2ТП 

2

Ми-8 

1

1983

Ми-8АМТ

4

1983

Ми-8МТВ-1 

3

1991-2017(1)

Ми-8МТВ-1 

9

1991-2017(1)

Ми-8Т 

5

1983-1988

Ми-8Т 

11

1983-1991

ВСЕГО

20

 

ВСЕГО

28

 

Источник: составлено автором с использованием выборки из ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» для сайта Росавиации

Source: compiled by the author using a sample from the FGIS "Register of Operators and Aircraft" for the Rosaviation website

 

Средний возраст парка воздушных судов Архангельской области и НАО во многом является сопоставимым, особенно в части самолетов Ан-2 различных модификаций и вертолетов Ми-8Т. На сегодняшний день замена самолету Ан-2 отсутствует. Поставка схожих воздушных судов иностранного производства вследствие санкционных ограничений фактически недоступна. В связи с этим оба авиапредприятия вынуждены использовать для выполнения перевозок более дорогие в эксплуатации вертолеты Ми-8 различных модификаций. Преимуществом АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является наличие более комфортабельных самолетов L 410 UVP-E20 производства Уральского завода гражданской авиации. Однако, поскольку для производства этой модели используется большое количество комплектующих из недружественных стран, вопрос их дальнейшей эксплуатации пока остается открытым.

Для сравнения финансовых результатов воспользуемся отчетами по форме 67-ГА [7; 8], которые авиапредприятия АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» размешают на своих официальных сайтах с 2023 года (рисунок 2).

Список литературы

1. Тутыгин А.Г., Коробов В.Б., Чижова Л.А. Моделирование сценариев развития северных территорий: методологический и информационный аспекты. Экономические науки. 2019. № 179. С. 114-122. DOI:https://doi.org/10.14451/1.179.114

2. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Методологический подход к формированию инвестиционных сценариев развития экономических систем. Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63). С. 66-69.

3. Кожевников С.А., Патракова С.С. Транспортная связность северных регионов России: проблемы и инструменты обеспечения. Проблемы развития территории. 2024. Т. 28. № 3. С. 50-66. DOI:https://doi.org/10.15838/ptd.2024.3.131.4

4. Соболев Л.Б. Большая миссия малой авиации. Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3 (450). С. 4-16.

5. Распоряжение Правительства Архангельской области от 03 апреля 2018 года № 95-рп «Об утверждении Концепции развития региональных авиаперевозок Архангельской области до 2030 года». URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW013&n=104233#4eYdhQUnX1aIs3f8 (дата обращения: 13.09.2024)

6. Приказ департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года № 6 «О маршрутной сети социально значимых воздушных перевозок Ненецкого автономного округа URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8301202204040009 (дата обращения: 13.09.2024)

7. Отчет о финансовой деятельности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» за 2023 год. URL: https://www.2aoao.ru/docs/share_info_form67.pdf (дата обращения: 15.09.2024)

8. Отчет о финансовой деятельности АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» за 2023 год. URL: https://avianao.ru/wp-content/uploads/2024/05/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0-67%D0%93%D0%90-%D0%B7%D0%B0-2023%D0%B3.pdf (дата обращения: 15.09.2024)

9. Постановление Правительства Российской Федерации № 239 от 7 марта 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». URL: http://government.ru/docs/all/14042/ (дата обращения: 15.09.2024)

10. Распоряжение Правительства Архангельской области от 23 мая 2024 года № 256-рп Об утверждении отчета о реализации в 2023 году государственной программы Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области». URL: https://dvinaland.ru/gov/iogv/mintrans/docList/ (дата обращения: 13.09.2024)

11. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа» за 2023 год. URL: https://gkh.adm-nao.ru/obshaya-informaciya/tekushaya-deyatelnost/otchetnost-po-realizacii-gosudarstvennyh-programm-neneckogo-avtonomnog/ (дата обращения: 13.09.2024)

12. Горшкова И.В., Клочков В.В. Экономический анализ перспектив развития воздушного транспорта в малонаселенных регионах России. Проблемы прогнозирования. 2011. № 6. C. 36-52.

13. Щербанин Ю.А. Некоторые оценки мобильности населения России: воздушный транспорт. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. № 13. С. 382-401.

14. В Поморье на 30 процентов снизят стоимость авиаперелетов по области. URL: https://rg.ru/2020/01/21/reg-szfo/v-pomore-na-30-procentov-sniziat-stoimost-aviapereletov-po-oblasti. (дата обращения: 15.09.2024)

15. Поставки самолета «Байкал» сдвинут на 2026 год. URL: https://www.rbc.ru/business/05/09/2024/66d93b309a7947aed2d86b6b (дата обращения: 20.09.2024)

16. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р) URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 20.09.2024)

17. Бюллетень Счетной палаты РФ. Малая авиация. 2023. № 11 (312). - 108 с. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/b05/585cfgmxscgtud0bkrc7r77qizivqu8k.pdf

18. Rupp K., Spanne R. How would the Norwegian Aviation Industry be affected by an Empty Seat Tax? University of Stavanger, 2018. – 168 p.

19. India: Emergence of a global leader in aviation. Knowledge report on the Indian aviation industry. PricewaterhouseCoopers. 2022. – 40 p.

20. Smirnov A., Smyaglikova E., Smolokurov E., Mazhazhikhov A. Status and Trends in Small Aviation Development using Examples from Russia and the USA // Web of Conferences. INTERAGROMASH 2022. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236301006.

21. Социально-экономическое развитие арктического макрорегиона: комплексный подход. Монография / Л.А. Чижова, А.Г. Тутыгин, А.О. Подоплёкин и др. Изд-во ООО «КИРА». Архангельск, 2022. – 292 с. ISBN: 978-5-98450-784-4


Войти или Создать
* Забыли пароль?